Новое
- Денис Фонвизин (1745-1792) — русский писатель, прозаик, поэт, переводчик, публицист и великий драматург екатерининской эпохи
- Любовник леди Чаттерлей из Интернета
- Криптовалюта и блокчейн: основы для начинающих
- Западные кинофестивали и основные концепты: от холокоста до «черт возьми»!
- Александр Ралот. «Дама пик и другие прототипы». Рассказ
- Мир науки: Сальвадор Дали и его голограммы
Андрей Налич: Признание времени
22.07.2019
Рождение – великое таинство, любое рождение! Вот является нам нечто, чего или кого не было! Быть свидетелем этого чуда – великое доверие жизни, и всегда это возникновение нового, небывалого остаётся в памяти, а порой и в сердце на долгие годы или навсегда.
И если рождение живого существа учёные описывают и объясняют поэтапно – скрупулёзно, логично и доказательно, то рождение художественного образа пока не поддаётся описанию, а для меня, например, чудо вдвойне, когда этот художественный образ воплощается в нечто материальное, что можно не только слушать, рассматривать, воспроизводить вновь и вновь словами, но когда рождённый образ вылеплен, высечен из камня или отлит.
Благодаря судьбе и моему другу художнику Леониду Шошенскому я вместе с ним в мастерской известного скульптора Андрея Налича. Полки вдоль стен заставлены моделями, маленькими отлитыми фигурами, композициями, гипсовые доски с барельефами, картины друзей, эскизы, много-много фотографий… и мне бросается в глаза портрет его мамы в военной форме… какая красавица! Я сразу оказываюсь в другом времени, во времени его предков – начала прошлого века и потом войны… глаза разбегаются, взгляд находит всё новые и новые интересные вещи самого скульптора и его друзей… Я следую за хозяином, хочется задержаться у каждой работы, но это невозможно – тогда я тут застряну на месяц, больше… описывать картину, скульптуру – это всё равно, как пересказывать симфонию или поэму «своими словами»… но вот в центральной части мастерской на столе, как я понимаю, готовая модель – новая работа мастера, и мы садимся по разные стороны от неё. Я слушаю Андрея, его удивительно стройную и образную речь, хотя разговор перескакивает с одной темы на другую, но как-то так получается, что всё это единое повествование о детстве, творчестве, разных работах, которые я вижу, о фотографиях и… ничего об этой модели скульптуры, от которой я не могу оторвать взгляда… мелькает мысль: вот бы записать этот рассказ Налича – получилась бы интересная книга-биография, в которой яркие главы о его предках с Балкан, о его отце, солисте оперы, о его матери, которая свою жизнь посвятила лингвистике, и как-то из этих казалось бы разрозненных зарисовок, эпизодиков, сцен складывается единое целое, и понятно, откуда такой образный язык, откуда такая эмоциональная насыщенная интонациями речь и откуда вот эта скульптура, которая у меня перед глазами, от которой взгляда не оторвать… И ещё по тому, как Андрей убедительно рассказывает, что он ни в математике, ни в музыке явно ничего бы не сделал, что в лингвистике для себя он не видел ничего интересного, и далее, перебирая разные области культуры и человеческой деятельности, он столь критически говорит о своих способностях, что я совершенно определённо понимаю: это совсем не так, а вся «самокритика» – не что иное, как сверх критичное и придирчивое отношение к себе и своему творчеству. Да, именно так: понятны истоки того, что я вижу, понятно, о чём говорит автор, но совершенно загадочно, как в голову мог придти такой образ – гармония музыки, линий, объёмов?! И все же я спрашиваю его: почему скульптура стала делом жизни, вы же на архитектора учились, работали по специальности и не один год, почему такой поворот… Он снова вспоминает детство и говорит:
«Сколько себя помню – сначала в детстве лепил, потом, когда уже работал архитектором, опять потянуло… натура своё взяла, надо слушать себя!»
1 комментарий
Byuf
22.07.2019Читаю и перечитываю, и снова возвращаюсь в начало статьи, и не хочется расставаться ни с автором, ни с его героем… Читаю, размышляю и на сердце светло, потому что живут рядом такие замечательные люди. Спасибо. Здоровья всем и успешного творчества многие годы.