Понедельник, 29.04.2024
Журнал Клаузура

Пушкин и ислам

Александр Сергеевич Пушкин обладал способностью постигать сущность и глубину любой национальной культуры, с которой соприкасался. В его творческом наследии есть немало произведений, в которых проявился неугасающий интерес к духовным ценностям других народов.

Одним из самых оригинальных творений пушкинского гения стали его «Подражания Корану», написанные в период Михайловской ссылки в 1824 году. В этом поэтическом цикле он обратился к мусульманской культуре, весьма экзотичной для русских читателей его времени (да и по сей день мало нам известной, несмотря на полную открытость этой темы).

В своих примечаниях к циклу «Подражания Корану» поэт писал: «Нечестивые, пишет Магомет, думают, что Коран есть собрание новой лжи и старых басен. Мнение сих нечестивых, конечно, справедливо; но, несмотря на сие, многие нравственные истины изложены в Коране сильным и поэтическим образом.» (А. С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Т.1.с.326. М. «Художественная литература», 1985г.). Пушкина привлекала в этой важнейшей книге мусульман поэзия мудрости и житейской морали. Коран очаровал его восточным ароматом загадочности и тайны. Но он вовсе не считал ислам, как следует из его слов, истинной религией.

Восточным колоритом наполнены пушкинские строки, написанные от имени Аллаха:

Не я ль в день жажды напоил

Тебя пустынными водами?

Не я ль язык твой одарил

Могучей властью над умами?

Мужайся ж, презирай обман,

Стезею правды бодро следуй,

Люби сирот и мой Коран

Дрожащей твари проповедуй.

Образ дрожащей твари оказался столь выразителен, что в будущем Ф.М.Достоевский использовал его в романе «Преступление и наказание», где им оперировал идейный маньяк Раскольников. Не менее выразительны и другие характерные для ислама образы в пушкинском цикле: «Клянусь четой и нечетой … клянусь вечернею молитвой», «жены чистые пророка», «нечестивые падут, покрыты пламенем и страхом». Но образы арабской поэзии, лежащие в основе мусульманской культуры, нужны были Пушкину не для любования экзотической необычностью. Он отдавал должное поэтическому мастерству неизвестного арабского поэта, написавшего такие строки в Коране:

Земля недвижна; неба своды,

Творец, поддержаны тобой,

Да не падут на сушь и воды

И не подавят нас собой.

Комментируя их, Пушкин утверждает: «Плохая физика; но зато какая смелая поэзия!» (там же, с.326). Именно поэзия древних арабов в первую очередь интересует его в Коране.

Пушкин вполне сознавал, что представления об окружающем мире авторов Корана были еще довольно примитивны. Мировоззрение первых мусульман (да и современных, как правило, тоже) воинственно и проникнуто нетерпимостью к иноверцам. Наш поэт показывает эти черты ислама в следующем стихотворении цикла:

Недаром вы приснились мне

В бою с обритыми главами,

С окровавленными мечами,

Во рвах, на башне, на стене.

 

Внемлите радостному кличу,

О, дети пламенных пустынь!

Ведите в плен младых рабынь,

Делите бранную добычу!

 

Вы победили: слава вам,

А малодушным посмеянье.

Они на бранное призванье

Не шли, не веря дивным снам.

 

Прельстясь добычей боевою,

Теперь в раскаянье своем

Рекут: возьмите нас с собою;

Но вы скажите: не возьмем.

 

Блаженны падшие в сраженье:

Теперь они вошли в эдем

И потонули в наслажденье,

Не отравляемом ничем.

Последняя строфа актуальна до сих пор. Здесь выражена фантастическая идея мусульман о райском блаженстве, павших за веру, которая вела их в сражения с «неверными». Религия ислама вдохновляла его приверженцев участвовать в завоевательных войнах многие столетия. Османская империя под знаменем ислама захватывала обширные земли в Европе, Азии и Африке и держала в страхе всю остальную Европу. И так продолжается вплоть до нашего времени. В мусульманском мире кипит междоусобная вражда, по многу лет идут гражданские войны в Ираке и Афганистане. Исламисты в наше время совершают страшные террористические акты против людей, которых считают врагами ислама (часто неосновательно). Эти фанатики взрывали себя вместе с теми, кого они ненавидели, в уверенности, что после гибели они обретут чудесное воздаяние в потустороннем мире. Так им внушал Коран и его правоверные толкователи.

В пушкинском стихотворении от лица Аллаха оправдывалось любое насилие против врагов ислама. Пушкин очень выразительно показал эту фундаментальную идею страшной восточной религии.

Но в народной арабской культуре, в недрах которой зародился ислам, поэт увидел и положительные нравственные ценности. Например, в следующем стихотворении цикла «Подражания Корану» осуждается скупость:

Торгуя совестью пред бледной нищетою,

Не сыпь своих даров расчетливой рукою:

Щедрота полная угодна небесам.

В день грозного суда, подобно ниве тучной,

О, сеятель благополучный,

Сторицею воздаст она твоим трудам.

 

Но если, пожалев трудов земных стяжанья,

Вручая нищему скупое подаянье,

Сжимаешь ты свою завистливую длань;

Знай: все твои дары, подобно горсти пыльной,

Что с камня моет дождь обильный.

Исчезнут, господом отверженная дань.

Однако здесь имеется в виду требование соблюдать щедрость в отношениях между мусульманами, один из которых богаче другого. На иноверцев этот принцип не распространяется. К ним исламская традиция относится враждебно.

В целом пушкинский цикл «Подражания Корану» создает представление о грозной религии Востока, несущей многие опасности другим народам. Поэт был современником противостояния России и мусульманской Османской империи (Турция) с ее агрессивной политикой на Кавказе и в других пограничных странах. Назревал конфликт и с другой мусульманской страной – Персией. Южные районы России также подвергались грабительским набегам горцев-мусульман. Все это побуждало Пушкина обратиться к изучению священной книги мусульман – Корану, чтобы понять основу духовного мира воинственных приверженцев ислама.

Девять стихотворений цикла удивительно емко и точно характеризуют сложное отношение Пушкина к этой религии, до сих пор сохраняющее важное познавательное значение.

Аркадий Цоглин

г. Саратов


комментариев 7

  1. Иван

    Автор этой статьи получает знания о «современных реалиях мусульман» явно из боевиков про бородатых разбойников с чалмой на голове и из первого канала РФ, а может и Рен-ТВ и тв3 смотрит время от времени.
    Я вам поведаю одно — мусульмане в современном мире в серьёзном притеснении, и вынужденны защищаться, в первую очередь в Палестине, где в любое время как взбредет в голову евреям и США палестинцев начинают бомбить, детей стариков беременных женщин, им без разницы, Афганистан в такой же ситуации, тоже самое в Ираке. Мусульманам можно только посочувствовать! А не обвинять в чем то. 11 сентября это спланированная акция Буша, давно доказано, чтоб был повод напасть на Ирак, а вскоре на Ливию и на остальных. Автору не нужно ставить двойку, его нужно лишить возможности излагать своё детское мировоззрение, тем более публично.

  2. Исмаил Алигейдар оглы

    Очень глупая статья, то ли реферат. Написал плохообразованный человек. Жаль что перестал преподавать, а то поставил бы этому то ли пушкинисту, то ли религиоведу жирную двойку. Поэзию А.С.Пушкина об исламе выдал с точки зрения своего личного миропонимания. Пушкин был по крови арабом. Да и образованным человеком. Зов предков привел его к изучению Корана и Ислама. И он ими восхищался.Такие люди как А.С.Пушкин рождаются редко. Но таких лжепушкинистов вокруг целый воз и маленькая тележка.

  3. Диана

    Очень интересная, вдумчивая, познавательная статья, с глубоким анализом Пушкинской поэзии и тонким пониманием современных исторических реалий, убедительно показывающая причинно-следственные связи строчек классика с тем, что происходит сейчас в религиозном мире. Благодаря этой статье лишний раз убеждаешься, как актуальны сейчас строки Пушкина, помогающие нам лучше постигать происходящее, понимать всю сложность и неоднозначность отношения к этому вопросу.

  4. Инга

    Поддерживаю Евгению Майзенберг, никто не нападает на божественную религию, Махмуд, и никто не помышлял Вас обидеть. Не надо искать обид там, где их не может быть. Только непонимание порождает конфликт, не создавайте его на пустом месте, будьте здоровы!

  5. Махмуд

    Я не знаю, как руководство редактора журнала согласилось опубликовать статью, в которой было нападение на божественную религию. Я мусульманин и люблю всех людей, и я верю в слово ислам, что означает мир. Спасибо

  6. евгения майзенберг

    Очень интересные заметки А.Цоглина на тему исламской религии в трактовке А.Пушкина. С одной стороны, показывает широту взглядов А.Пушкина, его редкую для того времени открытость миру и готовность увидеть положительные стороны этой религии и красоту восточной поэзии. С другой стороны, прозорливость А.Пушкина выразилась в том, что он увидел и воинственность, агрессию, непримиримость этой религии в отношении всех прочих иноверцев. Собственно, религия, будучи материей косной, не меняется в веках, а потому всё вышесказанное остается актуальным . А в современную эпоху эпоху активного взаимодействия европейских и мусульманских этносов — особенно актуальным.

    • евгения майзенберг

      Махмуд! Вы можете верить в ислам, во что угодно, хоть в барабашек на вашей кухне. Никто на вашу «божество» не нападал — речь идет об ОТНОШЕНИИ ПОЭТА АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА К ИСЛАМУ И ВОСТОЧНОЙ ПОЭЗИИ!! Читайте внимательно! Вот уж воистину — чем меньше знаний, тем крепче убеждения.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика