Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Амплитуда колебаний языка зависит от ширины открытия рта

ТЕОРЕМА ДЦ-16

Другая важная составляющая колебательного процесса – это расстояние, которое необходимо преодолеть языку, чтобы успеть воспроизвести те или иные согласные. Так для одних согласных язык должен «прижаться» к верхним зубам, для других – к нижним, а для третьих язык, верхние и нижние зубы должны прийти в одну переднюю «точку». Эта проблема усугубляется тем, что в слоге на одну гласную приходится до пяти согласных, которые надо успеть четко произнести…!

Для упрощения всего этого процесса логично уменьшить все эти движения, уменьшить их амплитуду, для чего необходимо уменьшить расстояние, которое необходимо преодолевать не только языку, но верхним и нижним челюстям. …

Так при широком открывании рта, чтобы произнести большинство согласных необходимо обязательно закрыть рот. Возникает необходимость постоянного закрыванияоткрывания рта, что приводит к постоянному «шлепанью» губами. Не забудьте, что в слоге на одну гласную приходится до пяти согласных…! При этом организовать такое важное вокальное умение, как звуковедение, когда одна голос-гласная должна без разрывов перейти в следующую голос-гласную, будет практически невозможно.

Если же прикрыть рот, то языку практически ничего не надо будет делать – все рядом! Да и губы будут смыкаться практически молниеносно! Таким образом, для упрощения моторики всей дикции необходимо еще и прикрыть рот! В конечном итоге, это всего лишь дело привычки – научитесь открывать, будете открывать, научитесь не открывать – будете не открывать…!

Так, например, в обычной речи артикуляция работает в рамках нормальной, естественной, но не чрезмерной! При целенаправленных тренировках можно овладеть искусством чревовещания, когда артикуляция при речи отсутствует полностью…!

Конечно, можно заставить и привить человеку и чрезмерную артикуляцию. Так в логопедической практике культивируется чрезмерная артикуляция и широкое открывание рта, но в обычной жизни и дети, и взрослые этой методикой не пользуются.

Я работал в логопедическом садике несколько месяцев, поэтому говорю об этом не понаслышке. Чрезмерность артикуляции приводит к энергозатратной моторике, что делает ее неудобной, что интуитивно и отвергается на бытовом уровне, как детьми, так и взрослыми….

Как доказательство, можно на просторах интернета найти певцов, которые артикулируют очень естественно при минимально-необходимой амплитуде открытия рта. В данном аспекте интерес представляют видео мастер классы по вокалу известного итальянского баритона маэстро Мауро Августини, который является продолжателем школы выдающегося итальянского тенора Марио Дель Монако. Он учит атаковать и петь гласными, в результате чего возникает техника спинтового пения (В итальянском понимании).

При этом на видео можно видеть, как Мауро Августини требует естественного речевого положения рта, и постоянно показывает, открывать рот – это не правильно…! В пении, если ученик начинает открывать рот, то маэстро постоянно закрывает рот ученика своей рукой, придавливая нижнюю его челюсть вверх. При этом дикция, даже у женских голосов очень хорошая и естественная…! Напомню и тот факт, что Мауро Августини является продолжателем школы выдающегося тенора Марио Дель Монако…!

В данном случае можно говорить о деликатной и даже вялой артикуляции, что для вокала является редкостью, но вокальная дикция у них от этого не страдает…. Как правило, это певцы с природными голосами, не испорченными навязанной чрезмерностью.

Грамотный педагог, если видит, что голос строится правильно, а артикуляция у певца «вялая» или естественная, не требует у природных голосов что-то менять…! В этом проявляется педагогическая мудрость! Таким образом, сохраняется и естественная артикуляция, которая присуща, как правило, певцам с хорошей природой.

Нарушение причинно-следственных закономерностей…

 Хочу отметить характерную закономерность, что при громком активном пении рот открывается широко, но это не значит, что, если певец откроет широко рот, то он хорошо запоет. Открыть рот – это простейшее движение, подвластное любому человеку. Если бы от широты открытия зависело умение петь, то все бы пели хорошо. На самом деле это не так…!

Таким образом, вытекает объективная необходимость, выявленная выше, в том, чтобы рот открывался как можно меньше! Это уменьшит амплитуду колебаний языка, амплитуду колебаний верхних и нижних челюстей. Это упростит моторику всей дикции, что позволит увеличить скорость произнесения всех согласных, то есть всей дикции…. Поэтому те, кто требует открывать при пении рот как можно шире, наоборот усложняют весь процесс формирования всех согласных. Может быть и поэтому «звезды мировой оперной сцены появляются вопреки традиционной школе», то есть традиционным представлениям…?!

Кроме того, широкое открывание рта приводит к тому, что активно начинают работать артикуляционные мышцы, что увеличивает активность беззвучной области согласных, которая оттягивает на себя все силы и «внимание» у голосового аппарата. Происходит своеобразное «зажевывание» голосовых гласных беззвучными согласными, то есть «зажевывание» дикцией. Это дает и зажим голосового аппарата…

Таким образом, реализовать итальянский механизм озвучивания согласных гласными – «голосом верного качества», как говорил маэстро Барра, не представляется возможным!

Общее правило заключается в том, что надо добиться четкой дикции при минимальных движениях губ, языка, челюстей, что автоматически требует минимального открытия и рта, и деликатной артикуляции! При этом согласные смогут формироваться молниеносно и не отвлекать на себя и внимание, и энергию процесса голосообразования…!

Для упрощения моторики, связанной с открытием рта необходимо использовать метод «спички» или «пальца», описанных в моей книге «Сложное искусство петь просто. От теории к практике».

СОБИРАНИЕ ЗВУКА ГУБАМИ…?!

Надо сказать, о приеме, который собирает звук – это собирание звука губами в форме буквы «О»! Звук действительно собирается, но что в действительности его собирает?

По выше доказанным теоремам дикции ДЦ-15 и ДЦ-16 можно определить, что «собирание губ под фонему «О» придерживает активность артикуляции и ширину открытия рта, что упрощает моторику всей дикции и улучшает условия формирования опоры и резонанса.

Но в пении под «О» или «У», или еще под какую-то фонему есть негативные последствия – происходит редуцирование гласных, то есть их искажение. При этом искажается речевая естественная интонация вокального текста!

Кроме того, в этом случае выполняются условия требований теоремы дикции ДЦ-15, то есть принципа маятникасмещается акцента ближе к оси качания и языка, и верхних и нижних челюстей. То есть практическая польза округления есть, особенно когда гласные строятся во рту. Отсюда, может быть, идет рекомендация собирать звук буквой «О» и петь все гласные под «О», ставя рот в положение «О» !? Но, таким образом искажается дикция, а это признак плохой школы! Одним словом, одной рукой даем, другой забираем…!

Как я уже говорил, этот прием искажает нормы произношения гласных, что делает вокальную речь неразборчивой, поэтому по итальянским вокальным нормам искаженное звучания гласных неприемлемо и в Италии не применяется! Там всегда требуют, если «А», так и надо петь «А», если «Э», так — «Э» и это требование сохраняется в отношении всех гласных, и тому есть своя логика, связанная с художественной правдивостью вокального образа….

Если обратиться к итальянским нормам звучания вокальных гласных, то там отрицательно относятся к каким-либо искажениям, потому что сразу же нарушается художественная правдивость передачи образа, средством которого является не звук, а является вокальное слово! Нормы же произношения слова, всегда базируются на нормах произношения отдельных фонем, и особенно распевных гласных. гласные – это голос гласные – это музыкальный тон! Но вернемся к согласным….

СОгласные и НЮАНСЫ их произнесения…

С точки зрения приложения акцента (грузика) к маятнику-языку наиболее медленными являются согласные губной группы (б, м, в, п, ф) (Э1). Их частота колебаний (f1) «по маятнику» самая низкая, потому что расстояние от оси колебания самое большое. Все согласные этой группы формируются за счет смыкания губ, и поэтому для увеличения скорости их произнесения необходимо, чтобы губы находились на минимальном расстоянии друг от друга, т. к. это уменьшит амплитуду их смыкания-размыкания.

Следующая группа согласных фонем – переднезубная (д, з, л, н, р, т, ц, с, й)2). Их частота колебаний (f2) немного выше (f2 > f1), чем частота губной группы (f1), но все равно эти согласные такие же медленные, как и губные. Все согласные данной группы формируются за счет работы языка у верхних и нижних зубов, поэтому для увеличения скорости произнесения этих фонем необходимо, чтобы челюсти находились опять на минимальном расстоянии друг от друга.

Частота колебаний (f3) верхненёбной группы согласных фонем (ж, ч, ш, щ) (Э3) выше частоты переднезубных согласных (f2) и, тем более, частоты губной группы согласных фонем (f1) (f3 >> f2 > f1).

Согласные заднесмычной группы фонем (г, к, х) являются самыми быстрыми из всех согласных, а для увеличения скорости их произношения необходимо, чтобы расстояние для смычки «г», «к» было как можно меньше.

При кажущейся надуманности этого варианта, необходимо напомнить о, так называемом, зевке, который проповедуется практически всеми школами, педагогами и певцами. Именно при зевке возникает большое расстояние между корнем языка и «язычком», который прикрывает вход в носовые пазухи (параназальные полости). Таким образом, во всех случаях для упрощения моторики всех согласных логично возникает необходимость прикрыть рот и убрать зевок! Тогда моторика всей дикции упростится!

У Вас может возникнуть возражение: «Это зажмет весь рот и никакого голоса не получится!» Но, в конце концов, это дело привычкиоткрывать рот или прикрывать…! Чему научат или научили, то и будет…!

Но я уже доказал, что гласные необходимо научиться строить где угодно, но только не во рту. Гласные надо научиться строить хотя бы в глотке. Это очень просто получается на заднесмычных «взрывных» слогах согласных фонем «Г», «К».

При этом хочу уточнить одну причинно-следственную связь между громким голосом и шириной открытия рта. Когда певец поет громко, то рот, действительно открывается широко! Но это не значит, что для того, чтобы появился громкий голос надо открыть рот, как можно шире…!

Если бы это было так, то открыть широко рот – это не такая большая «премудрость»! И все бы пели большими голосами! Причинно-следственная связь в этом случае поставлена с ног на голову!

При тихом произнесении

ГЛАСНЫЕ строятся ГЛУБЖЕ, чем «Г» и «К» …

Теперь проведите маленький практический эксперимент. Для начала приставьте свою ладонь «лодочкой» ото рта к уху. Найдите положение наилучшей слышимости. Нашли? А теперь проговорите очень тихо про себя сначала фонему «Г», а затем, гласную «А». Проговорили? Ответьте себе на вопрос: «Какая фонема строится глубже? «А» или «Г»?

При внимательном анализе, Вы сами почувствуете, и ответите себе, что гласная «А» формируются намного глубже, чем фонемы «Г», «К». Ощущения гласных связаны с местом фонации голосовых складок, то есть намного ниже и глубже, чем место смыкания согласных «К» и «Г». При этом, если к груди приставить руку в момент произнесения гласных, то можно явно ощутить вибрации груди. Это говорит о том, что в процесс формирования гласных включается область груди! Причем такая ситуация характерна для любой гласной! Поэтому, если научиться строить гласные в глотке, на груди, за корнем языка, то результат может превзойти все Ваши ожидания не только по скорости произнесения, но и по объему, и по речевой естественности звучания…. При этом сами гласные будут в меньшей степени зависеть от артикуляционных движений…!

Таким образом, для увеличения скорости дикции, достаточно сместить акцент на грудные гласные! И все получится без вас, если не переоткроете рот! Сработает простая механика, и вся моторика дикции упростится!

Еще раз предупреждению, что это получится при условии, что Вы не переоткроете рот до начала атаки гласной! Да! И еще, если Вы не строите гласные во рту! В этом случае у певца возникнет внутренний резонанс голоса…!

Это и есть альтернативный путь развития вокальной и просто речи – умения «ничего» не делать! Слово «ничего» взято в кавычки, потому что для того, чтобы действительно ничего не делать, надо этому научиться, то есть много потрудиться!

 «ВНУТРЕННИЙ» РОТ…

Интерес представляет образ, когда педагог просит открыть «внутренний рот». Это тоже самое, что открыть реальный рот, только наоборот внутри…!

Вульгарное применение этого образа выливается в банальный зевок, что, как я уже говорил, усложняет моторику всей дикции. Правильное применение этого приема-образа – это представление рта на спине в районе седьмого позвонка (виртуальный рот), и мысленно открываете «внутренний рот» во время пения и произнесения текста. Это даст тот эффект, что реальный рот будет открываться не широко, а настолько, насколько ему надо самому…! Артикуляция при этом придет в естественно-речевую норму!

Если вы будете петь тихо, то рот будет открываться меньше, если громко, то шире. Скажу больше, для пения на пиано рот лучше практически закрыть полностью…. Это приведет артикуляцию к нормально-естественной, что позитивно скажется на формировании всего голоса. Это и есть суть и главная задача приема «виртуальный» рот. При этом Ваше мысленное сосредоточение на затылке приведет к тому, что Вы не будете «перепихивать» фонационное дыхание за голосовые складки (теорема ДХ-1), следовательно, это уберет форсированность голоса (Это будет рассмотрено и доказано отдельно в теоремах дыхания (ДХ)).

С другой стороны, образ «внутреннего» рта позволяет строить гласные в глотке, точно так же, как это делают согласные заднесмычной группы – «Г» и «К»! При этом зависимость гласных от артикуляционных движений резко уменьшится, что позитивно отразится на вокальной дикции! При этом улучшится четкость коротких гласных и ударных гласных в частности!!

С третьей стороны, виртуальный рот позволяет удержать поток фонационного дыхания и «позицию» гласных в области зева. Таким образом, дыхание, как бы прижимается к позвоночнику и проходит «вертикально» ….

С четвертой стороны, упростится моторика (механика) всей дикции потому, что акцент в работе артикуляционного аппарата будет смещен к корню языка, то есть к оси колебания языка, как того требует механика маятника метронома…! А так как реальный рот прикроется, то амплитуда вынужденных колебаний языка для образования согласных уменьшится! Таким образом, происходит лавинообразное улучшение всех параметров и дикции и голоса этим простым приемом-образом«внутренний» рот!

Если прием «Внутренний рот» знаком немногим, то следующий прием знаком большинству, другой вопрос, что суть его никто не понимает – это метод «камней» ….

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МЕТОД

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДИКЦИИ И РЕЧИ.

МЕТОД «КАМНЕЙ»

В свете вышесказанного интерес представляет древний метод совершенствования дикции и речи – метод «камней», используемый ораторами Греции еще в античные времена. Ораторы наполняли рот маленькими камешками, после чего декламировали вслух, стараясь как можно четче произносить слова. Эта же методика обыгрывается и в мюзикле Ф. Лоу «Моя прекрасная леди», в эпизоде, когда мистер Хиггинс обучал мисс Дуллитл правильной дикции. После того, как камешки вынимали изо рта, оказывалось, что дикция значительно улучшилась. Объяснения механизма позитивного воздействия этой методики на дикцию я не встречал ни в одной книге, но в вышеизложенной теории моторики дикции «метод камней» находит свое объяснение. Оно следующее: когда рот занят камнями (Рис. 13), то хотите вы того или нет, но при чтении вслух вся передняя часть ротового пространства насильственно заблокирована камнями!

Таким образом, приходится работать корневой частью языка и более глубокой частью ротового пространства. Происходит смещение акцента в работе речевого аппарата ВГЛУБЬ, что по аналогии с колебаниями маятника метронома приводит к смещению акцента ближе к оси качания маятника, а в нашем случае языка, вследствие чего его скорость колебаний автоматически увеличивается! Это позволяет упростить моторику всей дикции, и «загоняет» все голос-гласные в область глотки. Таким образом, как и при использовании приема-образа «внутренний» рот происходит лавинообразное улучшение всех параметров и дикции, и голоса!

Сергей Богаченко

Уважаемые читатели, Вы можете в интернете в поисковике забить запрос на поиск видео теоремы ДЦ-16: «Теорема дикции ДЦ-16, Богаченко СН», и посмотреть видео лекцию с хорошими иллюстрациями и простыми примерами, в доступной форме объясняющих суть этой теоремы дикции ДЦ-16.

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=kCqpURe5oXA&t=1166s

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика