Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Бронепоезд «За Родину» задание выполнил

«Никто не забыт, и ничто не забыто». Это хороший девиз. Правильный. Нельзя забывать то, что стало историей. Историей героизма, великой победы и таких же великих потерь, и достижений. Одну из героических страниц летописи борьбы с врагом мы хотим вспомнить вместе с вами.

«Всё для фронта, всё для победы!» — в ответ на этот призыв коллективы трёх заводов – Ворошиловградского имени Октябрьской революции, Коломенского имени В.В.Куйбышева и Брянского имени Профинтерна – решили осенью 1941 года построить два бронепоезда, укомплектовать их добровольцами, вооружить и передать Красной Армии. К концу сентября коломенцы построили «Особый бронепоезд №1» и передали его представителям Главного управления автобронетанковых войск. Это была могучая боевая передвижная единица, оснащенная, кроме всего прочего, «катюшей» — платформой с установкой для ведения огня реактивными снарядами. Бронепоезд немедленно включился в оборону Москвы на участке между Можайском и Гжатском. Там, вблизи станции «Колесники», он принял участие в смертельном бою, в процессе которого кинжальным артиллерийским огнем противника был уничтожен. Почти вся команда героически погибла.

РОЖДЕНИЕ «СТАЛЬНОЙ КРЕПОСТИ»

Одновременно с коломенцами брянские «профинтерновцы» приступили к постройке «Особого бронепоезда №2». Но вскоре Брянск стал прифронтовым городом. Всего в 40 километрах от него находились передовые части гитлеровцев. Учитывая эту обстановку, строительство бронепоезда на этом заводе было свернуто. В первой половине августа на заводе «Красный Профинтерн» весь задел по бронепоезду был погружен в вагоны и на платформы и вместе с добровольцами, специалистами и их семьями отправлен в Ворошиловград.

Здесь, на заводе ОР, работа по достройке бронепоезда возобновилась с новой силой. Среди рабочих были и те, кто в годы гражданской войны на этом заводе строил такие же боевые машины. Бронепоезд комплектовался из паровоза серии ОВ с броневой защитой, двух бронеплощадок, двух броневых платформ со средствами противовоздушной обороны, платформы для тяжелой пушки, четырех платформ прикрытия, двух тяжелых и двух легких бронедрезин, двух бронеавтомобилей и бронемотовоза.

К боевой части придавалась вспомогательная материальная база с самостоятельной тягой. В неё входили паровоз серии Щ, получивший название «чёрный», два пассажирских вагона, десять товарных «пульманов», два вагона-склада боеприпасов, вагон — технический склад и вагон для горюче-смазочных материалов. Возглавлял сборку бронепоезда, получившего название «За Родину!», парторг ЦК ВКП(б) Михаил Хахарев. Работы шли непрерывно в три смены. Опытные специалисты, закреплённые за каждым участком работы, помогали решать сложные, порой непривычные для паровозостроителей, вопросы. Параллельно с изготовлением бронепоезда шло формирование его команды и десантной роты.

Основным законом военного времени для заводчан стал тогда график строительства бронепоезда. Электросварщики из Луганска вместе со своими коллегами из Брянска сваривали стыки броневой башни. Группа слесарей устанавливала пушки, крепила амбразуры бортовых пулеметов. Рабочие электромонтажного цеха занимались установкой  радиостанции, прокладывали телефонную связь. По предложению заводских специалистов была усилена броневая защита. Дополнительно построили три бронированные площадки с противовоздушными пулеметами и одну площадку под 107-ми миллиметровую пушку. Несколько четырёхосных вагонов были оборудованы под жилье, клуб, баню, дегазационную камеру. Основной костяк команды был сформирован из добровольцев в сентябре 1941 года. Бронепоезд «За Родину!» получил приписку на все виды войскового довольствия к штабу Южного фронта.                  

«БУДЬТЕ  СМЕЛЫМИ!»

Подавляющее большинство добровольцев составляли рабочие паровозостроительного завода. 5 и 9 сентября 1941 года повзводно они приняли присягу на верность Родине. В первых числах октября из Ленинградского высшего танкового училища в Ворошиловград прибыл командир бронепоезда Аким Бондаренко. Уже 6 октября военный комиссар Енин был вызван в Москву доложить о боевой готовности бронепоезда. Вернувшись, комиссар представил команде заместителя командира бронепоезда А. Цупова, тоже бывшего рабочего этого завода. Тем временем положение на фронте ухудшилось. Гитлеровцы подходили к Ровенькам и Дебальцево. В середине октября секретарь Ворошиловградского обкома КП(б)У А. Гаевой вместе с командиром и комиссаром бронепоезда докладывали в штабе Южного фронта о готовности к участию в сражениях. На вопрос члена Военного совета фронта Л. Корнийца: «Может ли бронепоезд 23 октября выйти на боевые позиции?» командир А. Бондаренко  ответил: «Мы готовы к выполнению боевых задач».

— Учтите, все должно быть готово к 22 октября,- подчеркнул  Корниец и добавил: «Фашисты нацелились на Ворошиловград. Бои будут жаркими».

Днем 23 октября 1941 года на подъездных путях Ворошиловградского завода имени Октябрьской Революции в присутствии сотен горожан построенный бронепоезд был передан боевому экипажу. От имени Военного совета фронта и Ворошиловградского обкома партии А.Гаевой вручил команде Красное знамя. Общее напутствие было таким: «Будьте смелыми. Смерть фашистским оккупантам!»

Ночью бронепоезд прибыл на свой боевой участок Родаково-Дебальцево-Алмазное. Местом его дислокации было определено депо станции Родаково. Невзирая на огромные потери, фашисты упорно стремились к Ростову – на — Дону – воротам Кавказа. По приказу штаба Южного фронта, броненосец «За Родину!» в начале ноября 1941 года направляется в Ростов-на-Дону, в распоряжение командующего 18-й армии. С этого времени команда бронепоезда практически непрерывно участвует в боях: при поддержке десантной роты удерживалась оборона на линии между Заповедное – Ровеньки, обеспечивалось движение по главному железнодорожному пути Донбасс – Ростов — Москва. Без передышки бронепоезд отбивал атаки противника – под Новошахтинском остановил прорвавшиеся немецкие танки, блокировал налеты авиации, громил вражеские десанты на участке железной дороги Новочеркасск – Шахты. Только за один день 28 ноября в бою под Александровкой по гитлеровским позициям было выпущено до 1000 снарядов. С наступлением ночи 28 ноября советские войска  завязали бои на окраинах Ростова, за неделю до того оккупированного фашистами. Спустя сутки части 9-й 56-й  армий освободили город. Эта наступательная операция Красной Армии сорвала вражеские планы вторжения на Северный Кавказ, сковала главные силы группы фашистских армий «Юг» и способствовала успешному контрнаступлению советских войск под Москвой.

РАЗЯЩИЙ  И  НЕУЛОВИМЫЙ

Тяжелейшие бои в районе Донбасса продолжались. Массированное наступление фашистов в направлении Дебальцево угрожало Алчевску и Ворошиловграду. 6 декабря 1941 года бронепоезд «За Родину!», прибыв на станцию Дебальцево – Сортировочная, получил задание вести активную разведку боем. В одном из рейдов, при отходе на свою базу, «крепость на колёсах» попала в западню, которую устроили ей гитлеровцы, взорвав железнодорожный путь. Проявив мужество и самоотверженность, команда восстановила дорогу. Бронепоезд ушел из опасной зоны. Неуловимый, словно призрак, он наносил большой урон врагу метким огнем с закрытых позиций. В районе Дебальцево в окружение попал особый полк НКВД. Только благодаря своевременному рейду бронепоезда «За Родину» большую часть попавших в беду товарищей удалось вывезти. За героизм и мужество в этом бою многие добровольцы были награждены орденами и медалями.

Эффективно действовавший бронепоезд вызывал раздражение и ненависть со стороны врага. Лучшие воздушные асы «Люфтваффе» начали охоту за «стальной крепостью». 28 декабря на перегоне Баронская – Мануиловка среди белого дня  бронепоезд подвергся нападению четырех звеньев «юнкерсов».  Взрывами бомб паровоз с тендером были сброшены с рельсов, разрушено железнодорожное полотно. Однако зенитчики успели сбить два самолета. Остальные ушли, полагая, что бронепоезд уничтожен. Действительно, последствия налета оказались тяжелыми. Паровоз и тендер стояли под углом друг к другу. Были ранены командир Бондаренко, машинист Рубежанский, фельдшер Васильев, зенитчик Андреев, еще несколько бойцов. Но уже ночью железнодорожный путь в сторону Мануиловки был восстановлен. Из Алчевска прибыл паровоз и по частям растащил состав. Получивший серьезные повреждения бронепаровоз был отбуксирован в Ворошиловград. После срочного капитального ремонта боевая машина с командой и десантной ротой вернулась в Родаково.

ПОСЛЕДНИЙ  БОЙ

В январе 1942 года бронепоезд «За Родину!» был откомандирован в район Попасной, оккупированной фашистами. Парализовать работу станции, через которую гитлеровцы отправляли на фронт эшелон за эшелоном, — такая задача была поставлена перед экипажем бронепоезда. Обстреливая с закрытых позиций станцию днем и ночью, бронепоезд навел ужас на захватчиков, которые полагали, что он уже давно выведен из строя.

Это был один из самых тяжелых периодов Великой отечественной войны. Обстановка на фронтах ухудшалась. В апреле 1942 года командир бронепоезда А. Бондаренко и его заместитель А. Цупов вместе с частью команды были направлены на формирование  новых бронетанковых частей.  Командиром бронепоезда «За Родину!» стал И. Бобриков. В это же время из Полтавы прибыл еще один бронепоезд, составивший вместе с Ворошиловградским броневой бронедивизион. До начала июля этот дивизион продолжал боевые действия в районе Дебальцево. Самые суровые испытания для бойцов начались, когда советские войска вынуждены были отойти за Северский Донец. 13 июля под станцией Родаково бронепоезда встретили передовые части фашистов, наступавшие на Ворошиловград. В течение двух суток железнодорожники держали оборону, нанося тяжелый урон пехоте противника.

Черным днем для бронепоезда «За Родину!» стало 15 июля. На разъезде 61-го километра между станциями Родаково и Меловая он подвергся массированной атаке «юнкерсов». Первый налет вражеских самолетов был отбит. «Стальная крепость» продолжала держать оборону. Вторая волна «юнкерсов» с еще большей яростью пыталась уничтожить бронепоезд, но зенитчики отбили и этот налет. Экипаж продолжал сражаться, несмотря на тяжелые потери.

И вот в середине того страшного дня гитлеровская авиация совершает третий, самый губительный налет. Уже более 30-ти «юнкерсов» громят неподвижный, лишенный возможности маневрировать бронепоезд. В кромешном аду бойцы вели отчаянную борьбу с врагом. Одна из бомб накрыла бронепаровоз, другая – тендер. Смертельные ранения получили машинист Воропаев и кочегар Корбань. Сошли с рельсов артиллерийская и противовоздушная платформы, загорелись платформа прикрытия и склады боеприпасов. Рвались запасные комплекты снарядов. Но экипаж стоял насмерть. Уцелевшие пушки и пулеметы продолжали разить врага. Под непрекращающейся бомбежкой, весь в огне и в дыму, героический бронепоезд вёл неравный бой.  Он стал последним для многих бойцов, проявивших образцы мужества и героизма. Командир платформы противовоздушной обороны П.Герасичкин, пулеметчик Ю.Роговой, помощник машиниста Н.Манохин, пулеметчик М.Гуревич, — они и многие другие отдали свою жизнь за свободу Родины. Тяжело ранен был и командир эшелона старший лейтенант Бобриков.

Полуразрушенный, потерявший огневую мощь, бронепоезд не сдавался врагу. Бой шел до последнего снаряда и патрона. К вечеру командованием было принято решение вывести под огнём противника оставшихся в живых бойцов, которые до конца выполнили свой долг и сохранили Красное знамя.

Под покровом ночи уцелевшее вооружение было демонтировано и вывезено в тыл. То, что демонтировать не удалось, было взорвано. В районе Меловой поредевший экипаж повстречался с бойцами пехотной части, которые издалека видели поединок бронепоезда с немецкими самолетами. Изумлённые пехотинцы спросили: «Неужели кто-либо в том пекле остался жив?»

— Как видите, — был ответ. – Погибли многие. Но многим «стальная крепость» спасла жизнь, оставшись в памяти непобеждённой.

Бронепоезд «За Родину!»  выполнил своё задание, задержав наступление фашистов, нанеся им значительный урон и своими героическими действиями приблизив долгожданный День Победы. Сегодня модель бронепоезда стоит в музее компании «Лугансктепловоз», вызывая особенный интерес у приходящих на экскурсии учеников школ и ПТУ. Эпоха бронепоездов ушла. Но невозможно забыть о тех, кто ценой своей жизни подарил потомкам возможность жить, работать, любить…

И,  уважая  историю, помнить о прошлом ради своего будущего.

Владимир Спектор


комментария 4

  1. Инга

    Слава героям бронепоезда «За Родину»! Вечная светлая память о них в наших сердцах! Спасибо автору статьи за рассказ о ещё одном из многочисленных в истории Великой Отечественной войны подвигов советских людей… Будем помнить всех! И будем помнить всё!

  2. Татьяна

    Спасибо, Володя!
    Вспоминаю наши материалы в «Октябрьском гудке»…
    Т.Качеева

  3. Николай

    Знай наших! Нормально, Давыдыч! (небольшая текстовая «сбивка»: «…броневой бронедивизион…)

  4. Римма

    Огромное спасибо автору за этот краткий экскурс в историю Великой Отечественной войны, особенно за то, что поименно названы те, благодаря кому мы живем, работаем, любим… Они все — ГЕРОИ, подлинные, великие, но к сожалению, зачастую — безымянные!.. Простите нас, беспамятных, и вечная им светлая память!..

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика