Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

У истоков поленовского гения. Выставка работ М.А. Поленовой в Музее Тропинина

В конце сентября в Московском музее Тропинина и московских художников его времени открылась новая выставка «Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин».

Впервые принимая у себя великолепные графические композиции матери великого Василия Поленова Марии Алексеевны, музей посвящает экспозицию 175-летию со дня рождения её гениального сына.

«Особенность выставки в том, — говорит старший научный сотрудник Музея-заповедника В.Д.  Поленова Марина Глашкина, — что посетители смогут увидеть редко выставляемые работы. Графика Марии Алексеевны не знакома не только широкой публике, но даже знатокам. Поленова была художницей непрофессиональной, но очень талантливой – гости выставки сами могут в этом убедиться».

Ольга Журавлёва, Александр Кибовский и Сергей Подстаницкий на открытии выставки

М.А. Поленова. Молодая крестьянка в одежде Олонецкой губернии

Творческая жизнь художницы была неординарной. Обучаться живописи и рисунку девушки и женщины в начале и середине XIX века могли только дома. Марии Алексеевне повезло больше других — творчество у неё было в крови – её дед по материнской линии, Николай Александрович Львов, был почётным членом Академии художеств и прославился как  архитектор и литератор. Мать, рано потерявшая родителей, стала воспитанницей своего дяди – Гавриила Романовича Державина. Детство Вере Николаевне посчастливилось провести в его доме в высококультурной среде, в окружении представителей художественной и литературной элиты конца XVIII века.

Супруг Марии Алексеевны, Дмитрий Васильевич Поленов, археолог и библиограф, обладал многими талантами, был страстным любителем исторических памятников. Находясь в Греции на дипломатической службе, он познакомился со многими художниками, в том числе и с Карлом Брюлловым. Позже через Брюллова он устраивает для жены занятия у академика Константина Антоновича Молдавского.

Поленова умело совмещает воспитание детей и ведение домашнего хозяйства с занятиями живописью и рисунком, демонстрируя большой талант и вкус.

«В основном, — продолжает Марина Глашкина, — Поленова писала графические портреты – родственников, своих детей, портреты простых людей разных сословий – это лавочник, казак, черкес, крестьянки в национальных костюмах. Конечно же, от матери унаследовали любовь и страсть к живописи и дети Марии Алексеевны – Василий – блестящий живописец, архитектор, музыкант — и Елена – иллюстратор русских народных сказок».

Практически вся жизнь Марии Поленовой проходила в усадьбах, и герои её работ – жители Олонецкой и Тамбовской губерний. Оттого название экспозиции — «Усадебный альбом» более чем гармонично.

«И наш музей, — говорит директор Музея Тропинина Ольга Журавлёва, —  расположен в усадьбе Маслениковых-Петуховых, так что «Альбом» здесь по праву. Первая выставка этого сезона – определённый срез времени, экскурсия на два века назад. Здесь и Тропинин, и Молдавский, есть графический портрет знаменитого берлинского художника Франца Крюгера,  неизвестные русские художники, но их работы с очень характерным выражением лиц того времени, одежды, атмосферы, красок. Это не парадные портреты, а камерные усадебные вещи, которые показывают семью, быт, дом, крестьян».

В.Д. Поленов. «Палестинский дворик» и «Осень. Ока»

Имея в коллекции всего две работы Василия Поленова («Осень. Ока» и «Палестинский дворик»)  – этюды к двум его монументальным работам «Золотая осень» и «Христос и грешница» – музею было бы достаточно сложно  сказать своё слово в юбилейном шествии. Потому к общению он пригласил своего партнёра и друга, известного искусствоведа и коллекционера Сергея Подстаницкого. Так появилась идея попросить у Музея-заповедника В.Д. Поленова работы матери гения русской живописи.

Так что начинать поленовский сезон будет вполне логично не в Третьяковской галерее 17 октября, а в уютном особняке в Щетининском переулке, где камерность и особый уют делают восприятие особенно тонким.

По мнению руководителя столичного Департамента культуры Александра Кибовского, сейчас у людей теряется навык восприятия искусства вживую. «Нам трудно, например, — сказал он на открытии выставки, — понять, как восхищал людей живой духовой оркестр. К сожалению, уходит ощущение восторга от соприкосновения с неожиданностью, когда можно близко подойти к произведению и обратить внимание на то, как выполнена разовая ручная работа. И нам надо делать в два-три раза больше мероприятий, чтобы добиться такого эффекта, чтобы сделать встречу с прекрасным максимально результативной».

Музей Тропинина – как раз то пространство, где и подача произведений искусства, и их сопровождение делают свидание изящным и плодотворным.

Выставка «Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин» продлится

до 12 января 2020 года

Наталья Косякова

Фото:  Пресс-служба Музея Тропинина


комментария 2

  1. Byuf

    Спасибо Наталье Косяковой за полезную информацию.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика