Пятница, 19.04.2024
Журнал Клаузура

За линией горизонта…

О выставке живописи и графики художника

Анатолия Преснякова

в Рязанском областном художественном музее,

сентябрь 2021 года

Говорят, что первые впечатления – самые верные, возможно, это так, по крайней мере некоторые случаи убеждают нас в этом. Первые впечатления от работ Анатолия Преснякова сложились сразу: неяркая, словно приглушённая цветовая палитра, выбор вполне определённых красок и тем. Вот работа «Пролесок» (1992) – близкий, родной, узнаваемый пейзаж, понятный каждому русскому сердцу. В самом деле: сколько раз мы видели такие немудрёные пейзажи: бело-матовое зимнее небо, на переднем плане и ближе к центру – беззащитно-голые деревца; былинки, трогательно выглядывающие из-под снега; а вдали – туманные очертания глухого леса… Стужа разлита в мире, природа спит долгим зимним сном…

Пролесок,.1992 г.

Конечно, Россия разная, есть в ней и южное буйство красок, есть пышные солнечные пейзажи, самоцветно-малахитовое очарование Урала, поражающие воображение виды Кавказа с изломами гор и крутизной склонов, изумляющая и гордая красота Сибири, холодная и сдержанная палитра Севера, туманный флёр Дальнего Востока, но мы говорим о средней полосе – привычной, родной, любовь к которой словно растворена в нашей крови… От видов которой щемит сердце, особенно если мы оказываемся от неё вдали, а по возвращении готовы слиться с ней воедино на веки вечные. Упасть на траву, запрокинув голову и слушать стрекотание насекомых. Любоваться опавшей листвой и бесконечно бродить лесными тропами, опираясь на берёзовую палку. Это та Россия, которую мы знаем с детства – с затяжными осенними дождями, унылостью скошенных полей, грустными криками улетающих птиц и хрестоматийными «несжатыми полосками»… Которая отразилась в стихах русских классиков, бесконечно её любивших – Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, А. А. Коринфского, Н. А. Заболоцкого и др. О которой писал С. А. Есенин:

Это всё, что зовём мы родиной,

Это всё, отчего на ней

Пьют и плачут в одно с непогодиной,

Дожидаясь улыбчивых дней

Наконец, которую мы знаем по стихам А. А. Блока – с его «расхлябанными колеями», «песнями ветровыми» и вечными «серыми избами».

Такая Россия предстаёт перед нами на картинах Анатолия Степановича Преснякова, рязанского художника, судьба которого, думается, вместила в себя множество событий, «сюжетных ходов», и вместе с тем его линия жизни проста и незамысловата, и возможно, с ясным пониманием смысла бытия и своего личного предназначения.

Да, палитра его, как и содержание работ – узнаваемые, понятные, здесь нет глянцевых тонов, кричащих линий, вызывающего цвета, модных выкрутасов, вычурности и позёрства, напротив, всё спокойно, сдержанно и может быть, даже медитативно. По крайней мере это касается его пейзажей. Да и сами названия картин – вполне характерные, уже заключающие в себе определённое содержание: «Ноябрь», «Дорога через болото», «Последние тёплые дни», «Осенние дороги», «Утренний туман», «У омута», «Задворки», «Околица»… Согласимся, что работы с таким названием уже несут в себе известное настроение – осеннего минора, тихой и спокойной грусти, вдумчивого созерцательного состояния души. День у него почти всегда пасмурный, деревья облетевшие, абрисные, а сами их очертания – в дымке; вода – по-осеннему серая, потемневшая; дорога – размытая. И даже его весна на одноимённой картине 2003 года – не та, яркая, солнечная, промытая, с бездонной синевой над головою, с ощущением праздника и мажорной поступью, а иная – спокойно-сдержанная, с нерастаявшим снегом в ложбинках, потемневшей от влаги землёй и холодом, что, по всей видимости, ещё не собирается отступать. Таково мировоззрение художника, его восприятие и отражение его глубинных чувств к родине, России, своим близким и самому себе.

Весна. 2003 г., х.,м.

Есть, конечно, картины с иным настроением – вот, например, работа «Озимые» 1979 года. И хоть небо не радует здесь радостной голубизной небес, но те зелёные всходы, покрывающие землю, дают понять, что жизнь идёт, бежит, стремится вперёд, продолжается и развивается. То же можно сказать о работе «Светлые дни» 1990 года, где палитра художника также меняется, становясь более тёплой, и вновь появляется голубизна неба, а с нею – и надежда на то, что светлые дни в нашей жизни действительно бывают и их надо ценить, наслаждаясь неспешной и тихой радостью.

Светлые дни. 1990 г., к.,м.

Пристрастный взгляд заметит в пресняковских работах обилие воды. Это и полноводная, широкая, просторная река Ока, и хмурое «Рижское взморье», и теряющаяся в синеватой дали река Томь, и извилисто-узкая и очень живописная река Басандайка, что протекает в Томской области.

По картинам можно проследить, где жил или бывал художник: Владивосток, Рязань, Солотча, Витебск, Санкт-Петербург… И опять же – в основном, это пейзажи. Это его жанр, способ самовыражения. Именно через природу, её различные состояния нам легче всего выразить и свои сокровенные мысли и чувства.

Но есть пейзажи и индустриальные, живописующие в своё время победную поступь советского человека, достижения социалистического строя, ступени его технического прогресса, созидательную энергию труда. В советское время было принято отражать масштабные трудовые достижения нашего народа, и это было, как мы теперь понимаем, правильно, поскольку не только давало ощущение силы и могущества человека, его причастности к великим свершениям, но вселяло уверенность в будущем и вдохновляло людей на новые трудовые подвиги. Но ведь эти свершения и подвиги действительно были. Промышленность, как говорится, перешла от сохи к мирному атому, были возведены сотни, тысячи заводов и фабрик, построены десятки тысяч километров железных дорог. А ещё школы, больницы, дома культуры, стадионы, парки, где человек мог получить и получал бесплатное образование, медицинское обслуживание; дети занимались в самых разных кружках и студиях творчества и т.д. Страна развивалась, запускала спутники, первой в мире полетела в космос и семимильными шагами шла вперёд.

По сути, городские индустриальные пейзажи говорили человеку, что он многое может, и хотим мы этого или не хотим, это было отражение энергии времени и поэтизация труда. И думается, это прекрасно, несмотря на то, что в этих работах с их ломаностью линий, графичностью и определённой схематичностью как будто нет ни тонкого лиризма, ни флёра романтики. Но в них есть другое – дух эпохи, отражение того напора и скорости, с какой жила советская держава. Из прошлого ничего не вычеркнешь, не изменишь, и подобные пейзажи это передают с несомненной ясностью, точностью и чёткостью. У Анатолия Преснякова это такие работы, как «В порту Владивостока», «Высоковольтная на Тигровой балке», «Грузовой порт Владивостока» и др.

Портретов на выставке представлено мало, здесь мы видим только портрет жены – Людмилы Дмитриевны и сына – Максимильяна Анатольевича, которые тоже художники. Максимильян – хорошо нам знакомый человек, увлечённый, разносторонний, с которым нас связывают годы сотрудничества, ведь он неоднократно иллюстрировал мои книги – «Солнечная история», «Русская душа», а также готовил обложки для совместного с В. П. Нагорновым проекта рязанских сказок – народных и литературных. Кстати сказать, по словам Анатолия Степановича, в их роду были художники, так если его отец и дед служили агрономами, то прадед был иконописцем.

А. С. Пресняков работает маслом, использует он и акварель. Мы не будем говорить о композиционных особенностях его работ, к тому же, здесь их представлено немного, но подметили, что на переднем плане его пейзажей часто появляется одинокое дерево, куст или небольшая группа деревьев с подробно выписанными деталями, задний же план может тонуть в дымке, он словно размыт, нечёток и неясен. И дело вовсе не в законах перспективы, а в том, что это тоже своеобразное отражение души, вернее, её состояния: то, что вблизи, рядом – нам хорошо знакомо, понятно и не пугает, а даль, горизонт (как синоним или символ будущего) настораживает. Вероятно, это относится к любому, ведь эта туманная даль всегда таит в себе нечто неожиданное, непредсказуемое, а иногда и неизбежное.

Анатолий Степанович признался, что не жалует абстракционистов, ему по душе такие художники, как В. И. Суриков с его сложными сюжетами, многосоставными композициями, обилием персонажей, тонкостью и символичностью деталей, и пронзительным реализмом. Известно, что каждый художник, так же, как и писатель, всегда пишет самого себя. И всегда почти с точностью можно сказать о художнике как о человеке, глядя на его картины.

Что можно сказать об Анатолии Преснякове как о человеке? Первое, что бросается в глаза – скромность. Второе – нежелание того, что называют словом «выпячивание» или «показуха». Что можно сказать о нём как о художнике? Он просто труженик карандаша и кисти (по аналогии с писателем – тружеником пера), который переносит свои переживания и настроения на бумагу и холст. А каковы они – зависит от состояния души, главное, что душе его есть что поведать миру и людям.

Вот, например, картина «Последние тёплые дни». На переднем плане мы вновь видим тонкие облетевшие деревца, чуть далее – жёлтые, но слегка редеющие кроны, которые освещают картину мягким, уютным, словно обволакивающим светом. Склон, низинка… А вот дальше – поле и всё та же кромка темнеющего леса. И только на заднем плане слева открывается чистая линия горизонта. Что там, за ним, этим недосягаемым горизонтом? Холод осени с безжалостными ветрами, серыми и сырыми днями, промозглыми ночами и студёностью грядущей зимы? Может быть… Да, природа готовится к зимнему сну и умиротворяющему покою, но покуда она полна этого разнеживающего тепла – ещё греющего, ещё убаюкивающего, ещё примиряющего со всем на свете, давая веру в то, что искусство и жизнь прекрасны и вечны, несмотря ни на что – усталость и трудности, испытания и переживания. Именно в этом нас убеждают работы Анатолия Преснякова с их сдержанной палитрой и ровным, неярким, идущим изнутри светом.

Любовь Рыжкова

Об авторе:

Любовь Рыжкова (Рыжкова-Гришина Любовь Владимировна) – поэт, прозаик, филолог, литературовед, лексикограф, член СП России, кандидат педагогических наук (рус. язык), автор исследований в области филологии и педагогики; автор педагогической методики по развитию речи (на основе инновационного УМК «Волшебный букварь»); профессор Российской академии естествознания; лауреат международных и всероссийских научных и литературных конкурсов. Родилась в г. Небит-Даге; с отличием окончила факультет русской филологии Туркменского государственного университета им. А. М. Горького в Ашхабаде; живёт в России. Автор 1000 публикаций, из них около 40 – книги: поэтические сборники – «Сотаинник», «Зарифмованный дворец», «Августейшая ночь», «Зерно Творца», «Мировая Душа», «Начало света», «Восторженная свирель», «Музыка сфер», «Вящая тайна»; кн. прозы – «Homo scribens», «Золотая пыльца»; кн. для детей и юношества – «Волшебный букварь», «Весёлое лукошко», «Солнечная история…», «Колокольчиковый колодец»; литературоведческие исследования – «Духовные воители Руси», «Адский уголек», «Жрец истины», «Провозвестник золотого века», «Натурфилософия русской поэзии», «Чудеса и трагедии Серебряного века», «Огненный витязь», «Свеча земли»; о поэтах Урала и совр. авторах – «Уральский поэтический феномен», «Свет с Востока», «Разум под защитой культуры»; исторические, публицистические работы – «Русь легендарная», «Баташевские гвозди», «Промежуточное звено», «Гиперборейская лоза», «Русская Душа»; монографии и др. труды по рус. яз. – «Развитие речи: система работы», «Букварь для взрослых и детей. История русской азбуки»; «Учебно-методический комплекс по развитию речи» в 3-х кн.; словари: «Художественные средства: изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры речи», «Словарь исторических топонимов», «Словарь редких слов и архаизмов: Красная книга русского языка»; кн. шрифтом Л. Брайля – «Волшебный букварь», «Весёлое лукошко», «Луговое раздолье»; пер. (со швед. и болгар.) и др.

художник Анатолий Пресняков

Краткая биографическая справка о художнике:

Пресняков Анатолий Степанович

Родился 02 мая 1941 г. в Рязани, окончил художественную школу и Рязанское художественное училище, работал учителем в школе посёлка в Алтайском крае, служил в армии, затем окончил отделение живописи Дальневосточного института искусств, после чего работал во Владивостоке оформителем при клубе и в кинотеатре, позднее – оформителем в Нестерове, а также преподавателем педагогического, а затем технологического института.

Около 25 лет преподавал в Рязанском художественном училище и в лицее искусств (ныне – художественный колледж ДПИ).

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика