Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

Иконы Дионисия

Дионисий жил и творил в период правления великого князя Ивана III, когда на Руси складывалось централизованное государство. Его центром стала Москва, именно в ней начался новый расцвет искусства. Москва стала рассматриваться как «Третий Рим», прямая преемница всемирного царства, которым ранее считалась Византия. Началась эпоха бурного строительства храмов, для которых требовались иконы. Дионисий стал любимым иконописцем Ивана III.

Краткий очерк жизни и творчества Дионисия

О жизни Дионисия известно очень мало достоверных фактов. Наиболее вероятно, что он родился в 30-х годах XV в. и умер после 1502 г. В отличие от своего знаменитого предшественника – Андрея Рублева – он был не монахом, а хорошо образованным светским лицом. Сегодня довольно трудно идентифицировать собственноручные работы художника, поскольку он постоянно сотрудничал с другими мастерами.

Начало творческой деятельности Дионисия приходится на 60-е годы XV столетия. Как указывает исследователь древнерусского искусства В.Н.Лазарев, «между 1467 и 1477 годами он расписывает, вместе с Митрофаном и «пособниками», церковь Рождества Богородицы в Пафнутьевом монастыре. Так как имя Митрофана, бывшего монахом московского Симонова монастыря, поставлено в известии об этой росписи на первом месте, то он, очевидно, был старшим и, вероятнее всего, являлся учителем еще молодого Дионисия»[1].

Позднее Дионисий выполнил совместно с другими мастерами деисус для возведенного Аристотелем Фиораванти Успенского собора Московского Кремля. На этот раз, его имя поставлено на первое место, что означает, что он уже был почитаемым мастером. Хорошо известен тот факт, что за украшение иконами нового храма Дионисий получил от архиепископа Ростовского Вассиана огромную по тем временам сумму в 100 рублей.

Около 1488 года художник расписал заложенную в 1484 году соборную церковь Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре. Вместе с ним работали сыновья – Феодосий и Владимир, которые также были одаренными живописцами.

Высшим достижением Дионисия считаются фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, хорошо сохранившиеся до наших дней. Однако В.Н. Лазарев придерживается мнения, что из-за преклонного возраста мастера большая часть росписи должна была быть выполнена не столько самим мастером, сколько работавшими вместе с ним сыновьями и другими художниками[2].

Дионисий считается мастером «рублевского» направления. Подобно Рублеву, он «стремился к воплощению «неземной красоты», к изображению таких людей, весь облик которых звал к очищению и нравственному совершенствованию»[3]. Чертой, роднящей его с Рублевым, было стремление передавать в своих работах силу мудрости, добра и смирения. Вместе с тем, в произведениях Дионисия видны и ярко выраженные индивидуальные черты: красочность, многофигурность изображений, своеобразная удлиненность тел персонажей, придающая им поэтическую одухотворенность и, в то же время, некую неестественность.

Иконы Дионисия

Наиболее ранняя из дошедших до нашего времени икон работы Дионисия – Одигитрия (1482). Первоначально она находилась в соборе Вознесенского монастыря в Московском Кремле. В 1482 году в монастыре случился пожар, и данная икона греческого письма утратила свой красочный слой и оклад, однако ее доска сохранилась. Дионисию поручили написать тот же образ на сохранившейся доске. В процессе работы живописец был скован строгими рамками канона, более того – ему необходимо было повторить первоначальный образец.

Дионисий. Икона Шестоднев. Фрагмент

В последней трети XV века в Москве получают распространение житийные иконы. Традиция создания житийных икон пришла на Русь из Византии. В центральной части подобных икон размещался традиционный иконный образ для поклонения. Его окружали сцены из жизни изображенного святого.

В 1481 году Дионисию и его артели были заказаны иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Тогда и были созданы житийные иконы митрополитов Петра и Алексия. Судя по всему, они являются настенными иконами, располагавшимися по сторонам широкого проема.

Митрополит Петр изображен как идеальный русский первосвященник, который не только творил чудеса, но и принимавший деятельное участие в управлении государством. В клеймах, расположенных по краям иконы, представлены сцены поставления Петра в митрополиты константинопольским патриархом, перенесение им кафедры митрополита из Владимира в Москву, предсказание великого будущего Ивану Калите и его преемникам, строительство Успенского собора Московского Кремля и сооружение в нем гробницы. Здесь же фигурируют сцены из детства и юности святого, а также эпизоды с пророчествами, «перенесением праха усопшего митрополита в Успенский собор и исцелением больных над его раскрытой ракой»[4].

Икона митрополита Алексия также акцентирует внимание на его церковной и государственной деятельности. В клеймах изображены такие события, как поставление Алексия в сан епископа Владимирского, его поездка в Золотую Орду и исцеление ханши Тайдулы, переговоры с Сергием Радонежским. Завершают цикл сцены преставления Алексия, обретения его мощей и посмертных чудес.

Обе иконы выдержаны в одинаковой, светлой и праздничной колористической гамме. Доминирующим является белый цвет, никогда ранее так широко не применявшийся в иконописи. При изображении архитектурного или пейзажного фона Дионисий и мастера его круга использовали преимущественно белый цвет или нежные оттенки бледно-сиреневого, жемчужно-серого, блекло-зеленого. На этом фоне даже неярко окрашенные фигуры выделяются темными силуэтами. Это создает впечатление «светоносности» иконы.

В мастерской Дионисия выполнялось много икон для иконостасов, однако большинство из них не сохранилось до наших дней. Иконы «Спас в силах» и «Распятие», которые в настоящее время хранятся в коллекции Третьяковской галереи, входили в состав иконостаса собора Павло-Обнорского монастыря. Икона «Распятие» отражает характерные особенности творчества Дионисия. Здесь, как и в житийных иконах, высветлена цветовая гамма, но при этом изменены пропорции фигур, которые становятся более хрупкими и вытянутыми. Уменьшается размер голов, более тонкими становятся руки и ноги. Создается впечатление, что ноги изображенных людей едва касаются земли. Это делает их приближенными к небесам.

Дионисий. Икона Шестоднев. Фрагмент — 2

Дионисий стал последним из трех величайших мастеров древнерусской иконописи. После мрачного, полного зла мира, представленного в работах Феофана Грека, и спокойных, полных философских размышлений творений Андрея Рублева, иконы и фрески Дионисия явили взору жителей Руси яркий и праздничный, полный гармонии мир.

Творчество Дионисия во многом близко творчеству великого Андрея Рублева. В нем также присутствует высокая духовность, присущая творениям мастера, однако в работах Дионисия нет той философской глубины, которая характерна для произведений его предшественника. Зато им присущи особая светоносность, праздничность и поэтическая одухотворенность.

Став последней страницей в истории развития древнерусской живописи, творчество Дионисия утвердило ведущую роль искусства Московского княжества в художественной жизни страны.

Настасья Попова

Список использованных источников

  1. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до ХVII века [Текст] / Г.И. Данилова. — М.: Дрофа, 2010. – 366 с.

  2. Лазарев, В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века [Текст] / В.Н. Лазарев. — М.: Искусство, 2000. – 395 с.

  3. Любимов, Л.Д. Искусство Древней Руси [Текст] / Л.Д. Любимов. — М.: Просвещение, 1981. – 336 с.

  4. Майорова, Н. История русской живописи. Иконопись [Текст] / Н.Майорова, Г. Скоков. – М.: Белый город, 2006. – 128 с.

  5. Рябцев, Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт ХI-XVII веков [Текст] / Ю.С. Рябцев. – М.: Владос, 1997. – 336 с.

_________

[1] Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000. С. 318-319.

[2] Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000. С. 319-320.

[3] Там же. С. 321.

[4] Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000. С. 398.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика