Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Находка на Краснодарском книжном развале

15 апреля 2021 года исполняется 135 лет со дня рождения Николая Гумилева

Есть в нашем городе сакральное место. Аналог букинистического базара, на берегу Парижской реки Сены.

Именно там я и обнаружил эту пожелтевшую от времени фотографию.

***

Гумилёв познакомился с молодой поэтессой в начале двадцатого века, в Париже.  Купил большой букет цветов, для приглянувшейся девушки.  Уговорил послушать стихи, собственного сочинения. Даме произошедшее понравилось и осталось в памяти.

Два года спустя

Судьба вновь свела их, в Петербурге. Между душами, увлечёнными литературой, возникло то, что объяснять не требуется. Молодые люди читали стихи, а затем,  взявшись за руки, бродили по городу. Подобные прогулки заканчиваются походом к алтарю, но не на этот раз. Лиза на предложение руки и сердца, ответила отказом, объяснив, что сосватана. Однако составить компанию ухажёру в поездке в Крым Дмитриева согласилась.

***

Всю дорогу простояли у окна. Придумывали прозвища друг для друга. Девушка называла его «Гумми». Ей никогда не нравилось банальное «Гумелёв». А он именовал её «Лёля». Утверждал, что именно оно более всего подходит Дмитриевой, так как напоминает звук, издаваемый музыкальным инструментом.

***

Остановились в хлебосольном доме Волошина. Лето, творческие посиделки, и конечно же Муза! Не влюбиться было просто невозможно. И она влюбилась! Бесповоротно, без оглядки!

***

Перед Лёлей стал выбор. Вернуться назад, с воздыхателем, или остаться с  хозяином дома?

Размышляла: «Гумми это весна. Он же для меня, вроде младшего брата. Волошин- глыба! Быть рядом-мечта женщины. И разве не счастье, что он обратил взор на застенчивую поэтессу, неумеху».

***

 Гумилёв возвращался один. Дамы, с именем похожим на звук музыкального инструмента, рядом не было.

***

В  столице из уст в уста передавали сплетни о том, что Гумилев с Лёлей! В общем у них, что-то было! Утверждали, что автор этих слухов, сам Гумми. Жених девушки всё ещё отбывал воинскую повинность и не мог вступиться за честь наречённой. И тогда, с его разрешения, наглеца вызвал на дуэль приехавший в Санкт- Петербург, Волошин. В мастерской Мариинского театра, в присутствии свидетелей, отвесил клеветнику затрещину!

Это дуэль? – спросил поэт, потирая ушибленное место.

— На старинных пистолетах!

***

Секунданты согласовали детали. Никто из них не знал дуэльного кодекса.

Гумилёв требовал, чтобы стрелялись с близкого расстояния! И палили столько раз, сколько потребуется до смерти одного из участников!

 Секунданту Максимилиана, графу Толстому удалось убедить всех, что менее чем на пятнадцати шагах дуэли не проводятся, иначе это чистое убийство!

Вопрос о месте поединка не стоял.Только на Чёрной речке!

***

Погода в день дуэли выдалась скверная. Ветер с моря, снег!

Автомобиль Гумилёва забуксовал. Дуэлянт одетый в шубу и цилиндр, стоял в стороне. Наблюдая за тем, как друзья толкают машину.

Волошин, нанявший извозчика, тоже застрял. Выбрался из кареты и пошёл пешком. Потерял калошу. Назвал её талисманом! И без данного предмета к барьеру идти отказался! Кинулись искать пропажу. Нашли.Обули.

***

— Ну и шаги у вас граф! Извольте отсчитывать полагающееся расстояние нормальным размером! — Крикнул Гумилёв, Алексею.

Наконец он, бросив шубу в снег, стал на указанное место.

Волошин остался в шубе и калошах. Однако шапку снял и положил рядом с собой.

***

Как правильно заряжать старинные дуэльные пистолеты никто не знал. Выяснилось —  нужны пыжи, кои приобрести забыли.

Выход нашёл граф. Вытащил из кармана носовой платок, разорвал пополам и протянул дуэлянтам. — Господа стреляем насчёт три.-Дрожащим голосом произнёс он, и отвернулся.

Гумилёв промахнулся.

А пистолет Максимилиана дал осечку.

— Я категорически требую, чтобы этот господин сделал свой выстрел! Пусть перезаряжает! Я подожду. Мне спешить некуда!

Волошин выстрелил в воздух. Опять осечка.

Граф подбежал к нему. Отобрал пистолет и пальнул в землю. Поднял вверх несостоявшееся оружие убийства.

— Господа! Видите сами! Имели место две осечки. Стрелять в третий раз,  не по правилам. Считаю поединок законченым!

***

Городские власти наказали дуэлянтов штрафом.. в десять рублей!

***

А виновница  дуэли покинула столицу. Вышла замуж, взяла фамилию мужа. Отныне именовалась госпожой Васильева. Под этой фамилией её и запомнили в моём Краснодаре.

Десять лет спустя

— Я так чую, что от гражданочки белогвардейщиной, аж за версту прёт. И будь моя воля, шлёпнул тебя. Аккурат возле того заборчика. — Чекист показал маузером на окно, за которым виднелась глухая стена.

Васильчикова поморщилась. Её регулярно вызывали в ЧК. Грозились арестовать или сразу расстрелять. Но бог миловал. Пронесёт и на этот раз.

— Мужика свого благодари. Башковитый он. Мелиоратор, мать вашу так! Нужон, понимаш, республике! Ставь заковыку на бумаге и вали отседова! В ссылку! В этот, как его? Екатеринодар! И тамошним товарищам передай! Пусть город переименовывают! Негоже царицу-эксплуататоршу в фициальных бумагах поминать! Проваливай! У меня контры полный подвал скопился, а я тут с тобой лясы точу.

Лёля, с трудом, нашла работу в переплётной мастерской. По вечерам пыталась писать стихи. Своих детей не было. Может быть именно поэтому ей хотелось сделать что-то полезное чужим. Так появилась идея создания спектаклей для маленьких.

Эта тема волновала ещё одного горожанина — Самуила Маршака. В августе двадцатого года в Екатеринодар вернулись красные. Окончательно! Открыли университет. Там поэт выступил с докладом о Театре для юных горожан. Пригласил Васильеву. Спустя некоторое время была поставлена инсценировка. Затем  состоялась премьера пьесы о летающем предмете. Газеты взахлёб писали, что в провинциальном городе родилось первое в стране большое детское учреждение! Предтече будущих Дворцов пионеров.

***

В Крыму встретились дуэлянты.

Это уже были другие люди, обитающие в совершенно иной стране.

— Неужели вы тогда поверили причитаниям той сумасшедшей дамы?-Спросил один другого.-  Если что, то я сударь, к вашим услугам.

— Никого если, быть не может. И вы знаете об этом не хуже меня!

Так и закончился короткий диалог двух великих людей.

***

Гумелёва, несколько лет спустя, расстреляли по сфабрикованному ОГПУ делу.

***

Волошин добрый десяток лет жил в своём Крымском доме. К нему, поваляться на пляже, и покупаться в море, приезжали полностью ставшие советскими, литераторы. В Начале тридцатых  его настиг инсульт, от которого поэт уже не оправился до конца дней.

***

Молва о детском театре дошла до Москвы. Нарком пригласил Маршака в столицу.

***

А Васильеву вызвали в ОГПУ.

В доме провели тщательный обыск. Забрали дневники и стихотворения. Женщину упекли в тюрьму. Следователи вывезли из дома всё, что можно, после чего бывшую хозяйку высылали. В Ташкент.

***

Держу в руках старую фотографию. Всматриваюсь в удивительное лицо. Вспоминаю, как живя в столице Узбекистана, пытался найти могилу поэтессы Черубины, но тщетно.

***

Вот и выходит, что творческая судьба этой женщины началась с мистификации, прошла через дуэль двух великих поэтов и мистификацией же закончилась.

***

Городок, наш Городок.

Ты хоть краснодарский,

Но тебя, наш Городок,

Знает Луначарский.

Автор стихов С. Я. Маршак

Александр Ралот

Иллюстрация с сайта Инфоурок


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика