Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Кто такой писатель? Что такое писательство?

— «Что такое «писатель»?
Брошенные дети, забытая жена, и тщеславие, тщеславие…
Интересная фигура.» 

(В.В.Розанов)

Вопрос, пользуясь ленинской терминологией, архисложный и архиважный, а возник он у меня из переписки с одним, скажем так, гражданином, который совершенно серьёзно утверждает, что он-то как раз и есть настоящий (то есть, ни много-ни мало ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ) ПИСАТЕЛЬ! Вот так! Можно было бы, конечно, посмеяться и забыть, но ведь это не единичный случай – тенденция! Особенно сегодня, в эпоху Интернета, когда возможности для занятия «писательством» расширились безгранично (добавлю, извините, простонародное выражение – « и замылились безразмерно»!)! Поэтому вопрос: кто же такой писатель (или кого можно назвать писателем)?

Начнём с того, что попробуем обозначить (всего лишь обозначить) «точки отправления». Первая: это человек, имеющий специальное литературное образование? Ответ однозначный: вовсе нет. Примеров ( в том числе, и из классиков) – неисчислимое множество, поэтому на конкретных личностях останавливаться не буду. Второе «отправное»: тот, кто пишет (старается писать) художественные тексты? Опять не критерий, потому что  непонятно, что такое художественный текст. «Я размахнулся и ударил соседа по морде. Сосед упал». Чем не рассказ? «Размахнулся» — завязка, «ударил» — экспозиция, «упал» — развязка. Все каноны рассказа соблюдены — но назвать это художественным текстом…  Или другой пример, уже поэтический:

— Суровой чести верный рыцарь,

Народом Берия любим.

Отчизна славная гордится

бесстрашным маршалом своим. –

«Песня о маршале Берия», 1945 год. Это разве не художественный текст? Это самый что ни на есть ОБРАЗЕЦ художественного текста хотя бы потому, что его автор кто? Правильно, Сергей Михалков! Автор Гимна Советского Союза и  «Дяди Стёпы». Обладатель стольких премий, званий, титулов, медалей и орденов, что язык усохнет перечислять.

Третий постулат: писатель это тот, кто публикуется в литературных изданиях. Это конкретнее, потому что текст в литизданиях проходит редактуру (сиречь, отбирается редактором). Вроде бы вот он, конкретный критерий, но опять всё не так просто. Редактор, пусть даже самый опытный, который, что говорится, на редактуре «собаку съел» (сотни собак, и все — волкодавы!) всё же ЧЕЛОВЕК. А каждый человек имеет свои принципы, слабости,  пристрастия, симпатии и антипатии. То есть (заранее прошу прощения у этих уважаемых людей за определение) субстанция СУБЪЕКТИВНАЯ. А если сочинитель художественного текста его хороший знакомый, если они вместе в баню ходят, вместе водку пьют, то какая в таком случае может быть ОБЪЕКТИВНОСТЬ? Как не порадеть близкому человеку? Так что и здесь о каком-то принципиальном критерии можно говорить с очень большой натяжкой. А лучше и вовсе «не»…

Четвёртое: писатель этот тот, кого ЧИТАЮТ. Вот вроде бы самая показательная категория — читатели! Вроде бы, но… Раскидайте свой текст по десятку литературных сайтов (надеюсь, принципиальное различие между литературными сайтами и литизданиями объяснять нет необходимости?) и даю голову на отсечение: в течение, скажем, суток минимум человек десять-двадцать в ваш текст ОБЯЗАТЕЛЬНО заглянут (а если этот текст небольшой по объёму, то и прочитают). Эта цифра не показатель? А какая показатель? Сто? Тысяча? Миллион? Нет такой КОНКРЕТНОЙ цифры! Значит тоже не категория!  Гениальный Чехов сказал замечательно: «Стать писателем очень не трудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.».

Отдельная тема – о профессионализме. Здесь уместно предоставить слово самарскому поэту Виктору Белоусову:

«В перечне профессий — токарь, водитель, инженер, учитель, врач и т.д. — нет профессии писатель. Ведь с точки зрения юриста или кадровика писатель должен входить в штат, работать по определённому графику, получать зарплату за свой труд, иметь право на больничный лист и пенсию по старости. Только в этом случае писательская деятельность может считаться профессией. Если же сочинитель стихов и рассказов является членом общественной организации и у него есть соответствующее удостоверение члена того или иного писательского союза, многочисленные публикации, даже дипломы за победы в конкурсах, он регулярно платит членские взносы, — то это всё же не профессия, а хобби, любительство. Кстати, М. Лермонтов был офицером и прожил всего 26 лет. Это не помешало ему стать классиком. Ф. Тютчев был дипломатом. В. Высоцкий был актёром. Они писали на досуге. С другой стороны, современные профессиональные писатели, а их тысячи, в большинстве своём не оставят никакого следа в истории русской литературы. И дело не только в степени таланта, в излишнем многолюдстве на Парнасе. Эпоха иная, роль литературы близка к нулю.»

(конец цитаты)

Добавлю: сегодня могут прожить НА ГОНОРАРЫ только  т.н. коммерческие авторы. Но их  по стране – считанные единицы, и они, понятно, литературной « погоды» в сегодняшней среде сочинителей литературных текстов не делают. Так что времена позднего СССР, когда литератор за три хорошие  журнальные публикации мог купить себе автомобиль, ушли безвозвратно.

Осталось одно: обратится к словарям. У Даля определения «писателя» нет. Толковый словарь Ожегова:

«ПИСАТЕЛЬ, -я, м. Человек, к-рый занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения».

Толковый словарь Ушакова – тоже самое.  В общем, нигде нет конкретности. А т.н. графоман разве литературным трудом не занимается? Ещё как!

Поэтому повторяю вопрос: кого можно считать ПИСАТЕЛЕМ? 

Постскриптум

Я уже закончил этот текст, когда один из читателей предложил такое определение:

«Писатель — это человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления».

А что? Неплохо! И относительно конкретно. И опять же подтверждает мою мысль, что деление сочинителей художественных текстов на т.н. писателей и графоманов есть деление  совершенно НАДУМАННОЕ, поскольку   и те, и другие подпадают под это определение целиком и полностью.

А тем «писателям», которые уверены в своём именно «писательстве» и никак не хотят признать себя графоманами, хочу напомнить слова Ларошфуко:

«Мы так привыкли притворяться перед другими, что под конец начинаем притворяться перед собой»

Кто не понял, расшифровываю: тщательнеЕ относитесь к себе, граждане! ТщательнеЕ! И побольше самокритики!

Алексей Курганов


комментария 4

  1. Римма

    «Писатель» — слишком высокое звание, и достойны его избранные, такие как — Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Тургенев, Куприн, Тютчев, и еще десятка два имен можно упомянуть XIX и XX-го века; мы же, грешные, лишь «литераторы», пишущие в силу своих скромных способностей, и тут я согласна с Андреем, это наше «хобби», и претендовать на большее бессмысленно…

  2. Byuf

    Просто человек задумался над вопросом, который его беспокоит, и попробовал сам разобраться и , конечно, рассчитывал, что кого — то тоже зацепит тема… Появится новый взгляд на предмет — серьёзный, рассудительный… Почему же так болезненно сразу реагировать (первый комментарий). Суть статьи — в последней строке: автор намекает справедливо на ответственность пишущих (не только писателей!) публично, пусть это будет «продукт» высокого уровня, чтобы читать не было стыдно.

  3. Сергей Носов

    Статья эта — пустаяно самоуверенная на редкость болтовня, кривляние и ерничанье…
    При этом ее автор считает себя самым умным на всем белом свете… А потому и самым скептическим и всезнающим…
    На самом деле же литература, художественная литература — признанная всеми давным давно форма искусства… Одна из основных форм искусства.
    И писатель — тот кто эту форму искусства создает и в нее погружен в своем творчестве…
    Так же и балет например — форма искусства.
    Но это не значит что каждый пьяный мужик который после трех рюмок танцует на кухне — балетный артист..
    Так же и каждый бездарный графоман помещающий свои дурацкие сочинения на нынешних литературных сайтах с открытым доступом для авторов — не писатель а придурок с самомнением охваченный страстью сочинять свою чушь.
    Автор этой статьи играет на том что теперь что угодно могут помещать графоманы в интернете и кривляясь заявляет что поэтому мол и разницы между графоманом и писателем толком и не существует якобы…
    Нет дорогой мой Алексей Курганов — есть эта разница!
    И все ее легко видят обычно.
    Хотя бы сравнивая тексты того же Пушкина и Алексея Курганова например …Ведь тут сразу видно — кто писатель а кто пустой хохмачь и болтун.

  4. Андрей

    А кто такой «Шахматист»? Кто такой «Музыкант»? «Художник»? Таких вопросов с неоднозначными ответами можно назадавать массу. Писатель, это не звание и не профессия. Писатель, это всего лишь хобби.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика