Пятница, 26.04.2024
Журнал Клаузура

Что значит действие «найти и озвучить тайну песенности бардов»?

Серия «Качество аутентичной песенности бардов».

Статья № 22

Как и положено в культурной среде, начнем с описания культурной ситуации, толкнувшей автора на написание данной статьи. Здесь нужно ответить на несколько вопросов: 1) Какие сигналы нарушили нейтральность автора по отношению к происходящей на его глазах событийности? 2) Почему наша авторская умозрительность вылилась именно в такую формулировку темы статьи? 3) Кому автор хочет объяснить свою тему?

Сигналы. Таких сигналов было несколько: 1) цикл концертов[1] «Безымян-ная авторская песня» в исполнении известных исполнителей песен А. Костромина и М. Кривошеева. Здесь была показана «песня для песенных посиделок с друзьями» [2]; 2) концерт «Ранние песни М. Щербакова» [3] в исполнении известных исполнителей песен Л. Чебоксаровой и Е. Быкова. Слушательскому слуху был представлен «обзор творческих находок песенности широко известного автора песен М. Щербакова, за период 1970-2000 гг.»; 3)  концерт песен[4] в прямом исполнении их автора – известного барда Е. Фроловой. Елена Борисовна рассказывала и пела свои песни прямо из своей квартиры, обращаясь к своим невидимым слушателям по Интернет связи. Это был сигнал уровня «песни для  общения со своей душой» (и  душа с душою говорит …).

Формулировка темы. Как-то, еще в 1975 году, нам довелось посетить КСП[1] во дворце культуры им. Ленсовета на Петроградской стороне (г. Санкт-Петербург). Как человек со стороны, мы заняли позицию «слушатель песен». Помниться, в перерыве между песнями, мы спросили одного из активных исполнителей о том, пишет ли он сам песни, на что получили быстрый ответ: «А зачем самому писать, еле успеваю разучивать новые песни, которые пишут наши барды!». Тем самым, была обозначена просто понимаемая цель посещения КСП – подбор на слух и разучивание новых бардовских песен.

А каково разнообразие целей, сосредоточенных в социальном изобретении КСП? Как эти цели связаны с ближними и дальними целями жизни любителей «песен бардов»? Есть ли здесь какая-то особенная тайна, которую можно обозначить как «тайна песен бардов»? Как озвучить такую тайну и кого можно считать ее носителем? — Примерно такой спектр вопросов возник перед нашим взором в те далекие годы нашей студенческой юности. Постепенно этот спектр собрался в один фундаментальный вопрос «Что значить найти и озвучить тайну песенности бардов?». Поиск ответа на этот вопрос был основой для нашей многолетней теоретической[6] и практической[7] деятельности в секторе явления «песни бардов».

Адресная направленность статьи. В секторе культуры «песни бардов» (просим не отождествлять[8] с сектором «авторская песня») известны целый ряд деятелей, например: 1) автор песен; 2) исполнитель песен; 3) собиратель песен; организатор песенных фестивалей и слетов; 4) преподаватель гитарной школы;  5) теоретик песенности; 6) организатор и ведущий песенных медиапрограмм.

В каждом секторе деятельности есть «работники» (исполнители всем известного плана) и «искатели» (искатели новизны и глубины). Наша статья ориентирована на «искателей».

1. Тайна песенности бардов

Что значит представить явление «песни бардов» в целом? — Это значит, что надо указать «репрезентное» (представительское) множество песен этого явления. У кого можно заимствовать такое представление? — Оказывается, что такое представление сформировано только на основе комплекса наших исследовательских работ[9]. Репрезентное множество явления «песни бардов» – это множество из примерно 20 000 особенных песен, созданных примерно 300 не профессиональными авторами песен, в русской культуре второй половины ХХ века.

Известно, что «репрезентное множество песен» является заведомо переполненным множеством по отношению к пространству разнообразия качества песенности. Чтобы исследователь получил возможность работать с «концентрированным материалом», нужно трансформировать «репрезентное множество песен» в «референтно-исполнительское множество песен» (РИМП) [10]. Такое множество было нами построено и сегодня содержит 1 266 песен от 317 авторов песен. Тип такого множества – множество с расплывчатыми границами. В нем сосредоточено полное разнообразие песенности явления «песни бардов» с допустимыми повторениями песенного качества. Задача любого человека, причисляющего себя к позиции «теоретик песенности бардов», удерживать РИМП в актуальном состоянии, поверяя его различными процедурами, например: оптимизация похожего, адекватность выводов теории и практики, проявление многообразия соединительных прошивок отношения «целое ↔ часть».

В чем тайна песенности бардов? — Такой тайной является стремление сочинителя или исполнителя песни к Красоте Пронзительной – красоте, активно зовущей человека к полноценно ощущаемой Жизни, погруженной в поток неостановленного саморазвития[11].

Барды – это те, кто способен записывать лучшие моменты своего саморазвития в виде песен. Сами песни здесь – это дневниковые записи состояний саморазвития их авторов. Нет саморазвития – нет и песен бардовского направления.

Бард – это провокатор саморазвития у слушателей его песен. Выступает как независимый носитель источника такой провокации. Любое ограничение этого типа независимости вызывает у барда протест. Такой протест может коррелировать с протестом политических притеснений, но природа его, в первую очередь, связана с процессом ограничения индивидуального саморазвития.

Бард – это не то же самое, что «поющий поэт». Наши исследования показывают, что «песенность стиха» и «песенность песни» не тождественны. Кроме того, поэты предпочитают ориентацию своего сознания на Красоту Завораживающую (поэтическая Муза), а барды – на Красоту Пронзительную (бардовская Муза). Мелодика стиха в общем случае это не мелодика, уходящая или восходящая в песню.

Сегодня нередко приходится слышать[12] и читать, что «авторская песня» является сектором песенной культуры, имеющим три главных признака: песня поющих поэтов, социальная острота, романтика дальних странствий. Но здесь нет главного признака «песен бардов», нет признака «человек в потоке неостановленного саморазвития». Поэтому понятие «песенность бардов» не тождественно понятию «песенности авторской песни». У них разные корни и разные тайны.

2. Путь поисков звучания «Тайны бардов»

Чего же хотят те, кого мы назвали «искатели»? — Они хотят найти «Тайну бардов» и озвучить ее. Такая тайна открывается только тому, кто сможет получить представление о песенности бардов в целом. С другой стороны, чтобы суметь озвучить такую тайну, нужно научиться гармоническому движению внутри отношения «целое ↔ часть» и уметь выразить маршрут такого движения в песенной форме.

  1. 1. Путь к тайне

Согласно нашим представлениям, каждый «искатель» может найти «Тайну бардов» двумя разными путями:

  • путь личной песенной практики. Здесь нужно освоить позицию «исполнитель песен бардов», охватив исполнительством все песни из РИМП у бардов. Такой исполнитель песен достигает уровня  «универсальный аутентичный исполнитель песен бардов» или «носитель аутентичной песенной культуры бардов». Достигает ощущения «песни бардов в целом» на основе своего личного опыта исполнения специально подобранных песен;

  • путь активного осмысления и деятельностного удержания теоретической умозрительности. Здесь легко совершить выбор. Не надо изучать теоретические результаты[13], в которых нет представлений о явлении «песни бардов» в целом. По сути, только наша комплексная теоретическая модель «Песенность бардов» работает с полным размахом интервала «целое ↔ часть».

  1. 2. Способ озвучивания тайны

Здесь следует учесть ряд из пяти понятийных линий, а именно:

  • потенциал песенности бардов. Согласно нашим исследованиям, такой потенциал выглядит как трехсекторная шкала песенного качества (песенности) из 96 позиций (32 х 3). Однако, вся уже состоявшаяся практика «песен бардов» использовала не всю шкалу, а только 71 позицию или 74% шкалы! О чем это говорит? — О том, что озвучивание тайны бардов состоит в процедуре исполнения 71 песни из РИМП – простом переборе песенных примеров из следа бардовской практики, соответствующих использованию шкалы «потенциал песенности бардов».

  • бардовский мейнстрим. Частота попадания «песен бардов» в разные позиции шкалы «потенциал песенности бардов» далеко не одинакова. Мейстрим (наиболее частое попадание) песенности здесь имеет вид, показанный в   таблице 1. Мы имеем три сектора, делающих вклад в множество из 32 (10 + 10 + 12) разных типов качества песенности. О чем говорят данные таблицы 1? — Они подсказывают исполнителю песен, что полное звучания «песенного мейнстрима бардов» – это звучание ряда из 32 песен, каждая из которых взята особенным образом из РИМП.

  • бардовский поединок. Не будем забывать о том, что барды являются не просто носителями песенности, а так же и носителями источника, провоцирующего слушателя на его индивидуальное саморазвитие. Именно этот тип провоцирования и призван обнажить «бардовский поединок»[14] – предложенная нами процедура соревновательного исполнения песен бардов. В «поединке» участвуют два барда, готовые исполнить, по своему выбору и по-бардовски, 8-10 песен. Песни не собственного сочинения должны быть песнями из РИМП. Одна из песен должна звучать чисто акапельно.

  • прикосновение к бардовской просодике. Речь идет о создании «круга коллективного исполнения песен бардов». При этом происходит то, что в среде КСП было известно как «процесс нагнетания бардовского духа»[15]. Участники такого круга испытывали ощущения «подлинности своей жизни», которая в момент коллективного пения присоединялась к чему-то «могучему в потенциальности своей созидательной силы». Ощущения внутреннего подъема даже сопровождались «мурашками по коже». О каких песнях идет речь? — О «бардовской гимнике». Известным примером здесь является песня Б. Окуджавы «Пока земля еще вертится». Сколько таких песен должно прозвучать, чтобы можно было уверенно считать, что «тайна бардов» прозвучала? – Известная нам практика заключительных концертов песенных фестивалей и песенных слетов показывает, что таких песен должно быть несколько.

  • золотой фонд песен бардов. Нам приходилось неоднократно встречаться с любителями песен бардов, которые мечтали собрать «золотой фонд песен бардов». Но время шло, а такой фонд все никак не собирался, проходя ряд таких уровней, например: «любимые песни нашего клуба», «песни – победители фестивалей и слетов», «песни клубной гитарной школы», «песни одного широко известного автора песен» [16], «песни любимых авторов песен». Уважаемые любители «песен бардов», мы рады вам сообщить, что созданный нами накопитель песен РИМП и есть тот источник, который можно доказательно считать «ядром золотого фонда песенности бардов». Он может служить в качестве главного источника для всех собирателей особенных множеств из «песен бардов». Что озвучивают песни РИМП в целом? – Они озвучивают «тайну бардов», допуская ее дублирование песнями, одинаковыми по качеству песенности, но разными по сюжету[17]. Песенник на основе РИМП выполняет роль «песенного вкладыша сознания» [18].

Таблица 1.  «Мейнстрим песенности бардов».

3. Примеры путей поисков «Песенной тайны» у бардов

Как мы уже писали выше, в явление «песни бардов» нами выделены примерно 300 человек, которые достойны нарицательного имени «бард». Конечно, многие из них являются непоседами и путешественниками, проявляющими высокую активность и любознательность к разнообразию реальной жизни. Индивидуальное саморазвитие требует активности. Многие барды здесь показывают себя даже самоцентрированными эгоистами. Но это другая тема, а нам нужно сосредоточится на ярких[19] примерах поиска «песенной тайны» у бардов.

Путь поиска Виктора Луферова. Творческое объединение[20], в котором состоял В. Луферов, начертало на своем «знамени» лозунг «писать песни не похожие на те, которые уже написали другие авторы в последние 100 лет». Виктор все время говорил, что он ищет особенное звучание – «песенный звук бродячего театрика». Поиски такого звука увлекли его на траекторию[21] «профессиональная гитара → гитарная песня бардов → песенный театр «Перекресток»».

Путь поиска Елены Фроловой. Сегодня творческое наследие Е. Фроловой, по разным данным, составляет 600-800 песен. Известно ее страстное влечение к «духовной песне» и постоянному поиску «близких по духу источников поэзии». Она известна как лидер в песенном озвучивании стихов классика русской поэзии М. Цветаевой. Ее влечет в сферы «мировой музыки» и «мирового песенного фольклора» (русский, греческий, итальянский и др.). Она собирает различные струнные музыкальные инструменты. Играет на гитаре и гуслях,  исполняет свои песни под их аккомпанемент. Если у В. Луферова есть «песенный перекресток В. Луферова», то у Е. Фроловой есть «песенный перекресток Е. Фроловой» [22]. Она также служит артисткой в театре камерной музыки Е. Камбуровой, выступает с концертами по городам региона с широкой географией (Россия, Европа). Выпустила несколько десятков аудиодисков своих песен, активно участвует в песенных фестивалях современной России. Чего же ищет Е. Фролова? – Нам представляется, что она ищет «доступ в волшебный мир свозь песенный звук, наполненный колокольной просодикой».

Путь поиска Александра Мирзаяна. Мы не будем скрывать от читателя тот факт, что первыми песнями бардов, которые мы самозабвенно исполняли (1974 г.), были две песни А. Мирзаяна «Выходит Мария, отвесив поклон» и «Догорая моя лучина, догорай». Практически с первого слухового восприятия нам было понятно, что мы имеем дело с отзвуком некого высокого поиска – поиска Познания, направленного на устройство Мироздания. Таким путем идут те, кто называет себя «натурфилософом» [23]. Это – путь, по меткой констатации А. Мирзаяна, «где песня честнее любой философии».

Мы не первый год изучаем[24] поисковый маршрут широко известного барда А. Мирзаяна и у нас сложилось впечатление, что такой маршрут можно оконтурить в виде тройного эйдоса «тайна поэзии → песенная тайна бардов → Фундаментальное Песневедение».

Путь поиска Владимира Капгера. За творчеством барда В. Капгера мы наблюдаем[25] с большим интересом уже более 20 лет. Ряд его песен («Пусть шорохом теней», «Ты расскажи мне жена», «Плачь во поле береза», «В нерешительной позе Морфей») удерживается в нашем исполнительском репертуаре примерно столько же лет. Он начал как «московский утенок»[26], потом трансформировался в образ «артист песенного объединения Первый Круг», развернулся в образ «бешенный Капгер», который «не шуточно» грозит «Все барды – все гады, фигни и гамны». А сегодня его можно увидеть:  1) как организатора «Гульбария», где могут вольно и громко попеть свободные от трудовой повинности граждане, заканчивающие свой выходной туристский поход; 2) участником концерта на сцене известного фестиваля «Бенефис»; 3) участником концертных вечеров авторской песни в не центральных городах России.

Как можно обозначить поисковый маршрут В. Капгера? – Нам представляется такой маршрут в виде идеализированного образа (см. рис. 1), удерживающего связь кольцевых сфер «пространства русской песенности»: серебряное кольцо, золотое кольцо, деревенская Русь, молитвенная Русь, святая Русь.

Рис. 1. Исконный организм пяти колец «песенной Руси».

Путь поиска Олега Митяева. Сегодня бард О. Митяев находится в позиции «народный артист России». Конечно, вряд ли барда можно назвать артистом, если не переиначить понятие «бард» в понятие «придворный бард». Но О. Митяеву удается успешно справляться с такой двойственностью, не забывая наряду со своей концертной деятельностью «для широкой публики» и об организации фестивалей «авторской песни» для любителей «песен бардов» и «авторской песни».

В свое время нам пришлось смотреть документальный фильм о «поисках  жизненной линии человека с гитарой».  Героем этого фильма был  молодой автор песен О. Митяев.

Что можно сказать о поисковом маршруте О. Митяева? — Сегодня мы можем отметить только контур такого поиска «автор песен → фестивальный бард → широко известный бард → народный артист». Для более основательной констатации необходимо проводить специальное исследование. Такое исследование давно стоит в нашем плане под названием «Бардовский счет О. Митяева», но все как-то не складывается.

Резюме

В статье рассмотрен вопрос о поиске «песенной тайны бардов» и возможности ее песенного озвучивания.

Автор формулирует «песенную тайну бардов» как стремление сочинителя или исполнителя песни к Красоте Пронзительной – красоте, активно зовущей человека к полноценно ощущаемой Жизни, погруженной в поток его неостановленного саморазвития.

К пониманию тайны ведут два пути:  1) путь личной песенной практики; 2) путь активного осмысления и деятельностного удержания теоретической умозрительности. Оба пути предполагают опору ищущего на оригинальный накопитель песен РИМП и понимание явления «песни бардов» как целого, на основе авторской комплексно-теоретической модели  «Песенность бардов».

Отмечено пять линий возможного озвучивания «тайны бардов», а именно: 1) потенциал песенности бардов (трехсекторная шкала песенного качества (песенности) из 96 позиций (32 х 3)); 2) бардовский  мейнстрим (три сектора,  из 32 (10 + 10 + 12) разных типов качества песенности); 3) бардовский поединок (В «поединке» участвуют два барда, готовые исполнить, по своему выбору и по-бардовски, 8-10 песен из РИМП. Одна из песен должна звучать чисто акапельно); 4) прикосновение к бардовской просодике (Речь идет о создании «круга коллективного исполнения песен бардов». О каких песнях идет речь? — О «бардовской гимнике», таких песен должно быть несколько); 5) золотой фонд песен бардов (Созданный автором накопитель песен РИМП и есть тот источник, который можно доказательно считать «ядром золотого фонда песенности бардов». Песенник на основе РИМП выполняет роль «песенный вкладыш сознания»).

Приведены примеры маршрутов поиска «тайны бардов» у бардов: В. Луферова, Е. Фроловой, А. Мирзаяна, В. Капгера, О. Митяеева.

Сергей Орловский

Примечания:

  1. См. видеозапись 4-х концертов в Ютуб: 1) в книжном магазине «Гиперион» (г. Москва), 26.06.2015 г.; 23.01. 2016; 20.10. 2017); 2) в центре авторской песни (ЦАП, г. Москва) 16.01.2020 ЦАП.

  2. Здесь понятие «авторская песня» рассматривалась широко по времени (с 1845 г. по 1970 г.) и широко по жанровым проявлениям: студенческие, вагонные, дворовые, уличные, городские, солдатские, перетекстовки, фольклоризации, песни попрошаек. Особенно следует отметить «бесконечные песни»: «Всю Сибирь прошел в лаптях обутый» (Приморили гады, приморили), «Когда мне было лет семнадцать» (Ексель-моксель), «Извозчик погоняй на вокзальчик» (Чемоданчик). Были названы малоизвестные широкому кругу любителей «авторской песни» так называемые «пробарды» (первобарды): Эрих Кролле, Анатолий Аграновский, Андрей Поздняев, Феликс Даллада. Были спеты: «Где Варламий святой», «А колокольчики бубенчики», «Бежит речка», «Друг товарищ где ты, где ты, где ты», «Ходят женщины многие, нам приятны их талии», «Раскинулось море по модулю пять», «Вечер был сияли звезды» (история Гершензона), вольный одесский перевод шекспировской драмы «Ромео и Джульета», «Сделана отметка на стакане», «Коричневая пуговка» и др.

  3. См. видеозапись концерта в Ютуб. Сам же концерт проходил в «Гнезде глухаря» (г. Москва), 18.12.2015.

  4. 12.07.2020 по программе живой трансляции в социальной сети «Facebook».

  5. Здесь и далее используется сокращение от названия «Клуб самодеятельной песни».

  6. См. наши многочисленные статьи в сетевых журналах «Релга» и «Клаузура».

  7. Мы стали исполнять «песни бардов» с 1973 года, делаем это до сих в позициях «исполнитель песенных камерных концертов» и «уличный исполнитель песен».

  8. Те, кто хочет понять различие понятий «песни бардов» и «авторская песня», пусть читают наши статьи, выложенные в открытом Интернет.

  9. См. описание нашей комплексной теоретической модели «Песенность бардов» в уже отмеченных источниках наших статей.

  10. Множество песен, к которому применимо требование достаточности разнообразия явления «песни бардов». Это название показывает, что главной фигурой наших теоретических построений является «аутентичный исполнитель песен».

  11. См. С.П. Орловский. Учение Сибард. Нюрнберг, Фонд авторских рукописей Института Культуры Неостановленного Саморазвития Человека. Нюрнберг, 2018. — 83 с.Издание 4. Тираж 50 экз.

  12. Так говорят на своих публичных выступлениях: А. Городницкий, А. Костромин, М. Кривошеев.

  13. Напомним читателю, что в позиции «песенный теоретик у бардов» пытались работать такие известные барды как: Ю. Лорес, В. Луферов, В. Ланцберг, А. Мирзаян. Каждый из них написал ряд статей, которые любители песен отнесли к попуткам достичь «теоретического результата».

  14. См. нашу статью «Понятие «Бардовский поединок» и его структура» в сетевом журнала «Релга» (№12 [300] 05.10.2015).

  15. В КСП, где автор статьи имел честь состоять, эта процедура вначале называлась «процедурой нагнетания интеллигентского духа». Но потом, когда клубная камерность была вынесена на лесные и луговые поляны песенных слетов, когда одновременно устремленно пели десятки голосов … стало понятно, что это «песенный дух», а не только «дух интеллигентности».

  16. Например, у нас до сих пор хранятся самодельные сборники песен Б. Окуджавы, Ю. Визбора, А. Дольского, А. Мирзаяна, С. Никитина, В. Ланцберга. М. Щербакова, В. Матвеевой, В. Каденко, В. Туриянского.

  17. Задача сборки всех сюжетов «песен бардов» не ставилась и в РИМП представлена стихийно «как получилось».

  18. В одной из книг мы прочитали, что выпускникам кадетского корпуса, по его окончании, выдавали две чашки – одна для выпускника, а другая чтобы он был готов напоить чаем хотя бы одного сотоварища по кадетскому корпусу. Подарок «две чашки» был напутствием на будущую жизнь или «жизненным вкладышем».

  19. Мы считаем ярким примером тот, который сопровождается публичным напоминаем барда о том, что он искал свой путь в песне.

  20. В. Бережков, В. Луферов, А. Иванов, В. Матвеева, А. Мирзаян.

  21. Подробнее см. нашу статью – Тееоретическое сопровождение культурного следа «Песенный перекресток В. Луферова» (сетевой журнал «Клаузура», раздел «Музыка», № 5 в этой серии статей).

  22. Подробнее см. нашу статью – Песенный перекресток Елены Фроловой (сетевой журнал «Клаузура», раздел «Музыка», № 3 в этой серии статей).

  23. Не путать с понятиями «ученый» или «философ». Натурфилософ – это человек способный к проведению «мысленного эксперимента» в пространстве «чистый Разум». Такой эксперимент заменяет «натурный эксперимент».

  24. Подробнее см. нашу статью – Бардовский счет А. Мирзаяна (сетевой журнал «Клаузура», раздел «Музыка», № 11 в этой серии статей).

  25. См. нашу статью – Бардовский счет Владимира Капгера (сетевой журнал «Релга», №15 [288] 30.12.2014).

  26. Такое прозвище было дано В. Капгеру за быструю песенную речь и за похожесть на персонажа американского мультисериала.

[1] Здесь и далее используется сокращение от названия «Клуб самодеятельной песни».


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика