Суббота, 20.04.2024
Журнал Клаузура

Чтобы всё время лицедейство. «Мольер, avec amour» Сергея Газарова в Театре Олега Табакова

В конце января в Москве появился нарочито ломающий «четвёртую стену» бурный театральный фейерверк.  Так режиссёр Сергей Газаров решил выразить любовь к Мольеру, Булгакову, Театру Табакова и даже вовлечь в это действо зрителей.

В 1985-м Олег Табаков поставил булгаковского «Полоумного Журдена». Его ученики уверяют, что это был незабываемый праздник честной актёрской работы и неуёмного лицедейского веселья, когда зрители от смеха переворачивали лавочки в зале. Сомнений быть не может – свой театр Олег Павлович создавал, как актёрский и главным в нём было – дать возможность проявить каждому артисту свои лучшие профессиональные качества в полной мере.

«Театр – дело весёленькое», — любил повторять мэтр, и своих студентов учил быть этому делу под стать, не надевая шоры амплуа.

Через 36 лет пьесу Михаила Афанасьевича для нас с вами поставил сегодняшний худрук Театра Джигарханяна Сергей Газаров, исполнитель роли Журдена в том самом шедевре 80-х.

«Почему Мольер в изложении Булгакова? – переспрашивает он. – Олег Павлович, никоим образом не желая обидеть великого француза, об этом говорил так: «В три раза короче и в десять раз смешнее». Но всё-таки с любовью к Мольеру, об этом говорит название — ведь люди должны знать, куда идут.  Мольер, так или иначе, у всех ассоциируется с некоей лёгкостью, воздушностью, с любовной интригой, с какой-то красотой. А мы решили ещё и с любовью. Посмотрите на совсем молодых, ещё никому не известных артистов – они всё с любовью, только так».

Ольга Красько (Маркиза Доримена) и Владислав Миллер (Маркиз Дорант)

Команда Газарова зрителей желает не только рассмешить, артисты стараются вовлечь публику в свою игру. В зрительный зал уверенно врезается подиум, и пресловутой «стены» как ни бывало. И ведь это тоже Мольер – именно так проходили его спектакли, зритель мог реагировать как угодно, прося повторить тот или иной отрывок или подсказывая героям, как им сейчас поступить.

В любом случае, комедия рождается на публике. Так что и зритель сегодняшний вполне может своей реакцией влиять на зрелище.

А зрелище грандиозное. Из наших мечтаний. Кто не восхищается модными показами, которые со временем становятся всё более похожи на театральные представления? Кто мысленно себя туда не погружал?

Газаров задумал лицедейство а ля Готье, не напрямую, не в лоб, но через тень. «Мольер ведь, — говорит постановщик, — весь соткан из каких-то фантастических историй, мы тоже решили добавить вот этой фантастики».

Режиссёру важно было, чтобы люди получали эстетическое удовольствие, отдыхали глазом и не включали мозг, наше время требует максимального отдыха ума.

И, поверьте, даже если поначалу по привычке вы начнёте искать скрытые смыслы, круговерть искрящегося фейерверка вас захватит и всё же унесёт. Шелка, парики, шпаги, лифы – всё будет в сантиметре от вас, вгрызаться в смысл будет некогда и незачем, а эффект протянется длиннейшим шлейфом.

«Тяжёлое время сейчас, многие разучились радоваться или, во всяком случае, проявлять свои эмоции открыто, — считает  художественный руководитель Театра Табакова Владимир Машков. — И вот такой спектакль-праздник, спектакль-вершина существования актёрской импровизации теперь для того, чтобы зритель радовался, и ему нравилось жить».

По словам Сергея Газарова, в мольеровских сюжетах искать второй, третий, пятый слои, превращая их в социальную тяжеловесность, не стоит. По его мнению, Жан-Батист Поклен писал только о любви. «Перед нами стоял только один вопрос, — говорит режиссёр, — как это сыграть».

Павел Шевандо (Учитель музыки и театра) и Павел Чернышов (Учитель танцев)

А играют честно и классно!

Исполнитель роли Журдена Михаил Хомяков признаётся, что он артист не комедийный, и ему с этим образом сжиться было не так-то просто, хоть он уже и был мадам Журден в 1985-м.

«Там, — говорит Хомяков, — где комедийному артисту можно просто выйти и помолчать, и будет смешно, мне нужно немножко постараться. Но Сергей предложил просто дурачиться, и мы весело провели время, нам было весело, азартно и здорово репетировать. А теперь внимательно слушаем зрительный зал, он разный, как и его идеи. Мы пустились в интересное путешествие».

Никого равнодушным не оставит нынешняя мадам Журден в исполнении Александра Фисенко. И не стоит спрашивать, как ему в женской роли: «Всё нормально, это наша работа», — прочтёте вы в его глазах. А ведь весь спектакль (и репетиции!) на каблуках, с прямой спиной и небывалым куражом.

«Всё записывали на видео, — рассказывает актёр, — отсматривали каждое движение, каждый поворот головы. Надо было постичь отличное от русского психологизма искусство площадного представления – радостное, всепоглощающее, яркое, когда, подхватывая партнёров, зрителю не даёшь отдохнуть ни минуты. Это, в общем, непросто, энергозатратно и требует правки твоей внутренней системы координат».

И очень важно, что бок о бок с корифеями, соединяясь в празднике, идёт молодёжь. Они заряжают друг друга энергией, позитивом, мастерством, общей влюблённостью в театральную игру. И да – они летают!

Наталья Косякова

Фото Ксении Бубенец

На фото к статье: М1 — Павел Шевандо (Учитель музыки и театра), заслуженный артист России Дмитрий Бродецкий (Брэндавуан), народный артист России Михаил Хомяков (Журден), Павел Чернышов (Учитель танцев)


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика