Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Клаузура детского театрального творчества

София Агачер – врач, писательница, издатель, автор книги для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», романов «Твоими глазами» и «Путешествие внутри себя», организатор международного конкурса короткого семейного  рассказа «Мы и наши маленькие волшебники» и фестиваля детских театральных коллективов «Живая книга». Как литератора и организатора творческих мероприятий, Софью Агачер волнует состояние русского языка в русскоязычном мире. И особенно, как соединить в развитии и воспитании подрастающих поколений достижения культуры прежнего времени с возможностями современных цифровых технологий – в частности, интернета. Этому и посвящена предлагаемая вниманию читателей статья С. Агачер.

Клаузура детского театрального творчества

«Люди разучились играть и поэтому совершают жестокие, бессмысленные поступки. Но мы с тобой не разучимся.  Я тебе обещаю. И если мир что-то спасёт, это будут детские игры!»

София Агачер, Лев Яковлев. Пьеса «Грустный телевизор»

София Агачер. Фото А.Веснин

Введя в название своей статьи о детском театральном творчестве термин «клаузура», я хочу подчеркнуть, что это мой первоначальный самостоятельный набросок к очень глубокой и необычайно актуальной теме для современного общества, стремительно превращающегося в общество «квалифицированных потребителей».

Последние годы в активную жизнь начали выходить молодые люди, уже подвергшиеся дебилизации болонской образовательной системы. Тестовая форма проверки знаний где против готовых ответов нужно поставить «галочку» путём нажатия кнопки на планшете, где практически полностью исключены активные формы обучения (чтение вслух, написание диктантов, изложений, сочинений и т. п.), превращает человека из субъекта общества в объект с минимальным активным словарным запасом.

Развитие функций мозга, отвечающих за планирование, творчество, анализ, созидание, при современном подходе к обучению останавливается на уровне 12-летнего ребёнка. Из-за постоянного использования детьми электронных гаджетов, не предполагающих активной работы многих участков мозга, ребёнок лишается не только возможности активного действия и самостоятельности принятия решения, но у него также плохо развивается память, внимание, страдают социальные навыки общения. А ведь если ещё до 12 лет на ребёнка велико влияние родителей, которые пытаются совместным семейным творчеством развивать интеллектуальные способности своих детей, то позже, как правило, связь подростка с семьёй ослабевает.

Именно в этот момент очень важен детский творческий коллектив. Он принимает и подпитывает семейную эстафету, продолжает формировать социальные и творческие навыки подростка, развивая систему мозга, благодаря которой человек становится свободной личностью, способной принимать взвешенные и самостоятельные решения.

Детские творческие коллективы созидают субъекты общества. И я не побоюсь сказать, что дополнительное школьное образование сейчас –  практически в одиночку – противостоит активно проводимой дебилизации общества путём цифровизации всех его сфер. За последний год изоляции подростков процесс «цифрового аутизма» ускорился в геометрической прогрессии.

«Операционная» память современного человека минимальна. Homo sapiens почти передал её компьютеру и без постоянной помощи электронных гаджетов не в состоянии решить ни одну практическую задачу, которую поколения его пап и мам решали легко.

Ребёнка 3–5 лет можно взять за руку (и то сейчас не всякого) и привести в детский театральный коллектив – я подчеркиваю: не в театр, не в студию, а в коллектив, – где ребёнка научат вербальным и невербальным социальным навыкам; выработают у него стойкую потребность в «живом», непосредственном общении со своими сверстниками; разовьют речевые, мимические мышцы лица и тела; сформируют память и наполнят её стихами и песнями, а не мычанием из Minecraft; обучат правильной речи, риторике, логике и умению концентрировать внимание на поставленной задаче.

И такой театральный коллектив для подросшего юного актёра уже становится родным домом, в котором к электронным гаджетам необходимо сформировать отношение как к инструментам, развивающим театральное творчество. Конечно, вы сразу подумали о детских кино- и мультипликационных студиях, но это отдельный вид детского творчества. А вот репетировать и записывать аудиоспектакли  можно легко в детских театральных коллективах.

Это стало особенно актуально в 2020 году, когда дети из-за lockdown по всему миру перестали посещать школу, играть в спортивные игры, заниматься танцами, ставить на сцене спектакли. Обучение стало осуществляться по интернету. Разумные запреты на пользование интернетом не более 2-х часов в семьях были сломаны. Наши дети стали жить в виртуальном пространстве практически всё своё свободное ото сна время. Эпидемия «цифрового аутизма», зависимость от электронных гаджетов не менее страшны, но более распространены, чем зависимость от наркотиков, стремительно превращают подрастающее поколение из «созидателей» в «потребителей».

Театральная студия Маска. с.Косяково Моск. обл, апрель 2019. МДК

Вывод один: необходимо развивать детское творчество через радио, телевидение и интернет. Так возникла идея перевести сценический формат фестиваля детских театральных коллективов «Живая книга» в аудио. Юные актёры начали репетировать по интернету, и оказалось, что это отдельный вид искусства, когда голосом надо выразить все эмоции и пробудить фантазию слушателей.  Фестиваль аудиоспектаклей «Живая книга» 2020 прошёл в трёх номинациях. Финал фестиваля состоялся 27 декабря 2020 года в эфире интернет-радио «Антология». В жюри фестиваля вошли: литературный критик и писатель Валерий Бегунов; создатель радио «Антология» и журнала «Вторник» Игорь Михайлов; писатель и драматург, создатель  легендарного объединения детских писателей «Черная курица» Лев Яковлев, я — писательница София Агачер и руководитель «Классного журнала» и автор книги «Идеальный аргумент» Алексей Ходорыч. Организацией фестиваля занялся Фонд поддержки литературной деятельности и сценического искусства «Живая книга».

В  номинации «Лучшая аудиопьеса» одержала победу «Студия юного творчества» под руководством Натальи Чернявской с аудиоспектаклем по пьесе «Грустный телевизор», написанной мною и Львом Яковлевым.

В номинации «Лучший аудиоспектакль-озвучивание литературного произведения» первыми стали Детская театральная студия «Забава» под руководством Татьяны Кулаковой с озвучиванием рассказа «Часы Тота»  из моей книги «Рассказы о Ромке и его бабушке».

В Номинации «Лучший аудиоспектакль-озвучивание рассказов финалистов конкурса короткого семейного рассказа “Мы и наши маленькие волшебники”» первое место заняли юные актеры театра-студии «ТеатРолли» под руководством Наталии Франковой и Алексея Гроборца.

Всё новое – это хорошо забытое старое. Я выросла под передачу «Театр у микрофона», а сегодня продюсеры радио- и интернет-площадок мне говорят, что современным детям аудиоспектакли не интересны, поскольку динамика и фокус внимания делают эфир – детей надо развлекать и завлекать, учить же думать, творить и фантазировать не входит в цели и задачи современных развлекательных программ! А откуда возьмётся внимание у детей, если его никто не созидает?!

А может быть, мальчишки и девчонки, услышав голоса своих сверстников по радио- и интернет-каналам поверят им и захотят тоже написать рассказ, или прочитать книгу, или записать свой домашний аудиоспектакль, но помочь им в этом должны мы, взрослые. Как? Да очень просто: не гнаться за рейтингами и рекламными бюджетами, а предоставить немного своего эфирного времени добрым аудиоспектаклям, созданным детьми и взрослыми для детей и взрослых.

Хотя с трудом верится, что мои призывы услышат профессиональные радио- и интернет-площадки, зарабатывающие деньги на «детских душах» и формирующие общество «потребителей»! Не формат! И переломить эту тенденцию, скорее всего, невозможно. А может, и не нужно?

Извечный русский вопрос: что делать?..

Создавать как можно больше фестивалей аудиоспектаклей!

Студия Юного Творчества. Грустный телевизор. МДК 2019

В них может принять участие и показать своё творчество театральный коллектив из самого отдалённого уголка!

Открывать аудиостудии для записей не только профессиональных коллективов, но и самодеятельных!

Развивать интернет-площадки для прослушивания аудиоспектаклей! Актёры, особенно юные, должны иметь своих зрителей и поклонников.

Фестиваль «Живая книга» 2021 будет проходить в двух форматах: в сценическом и аудиоформате. С положением о фестивале и лучшими спектаклями можно ознакомиться на сайте agacher.com и YouTube-канале София Агачер.

Меня часто спрашивают: –   откуда у меня столь острый интерес к теме семейного чтения и детскому творчеству?

«У меня родился внук, – отшучиваюсь я, – и наконец-то дошло, что единственное, ради чего мы приходим в этот мир, – это рождение и выращивание своего потомства. А созидание и развитие собственной души и прочая дребедень – это всё от скуки бытия».

По базовому образованию я врач и понимаю, что в реалиях современного информационного бума только безграничная родительская любовь может смягчить его последствия для умственного, эмоционального и физического существования наших детей и внуков. Как писатель я взаимодействую с миром посредством слова, а как врач я чувствую и вижу, что язык, точнее устная и письменная речь, резко и стремительно меняется или болеет. Именно речь служит, как мне кажется, маркером, позволяющим определить отношение человека к миру, стране, родовой истории, людям… За последние 20 лет речь, как устная, так и письменная, стала более примитивной и краткой.

Мозг человека потребляет большое количество энергии – чем сложнее задача, тем больше энергозатраты. «Экономика» мозга подталкивает его к решению более простых задач, поэтому из двух текстов мозг выберет более простой.

Жюри и участники фестиваля «Живая книга» на сцене ЦДРИ. Май 2019

Чем больше примитивных контентов (текстовых, визуальных, слуховых) предлагают человеку СМИ и социальные сети, тем больше его мозг ленится, деградирует, становится управляемым и неспособным к выбору и принятию собственного решения.

Массовый современный читатель, увы, предпочитает тексты простые и не воспринимает более сложные.

Повсеместно распространилось клиповое мышление (навязанное, кстати, телевидением, рекламой, роликами, пресловутыми презентациями, втискиваемыми даже в школьные уроки), которое породило странный вид нового человека, не способного фокусировать внимание дольше полутора минут. Ему нужна смена «картинок», его вечно нужно «вовлекать» и «завлекать». При этом тот же самый индивид не способен генерировать свои идеи, трансформировать или совершенствовать чужие (а мы ведь когда-то со школы знали, что, если велосипед изобретён, всегда есть возможность его усовершенствовать!). То есть наши самые замечательные, самые любимые, самые-самые дети, ради кого мы живём и кто с таким удовольствием приклеивает себе модное нынче слово «креативность», оказываются абсолютно беспомощны. Кто-то из «метких» журналистов даже название этому явлению придумал: «поколение пластиковых стаканчиков». Вот так уныло, ужасно, уничтожающе: целое поколение «легкозаменимых», целое поколение «одноразовых» людей, оставленных на обочине прогресса за ненадобностью… Всё сложнее становится научить ребёнка читать (не буквы перебирать, в слова складывая, а понимать, оценивать мысль), всё сложнее объяснить ему принципы морали и духовности…

Финал конкурса «Мы и наши маленькие волшебники», МДК, ноябрь 2019

Высокохудожественные, философские и эмоциональные произведения остаются невостребованными – происходит упрощение и обеднение литературных произведений. «О, если бы они их читали?!» – воскликнете вы. Нет, читающих много. Причем есть даже такие, кто читает запоем и весьма серьёзную литературу! Но большая-то часть предпочитает «в кратком изложении»! К ужасу своему узнала – не поверите! – что даже педагоги наущают, давая бесценный совет, читать именно краткое содержание, претендуя при этом на звание наимудрейших из мудрых.

А может, так и надо? Создаётся новое общество «квалифицированных» потребителей!.. Очень удобно заказать по интернету еду, услуги, сериалы и даже информацию – что нравится, то и доставим. На основании банковских цифровых платформ создаются эдакие «человеческие потребительские фермы».

Но как мучительно хочется назад, в доцифровую эру – посидеть на квартирнике и поспорить о поэзии Евтушенко и Мандельштама, о мистических откровениях Флоренского и Гумилева.

Между тем в обществе нарастает эпидемия «цифрового аутизма», появляется «цифровая» зависимость. До 70% подростков к 14 годам предпочитают общаться друг с другом в сети. Непосредственное общение вызывает быструю утомляемость и агрессию. Физически объект общения становится не важен и легко может быть заменён другим – у людей отсутствует эмоциональная привязка. Относится это не только к сверстникам, друзьям, но и к близким людям: родителям, членам семьи.

Театр-студия ТеаТРолли «Ромка из племени чёрных котов». ЦДРИ. Май 2019. Финал фестиваля «Живая книга»

В мозге человека сеть нейронов, необходимая для процесса мышления, развивается до 25 лет. И развитию этому нужно способствовать именно через тесное общение! Поэтому первая моя половина статьи и посвящена детским театральным коллективам, которые являются сейчас  «спасательным кругом» или «лекарством», эдакой площадкой для общения и развития мозга!  Как врач, я знаю, что вначале необходимо дать лекарство, а потом уже можно долго и нудно объяснять зачем и почему!

Куда же всё исчезает, когда вместо того, чтобы читать малышу вслух книжки, рассматривать с ним картинки, задавать вопросы или отвести его в детскую театральную студию, малышу дают в руки айфон? Не сам же, в конце концов, ребёнок  добывает айфон?

Литературная, грамотная речь вытесняется контентом социальных сетей, объём которого растёт с чудовищной скоростью, заменяя  непосредственное общение. Происходит подмена понятия: люди привыкли думать (вернее, думать, что думают), забыв о том, что человеку дано мыслить… Мысль самостоятельна, она рождается из опыта разных планов (переживания, сомнения, удивления, горя и радости, проб и ошибок и т. п.). Но мыслить нужно научить – процесс это сложный, требующий и терпения, и времени, и собеседника (поскольку речь идет о передаче, обмене опытом; часто это более взрослый человек), и мудрости, и желания искать и найти, докопаться-таки хотя бы до истока… Но современному миру жаль на это и сил, и жизни. Гораздо проще взрослым, например, отделаться видимостью участия в воспитании, имитацией интереса… А ребёнок научается на этом примере и мимикрирует моментально!

Возьмите своего ребёнка за руку и отведите его в детский театральный коллектив! Там его научат мыслить и переживать!

Да и вообще, литература и театр – это чудо. Как говорил один из писателей, из 33 букв и пригоршни знаков путём их перетасовки можно создавать целые миры, объяснять законы, творить человека… вы вдруг понимаете, что внешний мир – это тоже вы. По-моему, красиво сказано и глубоко!

Для совместного чтения очень важен выбор книги! Лучше всего воспринимаются произведения о взаимоотношениях или приключениях детей и взрослых. Обсуждая их, можно поговорить о себе самих и даже сочинить свои истории, написать сценарий фильма о себе. Такое общение поможет не только развить речь и остроту мышления, но и закрепить тесные эмоциональные связи и даже формировать позитивное будущее семьи. Привычку совместного чтения и обсуждения дел желательно поддерживать ежедневно.

По профессии я врач и пришла в литературу, чтобы защитить своего внука от цифрового «аутизма», оглупления и духовного обнищания.  Мой внук отказывался читать книги, его миром стал мир интернета. Интеллект, память и головной мозг ребёнка развивались плохо. И тогда я придумала общую игру для него и себя – писать книгу о  наших приключениях. Так появилась моя первая книга для семейного чтения «Рассказы о Ромке и его бабушке», а потом пошли письма, много писем  с короткими рассказами о себе, своём детстве, совместными рассказами внука и деда или целой семьи. И у меня родилась идея организовать конкурс короткого семейного рассказа «Мы и наши маленькие волшебники» и издать серию книг из рассказов его финалистов «Дети и взрослые детям и взрослым». Идею поддержала всё та же писательская команда: Алексей Ходорыч, Лев Яковлев и Игорь Михайлов. Вы можете зайти на сервис Ridero или ЛитРес и скачать абсолютно бесплатно этот сборник. А рассказы всех финалистов можно прочитать на сайтах agacher.com или «Классного журнала» cllassmag.ru в рубрике «Читать как дышать».

Финал фестиваля «Живая книга». Театральная студия «Маска», с.Косяково, Грустный телевизор. ЦДРИ, май 2019

В ноябре 2020 года жюри конкурса подвело итоги третьего сезона. Лауреатами стали 23 писателя в возрасте от 7 до 72 лет, а всего в конкурсе в 2020 приняли участие 82 автора, приславшие 328 рассказов из России, Беларуси, Украины, США, Чехии и Китая. Конкурс ежегодный, так что пишите рассказы вместе со своими детьми и внуками и присылайте на конкурс (положение о конкурсе – на сайте agacher.com), Конкурс «Мы и наши маленькие волшебники» стал лауреатом Всероссийской премии профессионального мастерства «Ревизор-2020».

Конечно, ребенку нужна очень сильная и интересная мотивация для того, чтобы вместе с мамой или папой сочинить рассказ про себя любимых, а не прилипнуть к экрану вожделенного компа. А чем не мотивация участие в международном конкурсе; получение грамоты и приза; выступление на сцене со своим рассказом; издание книги, которой можно похвастаться перед друзьями-одноклассниками; фотографии с известными писателями, выложенные в сеть… Да мало ли что ещё можно придумать, чтобы сохранить и развить общение с любимым чадом!

Но все это прежде всего должно стать жизненно необходимым для нас, взрослых!

В 2020 году рассказы финалистов конкурса начали озвучивать юные актеры.

Любовь созидается общением, а это труд – кропотливый и нелегкий.

«Люди разучились играть и поэтому совершают жестокие, бессмысленные поступки. Но мы с тобой не разучимся.

Я тебе обещаю. И если мир что-то спасет, это будут детские игры!»

Эти слова очень важны сегодня, их хочется сказать не только каждому ребенку, но и каждому взрослому. А произносит их бабушка Соня – главная героиня пьесы «Грустный телевизор».

Специально для фестиваля «Живая книга» по мотивам книги «Рассказы о Ромке и его бабушке» мною и Львом Яковлевым было написано четыре пьесы.

Очень хочется, чтобы больше писателей создавали книги для семейного чтения и писали пьесы для детских театральных коллективов. Так что, дорогие писатели, если вы хотите «оживить» свои книги или написали интересную пьесу, присылайте их на наш фестиваль «Живая книга». Детские театральные коллективы не только сыграют ваши сюжеты на сцене Московского Дома Книги и в финале в ЦДРИ, но и запишут их в виде аудиоспектаклей и разместят на интернет-площадках.

И если осознать то, что стена, краеугольным камнем которой является наш «великий и могучий русский язык», может рухнуть с уходом носителей этого языка, то тема семейного чтения, детского театрального творчества и воспитания некого количества молодых людей, чувствующих энергетику слова и способных к созиданию, не покажется такой уж ничтожной.

София Агачер


1 комментарий

  1. Римма Кошурникова

    Огромное благодарность автору статьи Софии Агачер, за её благородный труд, за внимание к детству, к детям, к их будущему и за всё, что она для этого делает!
    «Творящие милости и дела правды будут долгоденствовать» (Тов. 12:9)
    Успехов и процветания!..

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика