Такие разные сонеты
19.07.2021
/
Редакция
1
Русский сонет – явление специфическое: гранёностью и остротой жёстких правил точно противоречит русской стихийности, мощи… даже разгулу…
Тем не менее, сонеты Н. Матвеевой, сочетая в себя замкнутое мастерство строк и головоломную прелесть шлифовки, ярко – россыпями – вброшены в историю русской поэзии…
Камни сонетов её блестят разнообразно: есть прозрачные, мыслью режущие пространство алмазы, есть наполненные таинственной зеленью жизни изумруды, есть небесно мерцающие сапфиры; однако – нигде никаких изъянов в обработке камней: сколь бы много их не было.
…есть и о сонетах: так и называется цикл «Сонеты о сонетах», и там разнообразно трактуются нюансы и оттенки возникновения характерных произведений, мускулистых четырнадцатистрочников, чья сила – в том числе – в красоте ограничения:
Час роста тьмы в квашне кошмаров кваских.
Но иногда в ночи приходит строчка,
А с ней другая, — как в арабских сказках
Всегдашней казни — новая отсрочка.
—
Врачует раны эта проволочка…
А лучший врач (из наших, из парнасских!) —
Сонет звенящий, чьи созвучья — в связках,
Чья рифма — никогда не одиночка.
Речь избыточно богата: кажется, все слова языка участвуют в словесных построениях Матвеевой, и квашня вполне перекликается с темой арабских сказок, хотя, казалось бы, что может отстоять дальше?
Сонеты стройны и отличаются крепкими мышцами, зазоров между словами не обнаружить и под микроскопом недоброжелательства.
Они пропитаны великолепной субстанцией культуры: той, что растит розы мысли и орхидеи образов; история всегда рядом: все живут в ней, осознавая, нет ли; и циклы сонетов, обращённых к Дашковой, столь же логичны, сколь и блестяще исполнены…
Блестяще – музыкально: причём слышатся многие инструменты: тут виолончельные взмывы, а вот – раскаты фортепьяно.
Не то, чтоб раздражительно и грозно,
А все без удовольствия на Вас
Глядит царица, слыша Ваш отказ
От золота и льгот. Как несерьезно!
—
Обман, иезуитски-виртуозно
Заливистый, с очисткой царских касс, —
И тот как будто ближе ей подчас,
Чем этот вызов, эта спесь безхозна!
…тени мелькают, факелы горят, слышен цокот копыт по мощёной улице…
Раскрывается тема Шекспира: нависает вселенная, втягивающая водоворотом читателя:
По милости бродячего актера
О дальнем веке столько разговора,
Что в тьме времен теперь светло, как днем!
—
Клянусь Шекспиром и Елизаветой:
Не он писал при королеве этой,
А королева правила — при нем.
Логичная перестановка сил: история распоряжается подлинностью умело…
Но – время обозначено «елизаветинским»: и время закипает: диспутами и спорами, приключениями и звоном шпаг, тайнами, и разговорами Бэкона с…
С кем получится вообразить.
Оживают, перетолкованные сонетами Матвеевой, герои – и, приглядевшись, можно увидеть их в новом освящение.
И речь кипит: она плотная, но и гранёная, лёгкая, но и мощная.
…потом замелькают другие россыпи: где «Новогодний тост» будет также уместен, как «Компьютер», а жемчужный «Боттичелли» словно подмигивает основательно-монументальной «Жорж Санд»…
И сильно организованный мир сонетов Н. Матвеевой сверкает мраморною силой вечности, которую не опровергнуть.
2
Сонет, как форма, кажется не характерным для Ерёменко: слишком должен сжимать скобками правил, ограничивать оными; тем не менее, сонеты Ерёменко, будто сорвавшаяся с петель правда ощущений:
О господи, води меня в кино,
корми меня малиновым вареньем.
Все наши мысли сказаны давно,
и все, что будет — будет повтореньем.
Искренность, перемешанная с отчаянием, опаляет сознание, и, скорчившись, словно пергамент на огне, заставляет оно понимать общность мысли, одолевавшую многих поэтов (не говоря о стереотипности желаний); а катрен Ерёменко блестит такой алмазной гранью подлинности, что врезается в память с первого прочтения.
Или – отправляется в её короб, где хранится разное, иногда, что и не хочешь…
Поэт слепительно выстраивал сонеты: каждая строчка сверкала, переливаясь огоньками слов.
Как говорил, мешая домино,
один поэт, забытый поколеньем,
мы рушимся по правилам деленья,
так вырви мой язык — мне все равно!
Над толчеей твоих стихотворений
расставит дождик знаки ударений,
окно откроешь — а за ним темно.
И… так часто темно, и ни домино, ни вино не спасают…
В сонетах поэта присутствовали абсурдные изломы: явь сложно воспринимать открытым сердцем: вечно в ней что-то не так:
Сегодня я задумчив ,как буфет,
и вынимаю мысли из буфета,
как длинные тяжелые конфеты
из дорогой коробки для конфет.
На раскладушке засыпает Фет,
и тень его, косящая от Фета,
сливаясь с тенью моего буфета,
дает простой отчетливый эффект.
Ерёменко экспериментировал с формой, предлагая невенок, нерифмованные сонеты… Соната сонета не слишком прозвучала по-русски: чрезмерность правил претит русскому сознанию: попробуйте представить Маяковского, выписывающего итальянский сонет!
Тем не менее, сделанное в недрах формы Ерёменко, заставляет обращаться к произведениям вновь и вновь, ища не замеченные ранее нюансы, вчитываясь в метафизику, предложенную поэтом так, как была предложена.
3
Он вышагивал свою поэзию: шагом создавая ту лестницу, что так революционно вдвинется в русский словесный мир.
Маяковский вышагивал свою громокипящую, перенасыщенную звуком поэзию, и новые формы её противоречили всем правилам – ибо он созидал свои, не бывалые.
Маяковский и сонет?
Не представить: жёсткая стяжка в 14 строк, чрезмерное языковое ограничение не дают возможности развернуться, идти лестницей небес.
И всё же, как интересно вообразить гипотетический сонет Маяковского!
Вот, склоняясь над листом, выстраивает свою лестницу, сжимает её, добавляет краски, потом – выравнивает написанное, согласно старым, не ветшающим правилам; и, захохотав, смяв бумажку, отправляется гонять бильярдные шары…
4
Тема – трагическая до предела: Мария Стюарт; тема страсти, боли, страха, праха…
В каждой жизни есть трагедия, любую насыщает она с лихвой.
Мальчишка из питерской коммуналки; ретроспекция до эмигрантской жизни Бродского, волокнами, плотно переплетённой с… образом Сары Леандр, исполнявшей Марию в старом-старом фильме.
Интересны стяжки, узлы, организующие тексты сонетов: отчасти хулиганских, несколько разгильдяйских, пропитанных и прошитых иронией.
…когда что было, жарили без сала…
Нищь, дрань, голь послевоенного бытия: и роскошь старого кино, будто преобразующего всё это.
Роскошь роскоши восприятия.
Собственная Бродского жизнь, открывающаяся вдруг парижской стороной; тема Марии, умноженная на тему Бродского.
…в Непале есть столица Катманду…
Крутой взвар мечты, её осуществления, воспоминаний, истории, иногда истерии.
Нет, последняя остаётся за бортом: сонеты спокойны, крепко огранены.
Но – даны на том градусе стоицизма, когда понятно, что любая трагедия для истории – не очень трагедия…
комментариев 6
Алексей Курганов
27.07.2021Совсем недавно узнал, что существует более ста пятидесяти (!!!!!!!) видов сонетов.
Наталия
21.07.2021Поэтично написал! Браво!
Мансуров Андрей Арсланович
21.07.2021Спасибо за сонеты. Хорошо, что я в поэзии ничего не понимаю, а то бы мог сказать, что все приведённые в статье мнения — сугубо личные, пристрастные, абсолютно субъективные и бездоказательные… И имён этих я нигде не встречал — не то, что сонеты Шекспира. Но я в поэзии ничего не понимаю. Всем — успехов!
Инга
20.07.2021Изобретение сонета принадлежит богу искусств Аполлону, якобы:
«В тот день, когда он был на стихоплётов зол,
Законы строгие Сонета изобрёл.
Вначале, молвил он, должны быть два катрена;
Соединяют их две рифмы неизменно;
Двумя терцетами кончается Сонет:
Мысль завершённую хранит любой терцет.
В Сонете Аполлон завёл порядок строгий,
Он указал размер и сосчитал все слоги,
В нём повторять слова поэтам запретил
И бледный, вялый стих сурово осудил.
Теперь гордится он работой не напрасной:
Поэтов сотни строк затмит Сонет прекрасный.
Инга
20.07.2021См. сонет у Новеллы Матвеевой — » К сонету»
«На четырёх на бронзовых своих
Широких ножках, вроде львиных лап,
Четырнадцатистрочный прочный стих
Стоит в веках — и сдвинулся хотя б ! … Можно найти в интернете
Валерий Николаевич Бабин
20.07.2021По-моему, прекрасно написано! Но неужели здесь речь идет о Новелле Матвеевой?! Я никогда ничего подобного у нее не читал. Ну, да, есть многое на свете…»