От редакции: Наш журнал начинает серию публикаций о наиболее интересных российских художниках-сценографов сцены и экрана. Некоторое время назад мы публиковали фрагменты книги воспоминаний Бориса Бланка «Ва-БЛАНК». Сегодня мы представляем его творчество. Материалы подобрал и любезно предоставил журналу Евгений Леонидов (он, кстати, был соавтором недавно опубликованного нами киносценария «Крылья стрекозы» о В. Шухове). С его эссе о Борисе Бланке мы и начинаем данную публикацию.
Крыло стрекозы. Сценарий полнометражного художественного фильма
***
БОРИС БЛАНК
Говорить о Борисе Бланке можно много, можно коротко. О нем говорить сложно, даже очень сложно. А можно и очень просто. Потому что Борис Бланк – человек возрожденческой творческой емкости. Он блистательный художник театра и кино, режиссер театра и кино, эссеист, философ, человек, любящий жизнь со всеми ее невероятными проявлениями. А с другой стороны, можно сформулировать просто – это один из самых цельных слепленных из очень многих качеств и количеств, но в некое цельное, очень образное явление. И поэтому его нельзя разложить или разделить по тем или иным жанрам и направлениям. Я не хотел бы, чтобы мое небольшое эссе превратились в панегирик, но восторг перед этим человеком не дает мне возможности высказываться по-иному.
Он оформил значительное количество фильмов, из которых наш зритель, конечно, помнит и любит «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен», «Гори, гори, моя звезда», «Дядюшкин сон», «Успех», «Шестое июля» и многие другие. Он был сценографом таких знаменитых спектаклей, как «Добрый человек из Сезуана» в Театре на Таганке, «Иисус Христос – суперзвезда», «Доктор Джекил и мистер Хайд», «Римская комедия» в Театре имени Моссовета, «Виктория», «Дети Ванюшина», «Правда – хорошо, или Райские яблочки» в Театре имени В.Маяковского и др.. Поставил, оформил замечательные фильмы «Карьера Артуро Уи. Новая версия», «Грех», «Смерть Таирова», спектакли «Зыковы», «Карьера Артуро Уи», «Русский шансон», написал множество статей, эссе, подготовил и опубликовал несколько книг и много, много, много, много…
Общение с Борисом Бланком доставляет невероятное наслаждение, ибо беседы с ним насыщены блистательными афоризмами, парадоксами, мудрыми мыслями. Застолье с ним – это удовольствие, потому что это — чествование жизни. Лекции, которые он проводит со студентами, завораживают даже это новое бесшабашное полуосмысленное поколение.
Борис Бланк с Евгением Леонидовым
Я не хотел панегирика, но он сложился сам собой. Так неужели Борис Бланк — идеал? Нет, он далеко не идеал. Он бывает жестким, оскорбительно-едким, желчным, раздражительным, сильно выпившим, нетерпимым, взрывным и многое-многое.
Но хочу вам сказать, что если бы не его слабости, то, вероятно, вы бы не поверили мне, что это просто человек. Я горжусь дружбой с ним, я его бесконечно люблю и мне бы очень хотелось, чтобы эту любовь к нему разделили со мной читатели этого издания. Представляю вам его эскизы, портреты, фотофрагменты из его фильмов. Смотрите и наслаждайтесь.
Евгений Леонидов
КИНО о МАСТЕРЕ КИНО. И СЦЕНЫ
Фильм о замечательном сценографе и художнике, народном художнике РСФСР Борисе Бланке смотришь, не отрываясь ни на миг.
Называется он «Борис Бланк. Мастер-класс».
Сложная, глубокая, многогранная творческая личность – это о Борисе Бланке. Его творчество многообразно. Множество регалий и наград. Все не перечислишь… Как не перечислить всего, что он сделал как художник, как сценограф, как постановщик.
Как художник-постановщик Борис Бланк работал на пятидесяти с лишним фильмах и на десятках спектаклей. Сам, как режиссер, проставил девять фильмов и три спектакля. Сотрудничал с крупнейшими мастерами экрана и сцены – режиссерами, операторами, актерами. И самодостаточны, и самобытны его портреты тех, с кем работал и творил…
И вот как рассказать обо всем этом в 40-минутном фильме?
Постановщик фильма и автор сценария Ирина Измайлова создала увлекательный экранный коллаж.
Фрагменты фильмов и спектаклей; портреты – и тут же короткие реплики-рассказы самого Бланка о тех, кого портретировал; эскизы декораций – и тут же фотографии сцен из фильмов и спектаклей, к которым эти эскизы сделаны.
Но стержень фильма – диалог Бориса Бланка с самим собою. А сделано это так.
Начало, черно-белый пролог – эпизод из фильма Бориса Бланка «Карьера Артуро Уи». В шикарном фраке Артуро Уи танцует (в его роли – Александр Филиппенко). А затес перед нами уже актер Филиппенко. Он наносит грим – маску клоуна. И начинает читать прямо в лицо Борису Бланку фрагменты из его же книги «Ва Бланк».
И затем каждый эпизод фильма – как своеобразный куплет. А рефрен или припев к нему – общение Бориса Бланка впрямую с нами, зрителями, «через экран»: он делится сокровенными мыслями об искусстве, о творчестве, о времени, о восприятии жизни художником; рассказывает об узловых перипетиях и поворотах своей судьбы.
А в диалоге с Борисом Бланком – он же сам. Только текстами из своей книги, которые читает ярко, броско, подчеркнуто остро и порой язвительно Александр Филиппенко во фрачном наряде, цилиндре и в гриме клоуна в стиле комедии дель арте.
Борис Бланк в своих высказываниях и фрагментах из книги предстает неординарной творческой личностью. Это высказывания много испробовавшего и достигшего художника – высказывания искренние, честные, порой нелицеприятные, глубокие, самокритичные… иногда ироничные до сарказма! А эпилогом служат фотопортреты самого Бориса Бланка – от нынешних дней до подростковых лет. И везде – острый взгляд человека и художника, а через него светит острый взгляд души.
Мне кажется, фильм о Борисе Бланке удался. И очень точен подзаголовок названия – «Мастер-класс». Это действительно мастер-класс того, как строить свой путь художнику в меняющемся и противоречивом мире.
театральный критик
Б. Бланк с режиссером П. Хомским
Борис Лейбович Бланк
Заслуженный художник РСФСР (1980)
Художник и режиссер театра и кино, педагог, писатель
Родился 2 октября 1938 года в Москве. В 1960 году окончил художественный факультет ВГИК (мастерская Г.А. Мясникова, М.М. Курилко). В 1964 г. Б. Бланк стал автором декораций самого первого спектакля Театра на Таганке «Добрый человеку из Сезуана» Ю.Любимова. В том же 1964 году дебютировал как художник-постановщик в кино фильмом «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (реж. Э.Климов). Художник-постановщик свыше 50-ти художественных фильмов. Работал с такими кинорежиссёрами, как Э.Климов, Ю.Карасик, Э.Лотяну, А.Сахаров, А.Митта, В.Меньшов, В.Мотыль, Г.Полока и др. Сценограф свыше 80 спектаклей ведущих театров Москвы: ЦАТРА («Гарольд и Мод»), Театра на Таганке («Театральный роман», «Евгений Онегин»), Театра Моссовета («Иисус Христов – суперзвезда», «Римская комедия», «Опасные связи») и других городов. С 1991 года – режиссёр театра и кино. Трижды лауреат премии «Ника» в номинации «Лучшая работа художника» за фильмы: «Мать Иисуса» (1991), «Если бы знать…» (1993), «Карьера Артуро Уи. Новая версия» (1997).
Борис БЛАНК c художником-сценографом С. Бархиным
Президент Гильдии художников кино и телевидения Союза кинематографистов России. С 2007 по 2017 гг. — главный художник Театра киноактёра. С 2015 года преподаёт в Британской школе кино и в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. В 2016 году в издательстве «Академический проект» вышла его автобиографическая книга «Ва-бланк! Повествование в 3-х действиях».
Награждён Орденом Дружбы народов (1987), Орденом Почета (2010), Орденом Дружбы (2014). В 2019 году вышел фильм посвященный художнику «Мастер-класс. Борис Бланк», в 2020 году – второй фильм под названием «Лестница».
Б. БЛАНК с актером и депутатом Евгением Герасимовым
ФИЛЬМОГРАФИЯ (художника-постановщика Бориса Бланка)
1964 Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен
1965 Похождения зубного врача
1966 Дядюшкин сон
1967 Арена
1968 Шестое июля
1969 Гори, гори, моя звезда
1969 Тоска (к/м)
1970 Денек без тормозов (к/м)
1970 Обыкновенная история (фильм-спектакль)
1970 Чайка
1971 Вся королевская рать
1971 Сестра музыканта
1972 Человек на своем месте
1973 Дорогой мальчик (фильм-спектакль)
1974 Самый жаркий месяц
1975 Мой дом — театр (Страницы жизни)
1975 Пузырьки
1976 Розыгрыш
1976 Собственное мнение
1978 Любовь моя, печаль моя (СССР/Турция)
1978 Мой ласковый и нежный зверь
1979 Возвращение доктора
1979 Стакан воды
1980 Кто заплатит за удачу
1980 Старый Новый год
1980 Что можно Кузенкову? (новелла в киноальманахе)
1981 С вечера до полудня
1983 Анна Павлова (СССР/ Великобритания/ ГДР/Куба/ Франция)
1984 Успех
1987 Без солнца
1987 Время летать
1987 Конец вечности
1989 Лестница
1989 Мир Вам, Шолом! (док.)
1990 Мать Иисуса
1990 Похороны Сталина
1990 Самоубийца
1990 Смерть в кино
1990 Прости, народ православный!
1991 Кремлевские тайны шестнадцатого века
1993 Если бы знать…
1993 Месть шута
1993 Шейлок
1994 Простодушный
1995 За что? (Россия/Польша)
1996 Карьера Артуро Уи. Новая версия
1997 Возвращение Жар-птицы (кинотрилогия)
2000 Царевна Лягушка (фильм-спектакль)
2000 Репете
2002 Мишель
2003 Смерть Таирова
2004 Егерь
2004 Чердачная история
2007 Грех
2010 Око за око (Беларусь-Россия)
Б. БЛАНК на открытии персональной выставки
Л.Свинцицкий, И.Лемешев, Б.Бланк, А.Налич
Народный художник РСФСР
Художник-постановщик более 50 фильмов
«Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен» и «Похождения зубного врача» Элема Климова,
«Шестое июля», «Чайка» и «Стакан воды» Юлия Карасика,
«Гори, гори, моя звезда» Александра Митты,
«Человек на своем месте» Алексея Сахарова,
«Розыгрыш» Владимира Меньшова,
«Мой ласковый и нежный зверь» и «Анна Павлова» Эмиля Лотяну,
«Старый Новый год» Наума Ардашникова и Олега Ефремова,
«Успех», «Мать Иисуса» и «Смерть в кино» Константина Худякова,
«Простодушный» Евгения Гинзбурга,
«За что?» Ежи Кавалеровича,
«Око за око» Геннадия Полоки
и другие.
Борис Бланк
СЦЕНОГРАФ 70 СПЕКТАКЛЕЙ
Среди них:
«Иисус Христос – суперзвезда», «Римская комедия» и «Опасные связи» Павла Хомского в Театре имени Моссовета,
«Добрый человек из Сезуана», «Театральный роман» и «Евгений Онегин» Юрия Любимова в Театре на Таганке,
«Обыкновенная история» Галины Волчек в Театре «Современник»,
«Дети Ванюшина» и «Виктория» Андрея Гончарова в Театре им. В.В. Маяковского
и другие
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК И ХУДОЖНИК
9 фильмов и 5 СПЕКТАКЛЕЙ
Художественные фильмы:
«Кремлевские тайны XVI века»
«Если бы знать…»
«Артуро Уи. Новая версия»
«Месть шута»
«Шейлок»
«Смерть Таирова»
«Грех»
Документальный фильм:
«Тайна жены и зверя»
Театральные постановки:
«Карьера Артуро Уи»
«Русский шансон»
«Зыковы»
«Камелии для дамы»
и другие
Трижды Лауреат премии «НИКА»
Президент Гильдии художников кино и телевидения Союза кинематографистов Российской Федерации
Кавалер Ордена Дружбы народов, Ордена Дружбы и Ордена Знак Почета
Материал подготовил Валерий Бегунов
Фото Евгения Леонидова
1 комментарий
Инга
04.02.2021Валерию Бегунову и Валерию Леонидову -нижайший поклон и благодарность за бесценный подарок увидеть жизнь и творчество Мастера — Бориса Бланка, переданное и средствами слова, и средствами кинематографа, и талантом
Филиппенко… и всё это, не выходя из дома! Чудесный фильм ! Одновременно вспомнить, увидеть прекрасные и любимые картины, и побывать во всех театрах одновременно на лучших спектаклях! Это ли не чудесный подарок нам всем! И главное — это можно показать друзьям-товарищам, и не один раз! Слава, слава мастерам и нашему кинематографу! А в рассказах самого Мастера о себе сколько всего поучительного, истинного, какая признательная память и уважение к учителям-наставникам — Климову, Любимову… Фильм на 40 минут, а сколько полезной для ума и души информации! Его можно смотреть, когда хочется всколыхнуть память и дать душе радость. Невозможно выразить все свои чувства благодарности! Всё это остаётся людям на добрую память о Мастере…