Среда, 24.04.2024
Журнал Клаузура

Л.Н. Толстой: Его Монблан мечты

Из цикла «У истоков судьбы»

Исторически у народов нашего сообщества сохранилось трепетное отношение к сакральной роли Учителя в судьбе его учеников. Если они достигали для себя новую высокую судьбоносную планку, то учитель считал свою миссию выполненной. Это всегда многотрудный и благодарный путь, когда нацеленное на самостоятельность мышления, благодаря воображению и фантазии творческой мысли воспитанника, вели его к крылатой мечте как к смыслу жизни вопреки суровым реалиям жизни. Отныне радость открытий вдохновляла таких учеников и помогала им нести в будущее эстафету новых знаний и истины, уже для блага всего человечества. У истоков судьбы лучших сынов и дочерей Отечества всегда были замечательные новаторы педагоги-подвижники и среди них Лев Николаевич Толстой—великий мыслитель и художник слова не отделимый от Льва Николаевича Толстого—великого пе­дагога.

Со дня рождения Льва Николаевича Толстого (1828-1910), 9 сентября, исполнилось 193 лет.  Он был членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (ныне — Российская академия наук), c января 1900 года — почетным академиком по разряду изящной словесности.

Дар великого отечественного худож­ника слова Льва Николаевича Толстого равновелик Л. Н. Толстому—педагогу, великому мыслителю, стремящегося к своему Монблану мечты.  Так его педа­гогические интересы во время путешествий по Европе были в значительной степени посвящены знакомству с педагогикой заграничных школ.

Лев Николаевич оставил большой след в русском педагоги­ческом деле. Он будил огромный ин­терес к педаго­гическому делу, к детям, и не только интерес, но и же­лание ра­ботать. Это испытали на себе многочисленные последователи среди русских и иностранных педагогов. Слава пи­сателя способствовала этому, большую роль играли и его педа­гогические идеи. Они появились в эпоху большого потрясения в рус­ском общественном организме. Внимание писателя привлекла среда, тот класс, который за­нимал в экономическом и бытовом отношении огромное место в строительстве общества, – среда кре­стьянская. Особенности огромного таланта Л.Н. Толстого, его непо­средственность, искание выхода, сопоставление жизни того слоя, к которому он принадлежал, и жизни дерев­ни, придавленной гнус­ным крепостничеством, определили путь его творчества – мучительное ис­кание выхода. Что же делать?

Л.Н. Толстой-художник слова не отделим от Л.Н. Толстого-пе­дагога

Перед тем как писать роман «Войну и мир», Л.Н. Толстой три года занимался практиче­ски с крестьянскими ребятами, издавал журнал «Ясная Поляна», организовал «опытную школу», разрабатывал методические вопросы, собирал и обучал молодых учи­телей педагогическому делу.

Перед созданием романа «Анны Карениной» Л.Н. Толстой два года работал с огромным увле­чением над азбукой и арифметикой, писал ряд ста­тей по народному образованию. Он стал общественным работни­ком, организовал школы в Крапивенском уезде Тульской губернии, мечтал о создании педагогических курсов для учителей. Лев Николаевич предстал теперь как философ, учитель, разрабатывающий пути массового воспитания не только детей, а главным образом взрос­лых. Целый ряд деятельностей (ис­кусство, наука, труд, политика, земельные реформы, отрицание насилия, при­нуждения как метода массовой воспитательной работы) он рассматри­вал с воспитательной точки зрения, наряду с вопросами воспитания выдвигая вопросы самовоспитания.

«Школа, нам бы казалось, – говорил Толстой, – должна быть и орудием образования, и вместе с тем опытом над молодым поколением, дающим по­стоянно новые выводы. Только когда опыт будет основанием школы, только тогда, когда каждая школа будет, так сказать, педагогическою лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса, и опыт будет в со­стоянии положить твердые основания для науки об­разования». 

Яснополян­ская школа была действитель­но опытной. Главные задачи, которые в ней решались, были следующие:

* свобода и принуждение в занятиях с детьми;

*методы вызы­вания творчества у де­тей;

*детское сообщество и дисциплина;

*интересы детей и их успешность;

*дисциплина и наказания;

*разработка методов преподавания языка, математики, естествозна­ния, рисования, пения и т. д.

Эта спо­собность целостного подхода к творчеству художественному и практическому и создала тот стиль Л.Н. Толстого, который ставит его на такую высоту среди мировых художников слова. Это и дало ему возможность создать такой педагогический шедевр, как статья о том, «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у кресть­янских ребят».

Воспитание, считал Лев Николаевич, – это важнейшая часть педагогической работы и у него были разработаны прин­ципиальные и практические основания метода воспита­ния и методы занятий. Здесь он сделал чрезвычайно много и оставил богатейшее наследство. Особенно охот­но оста­навливался он на методах преподавания языка, чтения, письма, писания сочинений, преподава­ния грамматики. В воспитательном отношении было основным создать «дух» школы, определяющий собой по­ведение учеников и учителя, он верил, что:

«Школа развивалась свободно из начал, вносимых в нее учителем и учениками… Ученик всегда имел право не ходить в школу и даже, ходя в школу, не слушать учителя. Учитель имел право не пускать к себе ученика… Чем более образовываются ученики, тем они становятся способнее к порядку, тем сильнее чувствуется ими самими потребность порядка … Школьники – люди хотя и маленькие, но люди, имею­щие те же потребно­сти, какие и мы, и теми же путями мыслящие; они все хотят учиться, за тем только холят в школу… Мало того, что они люди, они – общество людей, соединенное одной мыслью».

При этом только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики. По мнению Л.Н. Толстого —это учитель, живущий свободой школы, где каждый ученик представляется с особым характером, заявляющим особые потребности, удовлетворить которые может лишь свобода выбора. Замечательны его наблюдения над развертыва­нием понимания у ученика и по его мнению: «…нужно да­вать ученику приобретать новые понятия и слова из общего смысла речи».  А всякое подобие экзаменов – ежедневных (вызов) или годичных –Лев Николаевич начисто отвергал. Но в детях есть потребность словом, повторением закреплять полу­ченные знания. Самая грубая, обыкновенная и вредная ошибка в преподавании – поспешность.

Всю силу своего критического дара он обрушивал на известные ему школьные системы и при всяком удобном случае затевал спор с обыч­ными воззрениями педагогов на школу и педагоги­ческое дело. Обычное состояние духа школьника он называл «стран­ным психологическим состоянием», за­ключающимся в том, что высшие способности – воображение, творче­ство – уступают место каким-то другим способностям. Это произно­сить звуки независимо от вооб­ражения, считать числа подряд, воспринимать слова, не допуская воображению подставлять под них какие-ни­будь образы. Это школьное состояние души, по его сло­вам, развивает способность подав­лять в себе высшие свойства для развития в результате   страха, напряжения памя­ти и внимания. Весь его сарказм по отношению к учителям вы­ливался в горьком ут­верждении, что «школа учреждается не так, чтобы детям было удобно учиться, но так, чтобы учителям было удобно учить».

Кроме значения домашних условий, громадное значение Лев Николаевич придавал среде, окру­жающей ребёнка, и тем средствам, при помощи которых она может воспитать его. Свою пи­сательскую манеру он перено­сил и на педагогическую работу. Но в этом и основная сила его педагогики. Л.Н. Толстой-художник слова не отделим от Л.Н. Толстого-пе­дагога. Понять Л.Н. Толстого можно только в его противоречиях. Это верно по отношению и ко всей деятельности гениального русского писателя; это верно и по отношению к его педагогике.

И долго будет нужна критическая мощь Льва Николаевича, не для того, чтобы миллионы детей про­никлись кротостью и всепрощением, а для того, что­бы создавать новую мо­лодежь, которая сможет строить новое общество и бороться за его создание.

Отечественный писатель, граф Лев Николаевич Толстой родился четвертым ребенком в усадьбе Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии. Мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда мальчику не было еще двух лет. Отец, Николай Толстой, тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница семьи Татьяна Ергольская. Лев в 13 лет вместе с семьёй переехал в Казань, а 1844 году он поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет.

Весной 1847 года, он подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», и отправился в Ясную Поляну, где пытался наладить по-новому отношения с крестьянами. Разочарованный неудачным опытом хозяйствования (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), Л.Н. Толстой вскоре уехал сначала в Москву, затем в Петербург. Образ его жизни в этот период часто менялся. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Тогда же у него появились первые незавершенные литературные наброски.

В 1851 году Толстой уехал на Кавказ с братом Николаем, офицером российских войск. Принимал участие добровольцем в военных действиях. Написанную здесь повесть «Детство» он отправил в журнал «Современник», не раскрыв своего имени. Она была напечатана в 1852 году под инициалами Л. Н. и вместе с позднейшими повестями «Отрочество» и «Юность» составила автобиографическую трилогию. А кавказские впечатления отразились в повести «Казаки» и в рассказах «Набег», «Рубка леса».

В 1854 году Л.Н. Толстой отправился на Дунайский фронт. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе перевели в Севастополь, где писателю довелось пережить осаду города. Этот опыт вдохновил его на реалистические  «Севастопольские рассказы». За оборону Севастополя Лев Николаевич был награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» и другими медалями. А в последствии медалями: серебряной как участника обороны Севастополя и бронзовой как автора «Севастопольских рассказов». Вскоре после завершения боевых действий он оставил военную службу и некоторое время жил в Санкт-Петербурге, где имел большой успех в литературных кругах.

Оставив военную службу писатель вошел в кружок «Современника», познакомился с Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Иваном Гончаровым, Николаем Чернышевским и другими. Лев Николаевич принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде.

Осенью 1856 года он уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 года отправился за границу для ознакомления с педагогическими системами. Л.Н. Толстой побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, осенью вернулся в Москву, затем — снова в Ясную Поляну. В 1859 году Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, а также помог устроить более 20 подобных заведений в окрестностях Ясной Поляны. В 1860 году он вторично отправился за границу, чтобы ознакомиться со школами Европы. В Лондоне часто виделся с Александром Герценом, был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал педагогические системы.

Женой Льва Толстого стала дочь врача Софья Берс на которой он женился в сентябре 1862 года. Софья Андреевна на протяжении долгого времени была верной помощницей в его делах: переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем произведений. В их браке родились 13 детей, пять из которых умерли в детстве.

Вслед за педагогическим журналом «Ясная Поляна» (1862) с книжками для чтения в качестве приложения, Лев Николаевич создал «Азбуку» и «Новую азбуку» для которых сочинил оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре «Русские книги для чтения».

Логика же идейных и творческих исканий писателя начала 1860-х годов — стремление к изображению народных характеров и попытки обратиться к истории для понимания современности (начало романа «Декабристы», привели его к замыслу романа-эпопеи «Война и мир»). Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда.

Изданный, ещё один великий роман Л.Н. Толстого —«Анна Каренина» в конце 1870-х годов, отразил проблематику приведшего его к идейному «перелому». На вершине литературной славы писатель вступил в период глубоких сомнений и нравственных исканий, когда философия и публицистика в его творчестве вышли  на первый план. Л.Н. Толстой осуждал мир насилия, угнетения и несправедливости, считал, что он исторически обречен и должен быть коренным образом изменен в ближайшее время. По его мнению, этого можно добиться мирными методами. Насилие же должно быть исключено из социального обихода, ему противопоставлялось непротивление. Предлагалась целая система мер, нейтрализующих насилие государственной власти: позиция неучастия в том, что поддерживает существующий строй — армия, суды, подати, ложное учение и т.п. Он написал ряд статей, в которых было отражено его миропонимание.

В 1880-е годы Лев Николаевич охладел к художественной работе и даже осуждал  свои прежние романы и повести как барскую «забаву». Он увлекся простым физическим трудом, пахал, шил себе сапоги, перешел на вегетарианскую пищу.

Он отмечал важную роль окружения в деле воспитания и приводил в доказательство карти­ны об­щественной жизни в Марселе, во Франции. «…но стоит поговорить с кем-нибудь из простолюдинов, чтобы убе­диться, что, напротив, французский народ… понятли­вый, умный, общежи­тельный, вольнодумный и действи­тельно цивилизованный… Где же он при­обрел все это? Я невольно, – продолжает Толстой, – нашел этот от­вет в Марселе, на­чав после школ бродить по улицам… мастерским, пристаням и книжным лавкам». По самому беглому подсчету из 250 000 жителей пятая часть изустно поучается ежедневно в этих народных школах. Даже в малень­ких кафе даются маленькие комедийки, сцены, декламируются стихи.

Он пишет, что:

«…то самое, что я видел не только в Марселе, и во всех других странах… там, где жизнь по­учительна, как в Лондоне, Париже и вообще в больших городах, народ обра­зован, там, где жизнь не поучительна, как в деревнях, где народ не образован… Об­разование идет своим независимым от школ путем».

Это внешкольное образование Толстой называет бес­сознательным. Школьное – сознательным. Мысль об огромном значении «бессознательного» воспитания, т. е. воспитания, даваемого жизнью, приве­ла Толстого даже к попытке отобразить её в виде математиче­ской схемы чертежа.

«Заметили ли вы,писал он в 1872 году Н. Н. Стра­хову, – в наше время в мире русской поэзии связь между двумя явлениями, находящимися между собой в обрат­ном отношении: – упадок поэтического творчества вся­кого рода – музыки, живописи, поэзии, и стремление к изучению русской народной поэзии всякого рода…Мне кажется, что это даже не упадок, а смерть с за­логом возрожде­ния в народности. Последняя волна поэтическая – парабола была при Пушкине на высшей точке, потом Лер­монтов, Гоголь, мы грешные, и ушла под землю. Другая линия пошла в изучение народа и выплывает, бог даст, а Пушкинский период умер совсем, сошел на нет… Вы поймете, вероятно, что я хочу сказать. Счастливы те, кто будут уча­ствовать в этом выплывании…»

Если пере­вести эти мысли Льва Николаевича на их социальное зна­чение, то изучение всех процессов жизни народных масс, и экономических и бытовых, может дать тот запас фактов, пользуясь кото­рыми можно построить «буду­щее» — настоящее, человеческое .

Л.Н. Толстой глу­боко верил, что успех школы—это верные отношения между учеником и учите­лем, а также учениками между собой, и тем создал живую школу. Учитель должен относится к ученику как к человеку, у кото­рого есть серьезные дела, мысли, запросы, он не приспособляется, а работает вместе с ним над общим делом – в этом суть деловых, товарищеских отношений. Учитель ценит опыт ученика, ученик знает, уверен, что учиться – значит сможет получать ответ на свои жизненные вопросы. При этих условиях и проис­ходит то самое труд­ное, над чем обычно мучаются передовые учителя, – вес­ти ребенка к самостоятельной работе.

И  основа  метода, который ре­комендовал Л.Н. Толстой для работы с учениками (имеется в виду литературная):

  1. Предлагать самый большой и разнообразный выбор тем, не выдумывая их собственно для детей, но предлагать темы самые серьезные и интересующие само­го учителя.

  2. Давать читать детям детские сочинения и только детские сочине­ния предлагать за образцы, ибо детские сочинения всегда справедливее, изящнее и нравственнее сочинений взрослых.

  3. (Особенно важно) Никогда вовремя рассматри­вания детских сочинений не делать ученикам замечаний ни об опрятности тетрадей, ни о каллиграфии, ни об орфографии, ни, главное, о постройке предложений и о логике.

  4. Так как в сочинительстве трудность заключается не в объеме или содержании, а в художественности темы, то постепенность тем должна заключаться не в объ­еме, не в содержании, не в языке, а в механизме дела, состоящем в том, чтобы, во-первых, из большого числа представляющихся мыслей и образов выбрать одну; во-вторых, выбрать для нее слова и облечь ее; в-третьих, за­помнить ее и отыскать для нее место; в-четвертых, в том, чтобы, помня написанное, не повторяться, ничего не про­пускать и уметь со­единять последующее с предыдущим; в-пятых, наконец, в том, чтобы в одно время, думая и записывая, одно не мешало другому… Некоторые из этих сторон труда я первое время брал на себя, посте­пенно передавая их все на их заботу».

В статьях «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь ме­сяцы» Лев Николаевич захватывал все вопросы школьного преподавания: язык, ма­тематику, исто­рию, географию, рисование, пение, закон божий. Они ка­сались и содержания занятий, и методики их, и ряда об­щих вопросов воспитания, попутно давая полные тонкие наблюдения над детьми с помощью бытовых картин­ок. Картинки эти представляли хорошее психологическое иссле­дование и были замечательными худо­жественными произведениями. Самое ценное в его яснополянских статьях – это наблюдения над деть­ми и учителями, а также выводы, которые имеют непреходящую ценность и в настоящее время.

Л.Н. Толстого верил, что именно область опытной педагогики даёт возможность проверить большое коли­чество важнейших тем, которые занимали его в данный период времени. Писателю было ясно, что законы человеческих соотношений одни и те же и для де­тей, и для взрослых. В жизни Лев Николаевич был неутомимым наблюдателем с изу­мительно развитой верностью и отчетливостью взгляда. С детьми же он эксперименти­ровал для того, чтобы быть свидетелем повторения одних и тех же явлений и делал выводы, которые применял в широко в своих романах. С этой точки зрения педаго­гика писателя была тем, чем бывают эскизы для художника или предварительные упражнения в сочи­не­нии для музыканта, чтобы приступить к созда­нию глубоко их захватывающего труда – картины, сим­фонии или оперы.

Те варианты, наброски, попытки, ко­торые предварительно создавал Лев Николаевич, все же были мечтания и рассуждения, а не были доказаны фактами. Факты он искал и в педагогике. А в опыте преподавания Ветхого и Нового завета деревенским детям обнару­живалось одно из крупнейших и мучи­тельнейших в его дальнейшей жизни противоречий. Основ­ное противоре­чие жизни Л.Н. Толстого состояло в том, что он – барин, и он мучил­ся от этого. Его педагогическая деятельность раз­вертывалась по одну сто­рону оврага, который разделял господскую усадьбу Толстого от деревни Яс­ная Поляна. Из этой деревни приходили деревенские дети к барину, который, несмотря на гигантскую работу над собой, ба­рином все же оставался. И вот этот барин обучал детей еврейско-церковным сказкам и легендам, он утверждал, что лучше этой пищи нельзя найти для детей (то, что позднее он начисто отверг).

Все то, что Лев Николаевич с такой си­лой критиковал, на что обрушивался со всей своей ко­лоссальной силой негодования и презрения, – это как раз и пропагандирова­лось им среди крестьянских ребят в са­мую горячую пору его педагогической «весны». Это про­тиворечие – представителей двух враждебных классов, противоречие классовых интересов – он тогда же, когда делал это «преступное» дело затемнения детских голов (преступное, спустя мно­го лет, своё признанию), не мог не чувствовать. Л.Н. Толстой чувствовал свое противоречие, но продолжал думать (и в «Войне и мире» это сказывается), что дело можно исправить; уничтожить классовую вражду, недо­верие, лицемерие возможно исправлением того класса, к которому он принадлежит по рождению. Он бил в на­бат, угрожал, взывал к совести, бичевал недостатки своей среды, оставаясь в ней, и, конечно, чувствует ложь и фальшь своего положения. Все симпатии Толстого при­надлежали крестьянам, их детям, их быту, их простоте, здравому смыслу и их смирению. Все зло – от правя­щих классов. Кто же должен сопротивляться этому злу? Таким образом, в его опытной школе наряду с глубоко верными, захватывающими своей правдой педагогическими положи­тельными факта­ми были и совсем другие положения, но они оставались только в области мечта­ний и рассуждений.

Социальные противоречия переходили в педагогические и всё, что написано Львом Николаевичем, в особенности его извест­ная статья «Так что ж нам делать?», говорит о том, что он сознавал в себе это основное противо­речие, ставшее главным мучением и бедой его жизни. В 1911 году цензура вычеркнула из последнего труда Л.Н. Толстого «Путь жизни» среди прочих мест цитату из Гейне. «Странное дело! Во все времена негодяи старались маскировать свои гнусные поступки преданностью инте­ресам религии, морали и патриотизма».

Но право кон­тролирования учителя учени­ком отмеченное для времени Л.Н. Толстого и верно для современной нам школы. Эти соображения подводили его искусству воспитания на интуитивном уровне и к убеждению, что «есть в школе что-то неопределенное, почти не подчиняющееся руководству учителя, что-то совершенно неиз­вестное в науке педагогики и вместе с тем составляющее сущность, успешность учения, – это дух школы. Этот дух подчинен известным законам и отрицательному влиянию учителя т. е. что учитель должен избегать неко­торых вещей, для того чтобы не уничтожить этот дух… Дух школы, например, находится всегда в обратном от­ношении к принуждению и порядку школы, в обратном отношении к вме­шатель­ству учителя в образ мышления учеников, в прямом от­ношении к числу учеников, в обратном отношении к про­должительности урока и т. п. Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся от одного ученика к дру­гому, сооб­щающееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в звуках го­лоса, в глазах, движениях, в напряженности соревнования, – что-то весьма осязательное, необходи­мое и драгоценное, и потому долженствующее быть целью всякого учителя, по­этому смотреть на веселый дух школы, как на врага, как на помеху, есть гру­бейшая ошибка… Задача учителя состоит в том, чтобы посто­янно давать пищу этому оживлению и постепенно отпус­кать поводья ему… Обыкновенно вновь пришедший ученик сначала схватывает только вещественную сторону дела и весь погружается в наблюдение… Как в нем распустился цве­ток понимания и когда, – узнать трудно». Лев Николаевич считал, что понимать в процессе организации занятий установление свободной (внутренней) дисциплины, возбуждение интереса к делу и роли общественной атмо­сферы, реально образующейся в каждой группе учеников, – значит, овладеть ис­кусством преподавания.

Педаго­гические опыты Л.Н. Толстого привели его к убеждению, что учение должно быть ответом на разнообразные вопро­сы, возникающие в жизни детей, что в народной школе исторические, естествен­ные и математические науки сли­ваются вместе и «вопросы по всем этим нау­кам ежеми­нутно представляются». Экспериментируя с ними, он при­ходил к выводу, что жизнен­ное обучение является гораз­до более нужным для детей, чем школьное. Жизненное образование он называл бессознательным, а школьное – сознатель­ным. По его мнению, необходимо, чтобы сознательное шло параллельно, соответствовало бессознательному.

Следующая мысль его была в том, что школа должна давать такую программу, которая «нужна на­роду», это грамота и счёт, причем в понятие грамоты у него входило, простое и понятное, а также главнейшие явления природы. Но в первую поло­вину своих педагогических работ – до 80-х годов – его больше занимают вопросы, к а к  у ч и т ь  и как составлять книги и учебники для детей. Ч е м  у ч и т ь совпало с послед­ним периодом его деятельности, когда вопросы религи­озные, нравственного воспитания и тесно связанного с ними воспитания трудового захватили его всецело. Ему страстно хотелось огромной массе простого народа помочь созданием наиболее удоб­ных для него систем обучения грамоте и счету.

Для педагогов «Азбука» и книги для чтения Л.Н. Толстого представляли большой интерес своей оригинальностью, простотой и великолепно вы­держанной, тонко разработанной системой. В необычайно тщатель­ной работе над языком детских рассказов был для него величайший смысл. Он задумывался над языком и спрашивал в письме к Н. Н. Стра­хову:

«Я изменил приемы своего писания и язык, но, по­вторяю, не потому, что рассудил, что так надобно. А по­тому, что даже Пушкин мне смешон … Я просто люблю определенное, ясное и красивое и умеренное и все это нахожу в народной поэзии и языке и жизни и обратное в нашем».

Он намерен был пропускать все статьи в народном жур­нале через цензуру дворников, извозчиков, черных «кухарок». А кончив «Азбуку», он писал:

«Теперь я на­чинаю новый, большой труд… Я теперь вообще чувствую себя отдохнувшим от прежнего труда и освободившимся совсем от влияния на самого себя своего сочинения… Я берусь за работу с радостью, робостью и сомнениями, как и в первый раз».

Педагогические интересы Льва Николаевича усилились в по­следний период его деятельности – общественно религи­озный. Он отчасти привёл в ясность свои прежние мысли, но главным образом разрабатывал вопросы вполне ясно, отмечая, что: «Первое и главное знание, которое свойственно прежде всего передавать детям и уча­щимся взрослым, – это ответы на вечные и неизбежные вопросы… Первый: что я такое и какое мое отноше­ние к бесконечному миру? И второй, вытекающий из пер­вого: как мне жить, что считать всегда, при всех воз­можных условиях, хорошим и что всегда и при всех возможных условиях дурным?.. Что же касается дальнейших предметов знания, то, весьма вероятно, что первыми, после религии и нрав­ственности, предметами будут изучение жизни людей самых близких: своего народа, богатых, бедных классов, жен­щин, детей, их занятий, средств существования, обычаев, верований, миросозерцаний. После изучения жизни своего народа, …изучение жизни других на­родов…, их религиозных верований, государственного ус­тройства, нравов, обычаев… При изучении жизни людей, «соответственно своей важности для разумной жизни, займут свои соответствующие места зоология, математика, физика, химия и другие знания». Он считал, что: «Хорошо же все, что соединяет людей, дурно то, что разъединяет».

Лев Николаевич понимал, что в каждом ребёнке есть стремление к самостоятель­ности. Если ученик не выучится в школе сам творить, то и в жизни он всегда будет подражать, копировать. Наилучший учитель будет тот, у которого готово разъ­яснение того, что остановило бы ученика. Разъяснения эти дают учителю способность придумывать новые методы, а главное убеждение в том, что все методы односторонни, если не отвечали на затруднения ученика, т. е. главное не метод, а искус­ство и талант педагога. Учитель должен принимать всякое затруднение понимания со стороны ученика как недостаток своего обучения.

Дело преподавания есть искусство считал Лев Николаевич, на разработку методов обучения у него пошло не менее шести лет напряженной и тщательной работы и прежде всего ответ на вопрос— как учить. Но его методика и азбуки, и арифме­тики встретили весьма рез­кую критику, на него ополчились почти все круп­ные методисты того времени. Лишь постепенно была дана серьезная оценка ценности его идей. С самой юности Л.Н. Толстой, составлял себе правила, проверял себя, делал над собой вся­кие эксперименты. Об этом свидетельствуют его днев­ники. С другой стороны, он чрезвычайно любил и понимал педагогическое дело, знал школу, детей, учителя. С пе­дагогикой было у него связано много внутренних, глу­боких потребностей проверки своих идей, выработки стиля, языка. Дети при всех условиях жизни и во все периоды деятельности чрезвы­чайно привлекали его. И поэтому он, производя свои многочисленные, необхо­димые для него наблюдения над «повторением явлений и проверки рассуждений при помощи фактов», не мог не разрабатывать и методические вопросы, от крупней­ших до детально практических.

Лев Николаевич много занимался ор­ганизационными вопросами, а также проблемами строительства школ народного образования. В 1860 году он задумал основать общество на­родного образования и набросал устав этого обще­ства. Ко времени же работы в Яснополянской школе от­носился и его проект организа­ции сети начальных школ в окрестно­стях с курсами для учителей и опытной школой в цент­ре. К этому же времени относился и тщательный разбор им правительственного проекта плана устройства народных училищ и сравнения с си­стемами народного образования за границей с её организационной практичностью.

А в 1890-е годы был издан роман «Воскресение», в который он воплотил весь спектр проблем, волновавших писателя. В рамках нового миропонимания Л.Н. Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством. В 1901 году последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, это вызвало огромный общественный резонанс. Годы перелома привели также к семейному разладу.

В 1873 году писатель возобновил свои занятия с кре­стьянскими ребятами. Вскоре он стал членом училищ­ного совета Крапивенской земской управы организовал школьную работу во всем уезде и выра­ботал проект о привлечении к занятиям в школе грамотных крестьян. В 1876 году он разработал проект организации учительской семина­рии в Ясной Поляне и вновь начал заниматься с детьми крестьян из Ясной Поляны – это было последним его практическим делом в области педагогики.

Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, Л.Н. Толстой поздней осенью 1910 года тайно ушел из Ясной Поляны. В пути писатель заболел и был вынужден сделать остановку на железнодорожной станции Астапово (ныне станция Лев Толстой, Липецкая область). Здесь, в доме начальника станции он провел последние несколько дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Л.Н. Толстого, который к этому времени приобрел мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, следила вся Россия. 20 ноября 1910 года Л.Н. Толстой умер. Его похороны в Ясной Поляне стали событием общероссийского масштаба. Ушёл из жизни Лев Николаевич Толстой—великий мыслитель и художник слова не отделимый от Льва Николаевича Толстого—великого пе­дагога.

Галина Ергазина


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика