Школа-студия «Булгаковский Дом» п/р Сергея Алдонина и мастерская Бориса Клюева ВТУ им. Щепкина 6 октября представили премьеру – «Сиротливый запад» по одноимённой пьесе Мартина МакДонаха.
Творчество непобедимо априори. С этой неодолимой силой воевать даже не стоит. Творческих людей под замок не посадишь, и маска здесь не поможет тоже. Ну, хотя бы потому, что творить они начинают в сердце, в голове, а потом волна-волнище всё равно всё вынесет наружу.
Так вышло и с этой постановкой. Артиста Малого театра, педагога по мастерству Петра Жихарева тема пьесы волнует невероятно, он уже ставил её с одним из актёрских курсов, теперь решил обратиться снова.
«Это Евангелие от МакДонаха, — считает он. — И очень пронзительное — человек взял и через самопожертвование подарил этому миру чуть-чуть больше любви. Ведь это реально больно — мир, в котором чипсы дороже смерти и жизни. Но даже в этом мрачном мире находятся люди, хоть и тоже падшие, но способные найти в себе силы, пусть и путём такой огромной цены, как цена собственной жизни, всё-таки экзистенциально немножечко улучшить мир».
Матвей Афремов (Отец Уэлш)
Постановщик спектакля Сергей Алдонин хоть и считает, что студентам-второкурсникам (а во время работы над спектаклем ребята только завершили второй курс) такой материал играть рановато, но от работы с ними не отказался. И ребята не подвели, они не только шли за режиссёрами, но сами активно работали над образами тоже, по их словам, энергию черпая от Сергея Эдуардовича.
Казалось бы, такая простая и понятная заповедь людям – любите друг друга, но что они вытворяют, чтобы любовь получить, а потом с нею справиться.
Артём Тверской (Коулмен Коннор)
Оказывается, в поисках любви можно … отрезать собачке уши, плавить фигурки святых, можно … даже стрелять в отца. Так любви ли ищут герои из ирландского городка? Или только внимания?..
И это хорошо, что ребята-студенты уже вошли в эту воду, попробуют пропустить через себя главную земную тему, и молодым зрителям смотреть и думать оттого, пожалуй, будет легче. Пока ещё совсем не заматерели, не закоснели в том, что сами именуют жестью.
«Нам действительно сложно, — признаётся исполнитель роли Валлена Коннора Владислав Князев, — но работать с нашими режиссёрам — такой шанс! Мне сначала было очень тяжело в это встроиться, что-то найти, но стал искать ключ к моему герою, разбираться, почему он такое творит, зачем. Здесь у всех одиночество, а оправдание – любовь, нет человека, который не хочет любви. Мой герой стремится её получить от любимого братика своими пакостями…»
Артём Тверской (Коулмен Коннор) и Владислав Князев (Валлен Коннор)
Да и братик, порой просто инфернальный, не лучше – адская свистопляска без начала и конца… Но исполнитель роли Коулмена Коннора Артём Тверской уверен, что и это – поиски любви и тепла, которых герой недополучил в детстве.
«Мне на самом деле, — говорит он, — образ Коулмена достаточно знаком, я рос с такими людьми. Я из Саратова и поэтому знаю, что значит быть маргиналом. Хочется сказать спасибо герою, за то, что он такой, какой есть – какой-то нелепый, добрый, никому не желающий зла. Здесь сиротливо, здесь невозможно жить, здесь только умирать можно, и отсюда нельзя вырваться наверх».
Из нелюбви, по мнению Артёма, подняться может только сильный. «И к концу спектакля, — продолжает он, — кто-то из героев вырвется, но кто – неизвестно. Надо думать самостоятельно, это вопрос открытый. Для каждого из зрителей – финал свой».
И правда, всё очень шатко – братья то ли помирились, то ли встанут завтра, и с утра начнут делить конфорку. Насколько осознали, что есть любовь, сделав крест из коробок из-под чипсов?
Владислав Князев (Валлен Коннор)
А студентам нравится искать, примерять, менять и меняться. И каждый раз, они уверены, действо выходит новым. «Приходите – увидите», — приглашают они.
Труднее всего, пожалуй, пришлось Матвею Афремову, исполнителю роли Отца Уэлша. Немолоденький уже, живущий в плену алкоголя священник с тонкой душой – как это сделать 20-летнему мальчику?
«Роль очень отдалённая от меня была изначально, — говорит Матвей. — Здесь надо быть по-настоящему мудрым, и, конечно же, действительно уметь любить, любить настолько, чтобы принести ради этой любви, ради этого несовершенного мира (а наша история, по сути, проекция мира в целом) такую жертву. Постепенно, постепенно в процессе репетиций образ складывался, но до конца я ещё не дошёл. Я и все мы очень признательны, что нас режиссёры втянули в это».
А любовь в спектакле всё-таки есть – как контраст безумным поискам братьев. Гёрлин – она действительно любит, любит Отца Уэлша, но какой здесь ответ?
«Девчонка эта, — рассказывает о своей работе Арина Суровцева, — далека от настоящей меня в жизни, и, несмотря, что многое от меня ей передаётся, всё равно это другой человек. Спустя несколько месяцев, только сейчас перед выходом на сцену мне один из режиссёров сказал: «Просто помни о том, что ты одна девчонка – одна девчонка на сцене с партнёрами, одна девчонка в этом городе, и ты просто одна в Ирландии, ты одно существо женского пола». И на самом деле всё поменялось – в минуту, в секунду всё переигралось. Эта работа — новый опыт, новые ощущения, новые эмоции какие-то даже просто от постановки, потому что у нас четверых между собой сложились другие, более близкие отношения».
Пьесу, написанную ирландцем МакДонахом в 1997-м, в России любят. Эта постановка 17-я. Отчего так? В этот мир надо погружаться– ответ, скорее всего, будет очевиден.
Пожалуй, вынужденное затворничество — отличный повод подумать о вечном, например, задуматься над формулой любви. А формула, наверное, всё-таки проста: хочешь любви – начинай любить сам.
Фото: Виктория Мясникова
На фото к статье: Арина Суровцева (Гёрлин) и Матвей Афремов (Отец Уэлш)
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ