Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

Закрой глаза и слушай сердце. «Василисса» в постановке Филиппа Гуревича – пирог в несколько слоёв

В РАМТе новая премьера – режиссёр Филипп Гуревич представил спектакль «Василисса» по пьесе молодого драматурга Марии Малухиной.

«Василисса» написана специально для Молодёжного в рамках Мастерской детской драмы «10 минус». Это совместный проект РАМТа и Союза театральных деятелей РФ, открытый в марте 2020 года в целях развития репертуара для детей 6-10 лет и привлечения в жанр детской пьесы новых творческих ресурсов.

Пьеса Малухиной вошла в семёрку лучших, а поставить её предложили 32-летнему ученику Олега Кудряшова Филиппу Гуревичу.

«Честно говоря, — признаётся режиссёр, — как ставить эту пьесу, не знал никто. Я тоже, но раз предложили – почему нет? Потом всё придумал, и очень счастлив, что мне достался именно этот материал. Пьеса удивительна как с точки зрения тем, так и побуждения к фантазии, а ещё ироничность текста, которую я очень люблю и которая очень для меня важна».

Пластов в постановке много: для кого-то это путешествие (или, как обозначил театр – жанр роуд-муви) по суровому пейзажу русского фольклора, кто-то выделяет цепочку взросления и самопознания главной героини, а иные идут и глубже.

Полина Лашкевич (Василисса) и Владимир Зомерфельд (Белояр)

Кому-то может показаться странным, что ценз спектакля 12+ (ведь в центре сюжета – девочка-подросток), а Мастерская предполагала 10-. На обсуждении эскиза художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин поддержал тех родителей, что выразили готовность привести на «Василиссу» детишек меньше 12-ти. По его мнению, сегодняшние дети взрослеют раньше, и для 15-летних такой сюжет – дело пройденное. «И хорошо, — сказал Бородин, — что мы ведём туда младших, иначе так и будем сидеть на старом понимании, что такое сегодняшний ребёнок. А перед нами мир нового детства».

Итак, мы становимся свидетелями путешествия своего рода девочки-кентавра, которая отправляется во враждебный миру людей лес, чтобы избавить своих родителей от сурового оброка хозяина чащ Берендея.

Могла попасть сразу, потому что вызвавшийся её сопровождать волколак Белояр дорогу знал отлично. А надо ли сразу, всегда ли простой и короткий путь даст больше плодов? Ведь в дороге и созреешь, и опыта наберёшься, и на сущностей разных насмотришься. А Василиссе ещё и в себе разобраться надо было. В общем, всё не просто так.

А лесной мир то и дело подбрасывал переделки одну диковиннее другой, когда из давно желающей попасть сюда девочки так и полезли недюжинные таинственные умения. А себя наблюдать научишься — к другим терпимее будешь. Где оно добро, а где зло разбираться начнёшь, тем более в ком такого микса нет?

«Мне кажется важным, — говорит Филипп Гуревич, — размывать границы назидательности в спектаклях для детей и подростков — «это хорошо / этоплохо» и говорить о полутонах, о неоднозначности реального мира. О зле, которое порой неочевидно и привлекательно, и добре, которое бывает неискренним и напоказ. В мире абсолютной нетерпимости, которая делит людей на своих и чужих, Василисса выбирает терпеливое принятие другого. Что если попытаться понять, а не идти в бой? Что если вступить в диалог с непохожим, даже если страшно? Что если чужой не так уж и отличается от тебя самого?»

Полина Лашкевич (Василисса), Алексей Гладков (Папа), Денис Фомин (Летавец), Анна Дворжецкая (Мама)

Вот с себя-то и начинать в оценке – кто я, зачем живу, что за гены во мне, куда зовут? Чтоб разобраться с сотнями подростковых страхов и принять себя, быть может, вовсе не похожего на других.

А когда нет внутренних барьеров, то на всё смотришь чистыми глазами. «Ребёнок, — рассказывает исполнительница главной роли, актриса Полина Лашкевич, —  способен разглядеть то, что не увидит взрослый. Одна девочка, увидев сцену с Лихом, которому прокалывают глаз, сказала, что ей его очень жалко, даже больше, чем остальных, он ведь  просто хотел глаз, и почему его выкололи… Так не отнёсся к персонажу больше никто,  и это удивительно».

Хорошо ведут авторы и по русскости, которая, по словам постановщика, как качели – то бишь перемена оценки человека по щелчку: от вора к святому на 180 градусов. Хотя и среди наших золотосерёдные, и в пьесе в том числе, тоже встречаются.

Полина Лашкевич (Василисса), Константин Юрченко (Берендей)

Коды при помощи текста и удачных режиссёрских решений работают славно, но лишь пока не вступит музыка. Здесь бы не англоязычные треки, а композитора, да поталантливее, чтобы вслед за Глинкой, может, и непривычные для детишек фольклорные мотивы, обрабатывал, аранжировал и помогал взрослым вести ребят по дорожкам самосознания. Ведь всё же старшие младших ведут, какими бы скороспелыми они не были. Так собирать себя и работать над собой наверняка сподручнее.

«Висилисса» — это хоррор. Как сказала Полина Лашкевич,  театр не плюшевый, а острый, очень чёткий, театр, в котором интересно существовать. Да, ужаса на сцене нынче много, потому что с избытком спящих.

И всё же – «закрой глаза и слушай сердце, а правильные слова сами на ум придут».

Наталья Косякова

Фото предоставлены пресс-службой РАМТа.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика