Вторник, 16.04.2024
Журнал Клаузура

Ротовой способ формирования гласных не может дать разборчивого слова

Теорема ДЦ-18

Для начала хочу ввести понятие «тон-слог». Дело в том, что при пении со словами практически любой ноте соответствует какой-то один слог. Поэтому у вокалистов возникает неразрывная единица вокализации – это ТОН-СЛОГ.

Как было сказано выше, в теореме ГЛ-4, механизм возникновения гласных – это озвучивание замкнутого объема определенной конфигурации звуковой волной. В данном случае этот объем может находиться в любом месте дыхательного канала человека и в частности и во рту – это наиболее простой способ формирования гласных, которым пользуется подавляющее большинство певцов, артистов и просто людей. Давайте разберемся, насколько этот объем может обеспечить четкость и стабильность формирования гласных в реальном процессе пения и даже произнесения….

Итак, для того, чтобы образовалась та или иная гласная необходимо установить рот в «положение» той или иной гласной, и это мы в повседневной жизни все очень хорошо умеем делать. Пока рот будет находиться в этом положении, гласная будет оставаться неизменной. Эту закономерность можно заметить на длинных гласных. Если они короткие, то ни Вы, ни я заметить, что происходит в это мгновение, просто не успеем, поэтому этот процесс необходимо для начала «растянуть» по времени! Так проще увидеть весь процесс формирования, и искажения гласных.

Для начала будем считать, что слово или слог начинается с гласной. Итак, певец поет какую-то ДЛИННУЮ гласную какого-то слога из вокальной фразы, и его рот установлен в положение этой гласной. Если форма или конфигурация рта останется неизменной, то ГЛАСНАЯ НЕ ИЗМЕНИТСЯ, и будет звучать долго, то есть петься. Как только конфигурация ротового объема начнет меняться, начнет ИСКАЖАТЬСЯ и ГЛАСНАЯ. Все очень просто и взаимосвязано!

СОгласные СЛЕДУЮЩЕГО слога

«ЗАЖЕВЫВАЮТ» текущую ГЛАСНУЮ…

Итак, мы поем длинную гласную. Теперь нам необходимо произнести согласную фонему из следующего слога. Что же происходит в этот момент? Артикуляционные движения, формирующие согласные, начинают устанавливаться в положение для формирования, согласной следующего тон-слога (будем пока считать, что в следующем слоге одна согласная) В этом случае происходит активное ИЗМЕНЕНИЕ РОТОВОГО ОБЪЕМА, который был настроен на ПРЕДЫДУЩУЮ ГЛАСНУЮ, которая в данном случае поется. Естественно, что это влечет за собой автоматически искажение текущей гласной! Она, как я говорю, начинает ЗАЖЕВЫВАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИЕЙ. Кстати это и есть процесс возникновения и ЗАЖИМА голоса, проявляющегося на слух, как ИСКАЖЕНИЕ ТЕКУЩЕЙ ГЛАСНОЙ!

Если гласная долгая, то эта проблема просто маскируется. В этом случае долгую гласную всегда можно «дожать», но, если она короткая, то времени для проявления и «дожатия» гласной практически нет! Следовательно, вероятность того, что гласная успеет сформироваться четко, очень мала – гласная будет ИСКАЖЕНА, то есть редуцирована! Как правило, она и не успевает сформироваться и, следовательно, не успевает и проявиться, то есть мы, как слушатели, ее четко и не услышим! Повторюсь еще раз – для этого мало времени! Это будет отдаленное напоминание гласной, то есть она будет и искажена, и плохо услышана – это уже признак «ЗАЖЕВЫВАНИЯ» и ЗАЖИМА!

Кажется, на первый взгляд, что это мелочи…! Но…! Вы скажете, что СОгласных в словах намного больше, поэтому четкость дикции согласных – это момент более важный, чем четкость гласных…! Но теорема ДЦ-1 говорит об обратном – «недооценка четкости гласных и особенно УДАРНЫХ гласных – это большая ОШИБКА» Если искажение неударной гласной не столь принципиально – оно просто отклоняет ее от норм речевого произношения – то искажение УДАРНОЙ ГЛАСНОЙ приводит к ФАТАЛЬНОМУ ИСКАЖЕНИЮ ЛЮБОГО СЛОВА.

Давайте возьмем любую фразу, и изменим сначала неударные гласные, а потом ударные гласные, например, фразу: «Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила…». Гласных всего десять — шесть чистых гласных (а, э, и, о, у, ы) и четыре йотированных (я, е, ё, ю). И так варианты искажений:

«Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила…».

«Видашь, как свята сахраняю цваток, что ты мне падарила…»

«Видэшь, как святэ сэхраняю цвэток, что ты мне пэдарила…»

«Видошь, как святи сихраняю цвиток, что ты мне пидарила…»

«Видушь, как святу сухраняю цвуток, что ты мне пударила…»

«Видяшь, как святя сяхраняю цвяток, что ты мне пядарила…»

«Видешь, как святе сехраняю цвёток, что ты мне педарила…»

«Видёшь, как святё сёхраняю цвюток, что ты мне пёдарила…»

«Видюшь, как святю сюхраняю цвюток, что ты мне пюдарила…»

Как вы видите, все достаточно точно распознается, как будто это «родственный» язык. А теперь изменим ударные гласные:

«Вадишь, кэк свато сохранаю цветак, чта та мна подарала…»

«Вэдишь, кэк свэто сохранэю цветэк, чтэ тэ мнэ подарэла…»

«Водишь, кик свито сохранию цветик, чти ти мни подарола…»

«Вудишь, кок свото сохраною цветук, чту то мно подарола…»

«Выдишь, кук свуто сохраную цветук, чту ту мну подарула…»

«Вядишь, кык свыто сохраныю цветык, чты ты мны подарыла…»

«Ведишь, кяк свето сохранею цветяк, чтя тя мня подаряла…»

«Вёдишь, кек свёто сохранёю цветек, чте те мнё подарела…»

«Вюдишь, кёк свюто сохранюю цветёк, чтё тё мню подарёла…»

«Вадишь, кюк свато сохранаю цветюк, чтю тю мна подарюла…»

Как видите при изменении ударных гласных ситуация становится значительно хуже, и во многих словах происходит фатальное искажение слов, то есть их узнать невозможно. Кроме того, ударных гласных оказывается больше, чем неударных. Эта же тенденция сохраняется и при искажении или нечетком произнесении ударных гласных, то есть при редуцировании, и как я уже говорил об этом говорит теорема ДЦ-1.

Теорема ДЦ-3 и ДЦ-4 направляет наше внимание и усилия на УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ СЛОВ, что упрощает процесс ВЫЧЛЕНЕНИЯ ЗВУКОВЫХ БЛОКОВ-СЛОВ и, как следствие, их УЗНАВАНИЕ и ПОНИМАНИЕ всего текста!

ВЫВОДЫ:

Ротовой способ формирования гласных (рис. 10) приводит к тому, что в момент произнесения СОгласных из последующего слога приводит к деформации ротового объема, то есть к искажению текущей гласной! Причем это происходит со всеми гласными слогов слов, а в нашем случае со всеми гласными тон-слогов слов.

Из этого вытекает следующий вывод, что РОТОВОЙ способ формирования ГЛАСНЫХ (рис. 10) НЕ ГОДИТСЯ ДЛЯ ПЕНИЯ – это САМЫЙ НЕУДАЧНЫЙ СПОСОБ их формирования. Для этого подходят ЛЮБЫЕ СПОСОБЫ, НЕ ЗАВЯЗАННЫЕ НА РОТ и АРТИКУЛЯЦИЮ! Рассмотрим один из них – ГЛОТОЧНЫЙ способ.

ГЛОТОЧНЫЙ способ формирования ГЛАСНЫХ…

Как минимум, может подойти ГЛОТОЧНЫЙ СПОСОБ формирования гласных (рис. 11), так как они строятся НЕ В БЕЗЗВУЧНОЙ ОБЛАСТИ РТА, а в ГЛОТКЕ – об этом говорит теорема ГЛ-4! Это очень просто сделать, если научиться их формировать на слогах ЗАДНЕСМЫЧНОЙ группы СОгласных «К» или «Г» (рис. 11). Об этом говорит теорема ДЦ-14. Так, например, при произнесении слов «ВА-ля», «ВО-ля», «ВИ-ра» формирование ударных гласных происходит РОТОВЫМ способом (рис. 10), а при произнесении и «КА-тя», «КО-ля», «КИ-ра» формирование ударных гласных происходит ГЛОТОЧНЫМ способом (рис. 11), хотя НУ СЛУХ звучание соответствующих УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ совпадает. При одинаковом звучании соответствующих ударных гласных, как при РОТОВОМ способе, так и при ГЛОТОЧНОМ, на самом деле ОБЪЕМЫ, их формирующие все-таки РАЗНЫЕ, особенно в самом НАЧАЛЕ СЛОГА (Рис. 9). Во втором случае (глоточном, рис. 11) можно добиться практически НУЛЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИИ при НОРМАЛЬНОМ ЧЕТКОМ звучании ГЛАСНЫХ. В первом случае такого добиться сложно…. Напомню еще раз, что теорема ДЦ-1 доказывает важность ЧЕТКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ, и ОСОБО ЧЕТКОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ!

Но в данном случае, при РОТОВОМ способе формирования гласных (рис. 10), ОСОБЕННО КОРОТКИХ, мы приходим к НЕВОЗМОЖНОСТИ получения ЧЕТКИХ ГЛАСНЫХ в процессе ПЕНИЯ и даже РЕЧИ, и особенно при ЧЕТКОМ ВЫГОВАРИВАНИИ СОгласных…!

В последнем случае, при активном выговаривании согласных, происходит «ЗАЖЕВЫВАНИЕ» РОТОВЫХ ГЛАСНЫХ, которые периодически являются и УДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ. В последнем случае происходит ФАТАЛЬНОЕ ИСКАЖЕНИЕ СЛОВ. Если ударные гласные не выделены ГРОМКИМ или ДЛИННЫМ произнесением, или тем и другим способом одновременно, то ВЫЧЛЕНИТЬ ЗВУКОВЫЕ БЛОКИ-СЛОВА из ПОТОКА РЕЧЕ-ВОКАЛЬНОЙ информации становится ОЧЕНЬ СЛОЖНО. При этом не забывайте «заглушающий» фон оркестра или аккомпанирующих инструментов, или «минусовки».

Признаки РОТОВОГО формирования гласных

На практике установить факт ротового способа формирования гласных очень просто. Для этого достаточно посмотреть на лицо певца во время пения. Как правило, ФОРМА РТА и ГУБ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ ОДНОЗНАЧНО указывает, КАКУЮ гласную поет певец – это и есть ПРИЗНАК РОТОВОГО СПОСОБА формирования ГЛАСНЫХ. Так, при формировании гласной «У» губы певца ВЫТЯГИВАЮТСЯ «ТРУБОЧКОЙ». При формировании гласной «О» губы ОКРУГЛЯЮТСЯ. При формировании гласной «А» «трубочка» и «округленность» губ исчезает.

Под четкой дикцией понимается четкое, активное выговаривание СОгласных! Это приводит к резкому, постоянному изменению ГЕОМЕТРИИ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ. Если гласные строятся ВО РТУ, то в силу необходимости произнесения СОгласных у певца мало времени, чтобы он успел сформировать четкие ГЛАСНЫЕ, особенно если они КОРОТКИЕ! За счет активной артикуляции происходит, как я уже говорил, «ЗАЖЕВЫВАНИЕ» РОТОВЫХ ГЛАСНЫХ, и весь текстовый материал «РАЗМАЗЫВАЕТСЯ» …! Короче говоря, «дикции» много, а понять, о чем поет певец сложно.

Возникает парадоксальная ситуация: все наши желания улучшить дикцию СОгласных приводит к УХУДШЕНИЮ ЧЕТКОСТИ РОТОВЫХ ГЛАСНЫХ, а с этим к ПЛОХОЙ РАЗБОРЧИВОСТИ СЛОВ потому, что ИСКАЖАЮТСЯ и УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ! Чем четче СОгласные, тем ХУЖЕ ЧЕТКОСТЬ ГЛАСНЫХ, а с этим и УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ, что в свою очередь ЗАТРУДНЯЕТ ПРОЦЕСС ВЫЧЛЕНЕНИЯ ЗВУКОВЫХ БЛОКОВ-СЛОВ, а, следовательно, и УЗНАВАНИЕ СЛОВ и, как следствие, ПЛОХОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ТЕКСТА, о чем говорят теоремы ДЦ-2, ДЦ-3 и ДЦ-4…!

Парадоксальный вывод

Таким образом, как мы видим, РОТОВОЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАСНЫХ (рис. 10) НЕ МОЖЕТ дать РАЗБОРЧИВУЮ ВОКАЛЬНУЮ РЕЧЬ. Практика же доказывает, что и не дает! Особенно это касается женских голосов. Женщины поют в искусственном, микстовом регистре, далеком от грудного речевого регистра. Мужчины поют в большей степени в речевом регистре и на груди! Это приводит к формированию гласных на груди (рис. 11), то есть, все-таки в большей степени, НЕ ВО РТУ! Это, как бы стабилизирует гласные и делает их БОЛЕЕ УСТОЙЧИВЫМИ К ИСКАЖЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИЕЙ.

Правда на эстраде ситуация другая: там подавляющее большинство певцов поет в рамках речевой интонации, что стало возможным благодаря техническим средствам усиления, что значительно улучшает ситуацию с разборчивостью вокальной и сценической речи. В опере это встречается очень редко….

Практическое применение теоремы ДЦ-18

Для получения стабильного, четкого формирования гласных необходимо их научиться где угодно, но только НЕ ВО РТУ! В этом деле важны тенденции перемещения голоса-гласных изо РТА ВГЛУБЬ ДЫХАТЕЛЬНОГО КАНАЛА певца. Сначала для реализации этой тенденции надо притушить артикуляцию, сохранив четкость гласных. Это помогут сделать разные приемы или методы, например, метод «спички» или «пальца», или «виртуальные губы на спине» – это кому, что больше подходит или удобнее….

Дальше, необходимо перенести свое внимание и усилия на гласные, а точнее самому «видеть» гласные во время пения. Особое внимание необходимо обратить на УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ! Это заставит Ваш аппарат формировать гласные ГЛУБЖЕ…!

Предупреждение! На СЛУХ все должно оставаться в рамках речевой интонации! Если мы поем, как и говорим, то претензий к голосу, как правило, не возникает! Возникает эффект правдивого слова, правдивой речевой интонации!

ЧРЕВОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ способ формирования ГЛАСНЫХ…

Если Вы сможете представить и получить свои и гласные, и согласные в области поясницы, то Вы получите ЧРЕВОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ способ формирования ГЛАСНЫХ, который абсолютно не связан с артикуляцией! В этом случае Вы будете активно работать ОПОРОЙ, а «дикция» будет изумительно четкой! Правда это сработает, если Вы НЕ ИСКАЗИТЕ ГЛАСНЫЕ, то есть они останутся в рамках РЕЧЕВОЙ ИНТОНАЦИИ! При этом реальный РОТ ПРИКРОЕТСЯ, и артикуляция придет в рамки речевой естественности….

Если Вы останетесь в рамках речевой интонации, то Вы, как это говорят представители традиционной школы, НЕ «УГЛУБИТЕ» ЗВУК – ГЛАСНАЯ ОСТАНЕТСЯ ЯРКОЙ и, как это говорят представители традиционной школы, «БЛИЗКОЙ»! Дело в том, что в РЕЧИ Вы НИКОГДА НЕ «УГЛУБИТЕ» ГЛАСНЫЕ потому, что это будет звучать на слух ОЧЕНЬ СТРАННО! В этом случае Вас могут посчитать ПСИХИЧЕСКИ НЕНОРМАЛЬНЫМ…!

Когда во время пения Вы думаете о РЕЧИ, то возникает ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЧЕВОЙ БАРЬЕР против ИСКАЖЕНИЯ ГЛАСНЫХ и, в нашем вокальном случае, голос-гласных, что и сохраняет голос-гласные остаться яркими и естественными…! Таким образом, думая о речи, Вы никогда не «заглубите» гласную! Поэтому четкое понимание смысла текста вокальной фразы удержит Ваш голос от ИСКАЖЕНИЯ-«ЗАГЛУБЛЕНИЯ»!

Так Ф. Шаляпин, прежде всего, работал над смысловым наполнением вокальной фразы, а не над музыкально-интонационным! Благодаря этому он стал выдающимся интерпретатором своего времени, что признали, и ИТАЛЬЯНЦЫ!

Еще раз хочу обратить Ваше внимание на то, что я говорю о ГОЛОС-ГЛАСНЫХ, а не о ГОЛОСЕ. Последнее – это понятие АБСТРАКТНОЕ, лишенное конкретного РЕЧЕ-СМЫСЛОВОГО ЗВУЧАНИЯ, поэтому «ГОЛОС» и «ГУЛЯЕТ», как ему заблагорассудится…! КОНКРЕТНУЮ ГЛАСНУЮ, наполненную СМЫСЛОВЫМ ЗНАЧЕНИЕМ, исказить СЛОЖНЕЕ!

С другой стороны, мы никогда не поем все гласные вместе, что в совокупности, как раз, и составляет понятие «ГОЛОС». Мы всегда ПЕЛИ, ПОЕМ и БУДЕМ ПЕТЬ ЛИБО «А», ЛИБО «О», ЛИБО другую какую-то ГЛАСНУЮ – это, как бы КЛАВИШИ вокалиста! Поэтому «ЛЕЧЕНИЕ» голоса – это, прежде всего, «ЛЕЧЕНИЕ» КОНКРЕТНЫХ ГЛАСНЫХ!

ТЕОРЕМА ГЛ-2, ТЕОРЕМА ГЛ-4, и ТЕОРЕМА ДЦ-18

Можно объединить теорему ГЛ-2, теорему ГЛ-4 и теорему ДЦ-18 в единый вывод:

РОТОВОЙ СПОСОБ формирования ГОЛОС-ГЛАСНЫХ НЕ ГОДИТСЯ ДЛЯ ПЕНИЯ и НЕ МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ РАЗБОРЧИВОГО ВОКАЛЬНОГО СЛОВА!

Таким образом, необходимо обратиться к другим СПОСОБАМ формирования гласных, а точнее к другим объемам дыхательного канала человека-певца. Но, прежде всего надо доказать, что углубление формирования гласных НЕ ПРИВЕДЕТ к, так называемому традиционной школой моменту, как «ЗАГЛУБЛЕНИЕ» звука.

Сергей Богаченко

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика