Пятница, 19.04.2024
Журнал Клаузура

Как растут «Казаки». Об учебном спектакле Школы Олега Табакова

Как заинтересовать студентов далёкими от сегодняшних дней временами и образами? Как современным детям превратиться в совсем неизвестных им терских казаков XIX века?

Рецепт, скорее всего, только один – интерес или даже любовь к материалу их педагога. «Я люблю Толстого, — признаётся заслуженный артист России Виталий Егоров, — и в юбилейный для писателя год ребята делали самостоятельные отрывки не только из «Казаков», брали и «Живой труп», и «Власть тьмы», и другие произведения. Посмотрели показ и поняли, что работа по Льву Николаевичу полезна, интересна, тогда и решили сделать этот спектакль».

Для постановки «Казаков» материала, по словам Егорова, пришлось перелопатить много – от «Хаджи-Мурата» и дальше. «Как ни странно, — говорит Виталий, — ребятам, этим 18-летним детям, интересно было всё, и удивительно состыковывалось с сегодняшним днём, и герой для них был абсолютно современный».

Сцена из спектакля.

Очень долго обсуждали попытку героя убежать куда-то, где возможно счастье и новая жизнь. Но выяснилось, что от себя не убежать никуда. Оттого и озаглавили постановку «Беглец», изучая в ней историю молодого человека, попавшего в какое-то совершенно иное измерение.

«Долго, — продолжает Егоров, — изучали описанных в повести терских казаков. Копали и по поводу церкви – староверов, снятых колоколов, и по поводу культуры, интересовались, как они в этой местности оказались, даже тем, как азан, что звучит за Тереком, этих людей никак не смущал».

Сам Виталий – человек очень тонко слышащий, музыкальный, потому в спектакле и языков, и говоров много, и песен. Говорят на русском, на чеченском, на татарском, украинские песни поют, звучат грузинские церковные песнопения.

Сцена из спектакля.

«Сам я с Украины, — говорит педагог, — потому родные напевы сердце греют. Ребята поют на сцене любимые песни моей бабушки и мамы – отлично, что такая возможность появилась».

На самом деле создателям спектакля, конечно, доподлинно неизвестно, как говорили терские казаки – но ведь можно пофантазировать: добавить лёгкое южное «г», каких-то татарских интонаций – аккуратно, чтобы не переборщить – и атмосфера готова.

«И, конечно, — говорит Егоров, — надо было 18-летним попробовать в силу своего возраста дойти до сути толстовской, попробовать сравнить описанные Львом Николаевичем любовь, измену, предательство с их собственным пониманием этих вещей.  Артист всё пропускает через себя, мы их этому учим. Играем Шекспира или того же Толстого – можем их времена себе только представить, хотя в тексте многое присутствует, а любовь, измена, предательство хоть и вечны, но в каждом случае получают какую-то свою окраску».

Однажды учебная постановка Виталия Егорова «На бойком месте» по Островскому выросла в спектакль для Театра Табакова – его коллега заслуженный артист России Сергей Беляев был единственным там опытным актёром, держа гроздья совсем молоденьких коллег, для которых выход на профессиональную сцену стал и взрослым опытом, и особой честью.

Хороший был задел, возможно, повезёт и «Казакам»? А пока от спектакля к спектаклю, от показа к показу на зрителя постановка растёт и крепчает.

Наталья Косякова

Фото Ксении Бубенец

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика