Пятница, 26.04.2024
Журнал Клаузура

Куда идёшь, человек?*

Се стою у двери и стучу:

если кто услышит голос Мой

и отворит дверь, войду к нему

 и буду вечерять с ним, и он со Мною.

Откр. 3.20

Вся история человечества, начиная с самого первого дня, есть непрестанная борьба в нём двух начал – начала Божественного, духовного, и начала эгоистического, самоутверждающего. Христианская вера стремится пробудить в человеке духовную жизнь, внушает ему, что он – венец творения, высшая ценность в видимом мире; но религия же постоянно напоминает, что он с минуты рождения всецело зависим от Творца и Промыслителя. По библейскому учению, первочеловек обратил дарованную ему Богом свободу воли во зло – пожелал обрести независимость от Создателя, преступил заповедь. Ослушание Адама повлекло за собой не только отчуждение человека от Бога, но и изменение его первозданных свойств – и душевных, и физических. Следствие первородного греха – помрачение рассудка человека, его воли, чувств, устремлений.

Сегодня учёные утверждают, что возможности головного мозга используются не более, чем на 3-5 %, но наука не может познать причину такого отступления природы от естественной целесообразности. Причину называет Церковь, которая назначение человека видит в достижении вечного блаженства – в высочайшем служении Господу в Царствии Небесном. Эту цель – воссоединение с Богом – христиане называют спасением, достижение которого возможно только через покаяние, через осознание себя как творение, ослушавшееся Творца, через осознание своих греховных помыслов и через их преодоление. Победу над своей гордыней, умение подчинить свою волю – воле Божией Церковь называет узким путём, ибо путь этот воистину труден, как и всякое духовное восхождение.

Начиная с сына Адама – Каина, человечество знало и путь иной – направленность внимания человека на себя самого, на удовлетворение запросов собственной души, а наименее развитая часть человечества – и на удовлетворение запросов тела. Вполне сознавая ограниченность своего разума, человек, тем не менее, нередко направлял свою волю на постижение всех тайн природы, на достижение господства над всеми стихиями – и делал это, сознательно или подсознательно, для обретения независимости от Бога. И если человеку это отчасти удавалось, – он сеял вокруг себя зло. Примеров тому великое множество, как в давние годы, так и особенно в веке нынешнем.

Большинство современных людей, не обременяя себя хотя бы самыми простейшими размышлениями, слепо верят в так называемый «прогресс», в то, что человечество развивается, эволюционирует. Что ж, в познании мира, законов этого мира человек значительно продвинулся вперёд, но говорить о духовном совершенствовании на фоне страшнейшего нравственного кризиса, честный и не утративший способность мыслить человек, конечно, не станет. Более того, всякий, чья историческая память отсчитывает историю человечества не с бурных вихрей Гражданской войны или первых электронно-музыкальных оргий, а, во всяком случае, многими столетиями раньше, неизбежно для себя открывает, что по своей трагичности и безысходности наше время не имело параллелей в человеческой истории, как не имеет оно никаких исторических параллелей и по своей безрелигиозности, по своей самонадеянности. Никогда ещё человек не возводил свой, довольно, впрочем, ограниченный разум на такую высоту, как сейчас. И вот этот разум, возведённый в культ, осквернил, разрушил, уничтожил, отравил практически всю живую и неживую природу планеты.

Лучшие умы человечества не спят ночами, выдумывая новые способы добычи денег, приобретения власти, уничтожения себе подобных. Чем нынешний «цивилизованный», «прогрессивный» человек духовнее и выше дикаря?.. Тем, что слова «дети», «родители», «семья» стали превращаться в пустой звук?.. Тем, что на так называемом «чёрном рынке» наём профессионального убийцы, обойдётся в сто раз дешевле, чем приобретение «Волги»?.. Тем, что современный человек почти совершенно утратил чувство стыда и всё меньше слышит голос совести, лишаясь тем самым того, чем Бог отличил человека от животных?

Никогда ещё Бог не был так забыт людьми, никогда ещё люди так страстно не стремились к земному счастью, к наслаждению чрева и плоти. Ради всеобщего изобилия отдаются в жертву десятки миллионов жизней – а в результате только изобилие могил. Что ни делается, что ни делалось – всё на словах для блага человека, но только на словах.

В девяностых годах в стране был создан НИИ Человека. Хочется спросить: почему не раньше? Как можно было ставить целью удовлетворение всех потребностей человека и перевоспитание его в «новый, гармоничный» тип, в сущности, не зная, что это за феномен природы – человек, что им движет, и к чему стремится его душа?..

А задуматься надо. В чём смысл человеческой жизни? Какова цель Вселенной? В чём первопричина всего сущего?.. Неужели исторический путь человечества должен привести к катастрофе, к смерти?.. Может ли человек вообще самостоятельно ответить на подобные вопросы? А если не может, то означает ли это некую обреченность?.. Ведь если в жизни не видится смысла, цели, то и жизнь бессмысленна, и жить бессмысленно!

Может быть, наука ответит нам на эти вопросы? Но то, что за пределами опыта, то за пределами и науки. В области человеческой души наука вообще беспомощна. Может ли человеческий разум научно обосновать, например, полезность для человечества доброты, сострадания, любви?..  Похоже, что рациональному уму всё это совершенно ни к чему. Как, кстати, и совесть. Великое оскудение доброты, удивительная бессердечность потому и присущи нынешнему времени, что «всякая блажь души» не способствует, а противоречит, мешает эгоистическим устремлениям человека.

Попробуйте объяснить ребёнку, что такое совесть, и какая в ней польза человеку, если нет Бога? А ведь именно доброте, состраданию, любви тысячелетиями учила религия, считая всё это самым важным в человеке!

Братья и сёстры! Человек стоит сейчас на перепутье, и остались ему, возможно, считанные дни, часы, чтобы принять решение. С кем же мы и куда идём? В бездну порока, вакханалии, забытья?.. К рациональной «морали», «Обществу всеобщего благоденствия», технократическому прогрессу и всеобщей цивилизованности?.. Или нам припасть всё же к Тому, Который есть «путь и истина, и жизнь» (Ин.14.6)?.. Припасть с искренними, горячими слезами покаяния?..

Более трёхсот лет над нашим народом тяготеет страшное проклятие, ибо именно тогда было проклято историческое религиозное достояние народа, которое дал нам Господь. Помыслы многих устремились к неведомым и чуждым берегам. На староверах нет этого греха, но помолимся и поплачем о всём своём народе!

И кто из братии в наше уже время встал на путь богоотступничества – мирских ли выгод или недомыслия, малодушия, – покайтесь, ибо есть ещё время!

Помолимся и поплачем о всём грешном человечестве, нашего ли роду-племени или чужого. Все мы в неоплатном долгу перед Христом. Все мы, кто больше, кто меньше виноваты в том, что Безвинный страдал и был распят. Все мы, волей или неволей, соучастники греха человеческой гордыни, самонадеянности, которая и привела мир на порог гибели.

Но не гибели мира желает Господь, а наших слёз и покаяния. Мир обновится, очистившись Божественным огнём, станет несказанно прекрасным. Будет ли нам уготовано место в том мире – зависит от нас сейчас. Готовы ли мы припасть ко Христу? Готовы ли к Суду и покаянию?..

Иоанн Миролюбов

______________________

* Печатается по ж. «Златоструй» (вып.1, 1990г.). И.И. Миролюбов (о. Иоанн Миролюбов), главный редактор издания и председатель Центрального совета Древлеправославной поморской Церкви Латвии. Ныне – протоиерей, настоятель Храма Покрова в Рубцово, доктор теологии, специалист по истории старообрядчества и единоверия, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата РПЦ.

Материал к публикации подготовила Римма Кошурникова


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика