Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Песенная гитара бардов. Общая картина темы

Серия «Галерея концертной аккордики бардов».

Статья № 1

Серия этих статей возникла сама собой, как след наших поисковых усилий, направленных на максимальное восхождение в понимании темы «песенность бардов». Все началось еще в далеком 1975 году, когда  два студента последнего курса физического факультета Днепропетровского Университета поддержали социальное изобретение «клуб самодеятельной песни» (КСП) и приняли его под свое «крыло», официально зарегистрировав в местной системе городской культуры.

Мы не собираемся рассказывать читателю что такое КСП, об этом уже  много написано[1], в том числе и у нас[2]. Напомним все же, что в таких клубах собирались «любители песен бардов и их культурных корней» [3]. Эти клубы объединились в сеть из локальных добровольных сообществ уровня «Площадка поддержки увлечений и творческого саморазвития любителей песен бардов» [4].

Когда кто-то приходил в клуб первый раз, то у него спрашивали: «Что поешь?». Спрашивали не для того, чтобы «дать от ворот поворот», а чтобы напомнить, что человек попал на территорию «любителей песен бардов». Принцип соединяемости участников клуба был прост: «Мы вместе потому, что у нас есть особенные песни, которые мы можем петь вместе». Нет-нет, песенный коллективизм и хор не подавляли индивидуальные песенные предпочтения, но служили простейшими целями в самоопределении каждого участника клуба. «Мы вместе пока поем общие для нас песни» – так было виртуально «начертано» над дверями нашего клуба.

Нормой каждого клубного собрания были «песенные посиделки». Наступал момент, когда все внутренние коммуникации посетителей прекращались, народ доставал свои песенные тетради и с удовольствием приступал к общеклубному пению[5]. Тон и тональность задавали клубные исполнители песен и запевалы. Песни звучали под аккомпанемент двух или даже трех основных гитар. В круг пения вовлекались практически все присутствующие в клубном помещении люди. Не возбранялось тихо подыгрывать общему действу на своей гитаре, копируя хороший или даже лидерный гитарный аккомпанемент по слуху или по образу[6]. Восхождению к уровню «лидерный гитарный аккомпанемент» и посвящена серия наших статей. «Играю по слуху или за лидером» – так должен был уверенно говорить любой успешный ученик нашей клубной гитарной школы. А теперь войти в роль такого свободного ученика мы приглашаем нашего читателя. Мы хотим иллюстративно показать вам ступени лестницы роста исполнителя песен от уровня «простой аккомпанемент» (домашний исполнитель песен) до уровня «лидерный аккомпанемент» (публичный исполнитель песен) или путь восхождения в цепочке «ученик → мастер».

Каждая наша статья ориентирована на последовательное и дозированное заполнение копилки «Опыт гитарного аккомпанемента исполнителя песен бардов» и ориентирована на оригинальный способ культурной трансляции нашего  в принципе учебного материала. В каждой статье рассматривается: 1)  одна «Вопросная вязанка». Ряд из примерно 10 взаимно связанных вопросов гитарной практики бардов; 2)  монтажный лист известной песни. Такой лист в большинстве статей содержит информацию о варианте  концертного аккомпанемента одной из широко известных песен бардов для 6-ти струнной гитары.

§ 1. «Вопросная вязанка» № 1

Мы не собираемся повторять самоучители и учебники по гитаре, мы сосредоточимся на том, о чем там умалчивают[7]. Изложение будем вести в вопросно-ответной форме.

Вопрос № 1. Что отделяет новичка от мастера в секторе «гитара бардов»? — По нашей оценке, такая разница может быть оценена величиной примерно в 800 элементов. Дело не только в техническом навыке рук, но и в достижения уровня слуха «песенный слух барда».

Вопрос № 2. На какой гитаре нужно учиться играть? — Ответ не сводится к определению количества струн. Дело в том, что нередко приходится слышать, что некто хорошо владеющий гитарой не знает нотной грамоты и не умеет играть по нотам, хотя именно такой тип игры транслирует профессиональное образование гитаристов. Значит есть, как минимум, два образа гитары – позиционный и нотный. На какой гитаре вы хотите играть, на позиционной или нотной? – Участники КСП чаще выбирали ответ «хочу научиться играть на позиционной гитаре». Поэтому и «клубная гитарная школа» была чаще сориентирована как «школа позиционной гитары».

Вопрос № 3. В чем разница между «позиционной» и «нотной» гитарами?- «Позиционная гитара» – это музыкальный инструмент, погруженный в сферу «образы аккордовых позиций» (аккордовые пальцовки). «Нотная гитара» – это музыкальный инструмент, погруженный в сферу «образы нотного текста».

Вопрос № 4. В чем преимущество «позиционной гитары»? — Минимум правил, активизация слухового способа построения аккомпанемента, нет ориентации на высокие достижения техники звукоизвлечения, жесткая привязка к типу гитарной конструкции. Это для человека, который хочет быстрых результатов любительского уровня.

Вопрос № 5. В чем преимущество «нотной гитары»? – Правила теории музыки, средняя активизация слухового способа построения аккомпанемента,  ориентации на технологию специальной постановки рук для последующего достижения высоких уровней техник звукоизвлечения, универсальная привязка к любому типу гитарной конструкции. Это для человека, который хочет  достичь профессионального уровня, не считаясь с затратами своего труда и времени.

Вопрос № 6. Какой образ строит в начале всей образности «позиционной гитары»? – Образ струнного музыкального инструмента. Каждый такой инструмент должен давать возможность воспроизвести одновременно не менее 4-х или 5-ти звуков. Тонких струн должно быть не менее 3-х – потому что в каждом чистом аккорде не менее 3-х звуков. Четыре струны дают возможность извлекать чистый аккорд с басом или модифицированный аккорд. Пять струн дают возможность не просто извлекать одиночные басы, но даже играть на басах.

Вопрос № 7. Что же такое «позиционная шестиструнная гитара»? – В простом понимании это три тонкие струны, к которым добавлены три баса. Обладает ярким самостоятельным звуком и рассчитана на пониженные требования к певческому голосу. Если говорить точнее, то это гитара, у которой: 1) тонкие три струны используются для: а) расположения трех звуков чистого аккорда; б) расположения нескольких звуков чистого аккорда и звуков аккордовой модификации; в) ведения мелодии; 2) толстые три струны – используются для: а) игры на басах; б) модификации аккорда.

Вопрос № 8. Что же такое «позиционная семиструнная гитара»? – В простом понимании это три тонкие струны, к которым добавлены четыре баса. Такая гитара рассчитана на певческий голос. Если говорить точнее, то это гитара, у которой: 1) тонкие три струны – используются для: а) расположения трех звуков чистого аккорда; б) расположения нескольких звуков чистого аккорда и звуков аккордовой модификации; в) ведения мелодии; 2) толстые три струны – используются для: а) игры на басах; б) модификации аккорда.

Вопрос № 9. В чем особенность школы песенной гитары бардов? – Она опирается на эмпирическое обобщение опыта гитарного аккомпанемента бардов, не считаясь с официально действующей «профессиональной теорией музыки». Строит сама оригинальные теоретические основы своей практики гитарного аккомпанемента песен.

Вопрос № 10. Как аккомпанировать на гитаре с наименьшими затратами усилия рук – без баре[8]?- «Позиционная шестиструнная гитара» указывает здесь на опыт «ленивых гитаристов» у бардов. Например, на образы гитарного аккомпанемента Л. Захарченко в тональности «ля-минор» (см. рис. 1).

§ 2. Монтажный лист № 1

Сегодня мы предлагаем вам аккомпанемент песни «В ту ночь когда Москву» известного барда В. Егорова (см. фото № 1).

В графике аккордов мы используем специальные знаки: а) «Х» – струна прижата в том месте, где стоит этот знак; б) кружок – извлекается тон открытой струны, которая помечена знаком; в) стрелка – указывает на лад грифа, откуда начинается прижатие струн аккорда; г) пусто – отмечает струны, звуки которые не извлекаются рукой в данном аккорде. Римскими цифрами указан номер лада на грифе гитары, считая от верхнего его порожка в сторону «дырки».

Фото 1. Монтажный лист песни «Дождь смоет все следы» В. Егорова.

§ 3. План серии

Любая серия статей требует своего планирования и наша серия здесь не исключение. Чего бы нам хотелось? – Ориентировочно показать путь роста гитарного аккомпанемента исполнителя песен бардов и основательно остановиться на примерах «золотой аккордики бардов». Эти желания мы предполагаем материализовать в виде серии из 14 статей (см. табл. 1).

Обращаем внимание наших читателей, что в серии зарезервировано место и для материализации ваших желаний. На ваше коллективное желание мы можем ответить двумя соответствующими статьями.

Таблица 1. Перечень статей серии «Галерея концертной аккордики бардов».

Сергей Орловский

Примечание:

  1. См. например в Интернет.

  2. Все это более подробно описано в нашей книге «Народная бардистика. интеллектуальная история песенных клубов г. Днепропетровска». Самиздат, ИКНСЧ, г.  Нюрнберг, 2014. — 234 с.

  3. Именно так мы написали в уставе нашего клуба.

  4. Вряд ли это можно было назвать «возрастным явлением». Увлечение явлением «песни бардов» осталось на многие годы, действует и сейчас.

  5. Иногда такое пение достигало сфер «нагнетание интеллигентского духа».

  6. На основе понимания положения рук на грифе гитары у другого человека.

  7. Такое умолчание происходит не умышленно, а на основе того, что учебники пишут из позиции «мастер», пропуская те моменты, которые были важны мастеру в процессе его восхождения, но утрачены его памятью в итоговой позиции. Мы же специально подробно документировали свое восхождение, зная заранее о таком различии и его важности в преодолении «застоев саморазвития».

  8. Баре – это прием прижимания всех струн на одном ладу гитарного грифа.

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика