Пятница, 06.08.2021
Журнал Клаузура

Снова «Страсти», но другие. Владимир Машков представляет нового «Бумбараша»

В Театре Олега Табакова снова «Страсти по Бумбарашу» — в премьерном спектакле в постановке Владимира Машкова занята практически вся труппа и студенты Театрального колледжа.

Итогом своего трёхлетнего художественного руководства считает Владимир Машков постановку новых «Страстей по Бумбарашу». «Спектакль не восстановлен, — говорит он, — он не имеет отношения к тому, что я поставил в 1993-м с Евгением Мироновым в главной роли. Мне никогда не было интересно повторять то, что уже сделано, в этом нет смысла. Да, я иногда возвращаюсь к материалу, который люблю и который мне кажется жизнеспособным, но это уже совсем иная история».

А дело в зрителе. Машков ставит для разных зрительных залов, которые за прошедшие годы менялись, по его словам, несколько раз категорически.

«В начале 93-го, когда выходили красные —  смеялись, очень сильно смеялись над красными, — рассказывает Владимир Львович. – На заре 2000-х над ними смеяться перестали и стали очень удивлённо смотреть на белых.  Потом на тех и других бросили смотреть и устремили взор на бандитов. А сейчас я понимаю, что зритель с самого начала предчувствует катастрофу, предчувствует гражданскую войну».

Сергей Угрюмов, Виталий Егоров и Сергей Беляев (белые)

Предчувствие предчувствием, а историю досконально всё же знают не все, тем более – люди молодые. Машков и зрителя, и своих молодых актёров ведёт через чувства и ощущения. Как, например, можно беззаветно верить в коммунизм?

«Это про моего героя Яшу, — поясняет Владислав Миллер. – Со зрением «минус сорок» на оба глаза он всегда пытается быть нужным. Наш спектакль только рождается и мне, человеку почти ничего не знающему об этом времени, тяжело находить рычаги, которые были свойственны тем людям. Но Владимир Львович нам максимально подробно всё объясняет. У него такая формула: всё выстроено до мизинца, но при этом на сцене – жизнь».

В центре: Аня Чиповская (Софья Николаевна) и Владислав Миллер (Яша)

А, по словам исполнителя главной роли Севастьяна Смышникова, это  такой спектакль, где нужно хорошо импровизировать, чтобы договориться со всеми, чтобы все по одним правилам играли. «Поэтому ребята все свободны, — говорит актёр, — мы все хорошо понимаем друг друга и такого, что кто-то чего-то не знает, просто нет».

Актёр должен быть свободным, без свободы в театре нельзя, считает Машков. И свою труппу называет коллективом индивидуальностей — живых, настоящих, умеющих существовать на сцене активно и выразительно.

«Нельзя и без воли, — говорит режиссёр. — Это русское слово вмещает в себя силу характера, свободу и желание. Наверное, это главное, что мы ищем. Понимаете, всё происходит здесь и сейчас, и актёр живой, настоящий, у нас есть темпы и ритмы спектакля, без которых нельзя выложиться, невозможно, но внутри этого темпа есть живой артист, с его искренней эмоцией, которая неповторима. Поиск искренности, поиск глубины, силы, отчаяния, страха, любви — он бесконечен. Этим театр отличается от любого вида искусства, где зафиксирован какой-то момент, сложен из кусочков».

Севастьян Смышников (Бумбараш) и Ангелина Пахомова (Варя)

Вот такой разгул актёрской свободы — сегодняшний «Бумбараш», где запредельные энергии отдельных исполнителей – от центральных персонажей до массовки — сливаются в такую сценическую мощь и силу, что вихрь зрителей сшибает и уносит, заставляя забыть обо всём на свете. Это тот самый случай, когда, как говаривал Олег Павлович, номерки валятся из рук.

Очень градусным, объёмным и энергозатратным называет спектакль исполнительница роли бандитки Соньки Аня Чиповская.  «И для такой труппы, как наша, — говорит актриса, — где много молодёжи, где есть студенты колледжа, это невероятный опыт.  Сколько б ни было «Бумбарашей» — спектакль нужен нам всем. Это возможность попробовать себя в синтетическом, в некотором смысле, жанре, это возможность сыграть характерных персонажей. Физически – да, устаём, но морально – необычайное удовольствие. Для меня это абсолютный подарок, потому что  Софья Николаевна — роль, о которой можно мечтать, и, должна сказать, всё склоняется к тому, что она будет любимой».

А ныне художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов после просмотра нового варианта постановки пьесы Юлия Кима прокомментировал так: «Этот спектакль может существовать только тогда, когда есть молодая энергия, кровь молодая. Это прекрасная возможность не только для артистов театра, но и для студийцев «оторваться по полной».

И всё же – почему сделать новую редакцию знаменитого сюжета Машков решил именно сегодня?

Сам он говорит об этом так: «Страшнее братоубийственной войны нет ничего. И в нашем спектакле помимо блистательных актёрских работ заложено много метафор и художником Александром Боровским, и художником по свету Дамиром Исмагиловым. Вот домик, который вначале разлетается…  Знаете, война начинается в доме… Понимание «свой-чужой» так или иначе вспыхивает в жизни нашего государства в ХХ-ХI веке, поэтому постановка напоминает, куда именно нашему народу ходить не нужно, не нужно никогда, потому что начнётся следующий русский бунт — бессмысленный и беспощадный».

Эту идею худрук Театра Табакова и называет главным посылом в зрительный зал, который, по его словам,  в большинстве своём состоит из молодых людей, историю нашей страны не знающих вообще. «И вот этот пробел, когда брат на брата, — говорит Машков, — мы и хотели предложить исследовать чувственно и эмоционально».

Наталья Косякова

Фото Ксении Бубенец


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика