Новое
- Александр Полежаев (1804 -1838) — русский поэт первой трети XIX века
- Истоки доброты музыканта Ирины Лебощиной
- Dasein и человечность: кино (не)прошлого («Перед рассветом», «Перед закатом», «Перед полуночью») как манифестация семейной состоятельности
- Международный день благотворительности: праздник добрых дел
- Яков Шафран. «Ничего, кроме счастья». Рассказ
«Малый роман» как новый жанр современной литературы
09.02.2022Роман как жанр известен уже не первый век. В современной литературоведении этот жанр тщательно препарирован.
Русский роман развивался по своему пути и был выделен в полноценный самостоятельный жанр довольно поздно – в начале XIX века. Но зато как! Писатели сразу же стали пробовать экспериментировать, появляются новые поджанры – пушкинский роман в стихах, гоголевская поэма в прозе – неслыханное новаторство для того времени. Роман стал фаворитом многих писателей: Булгарин, Лермонтов, Тургенев, Лесков, Герцен, Чернышевский, Достоевский, Толстой, Шолохов, Пастернак, Набоков, Булгаков…
Литература постмодерна избрала этот жанр для поля экспериментов: Ерофеев, Соколов, Шукшин, Пелевин, Улицкая, Сорокин, Мамлеев, Лимонов, Толстая, Иванов, Волос, Прилепин, Шаргунов, Славникова…
Как рождается новый жанр – процесс покрытый тайной. К сожалению, у нас нет возможности побеседовать с Гоголем, Пушкиным и задать вопросы. Но есть возможность расспросить современников.
В круге наших интересов развитие современной романной прозы, ее истоки на примере русских писателей, проиживающих и работающих над своими произведениями в регионах России. Так, обратимся к рассмотрению на предмет определения жанра к прозе писателя Ивана Образцова, который являет собой пример современного экспериментатора-романиста. Первый свой роман «Рула» автор писал 10 лет.
В подзаголовке он указывает жанр – Сонные заметки о романе.
Произведение «Рула» жанрово сложно отнести исключительно к роману или к повести. Самим автором произведение «Рула» определяется как «малый роман». Сам автор пишет о своем детище так:
«Произведение открывается эпиграфом:
Девочка с грустными глазами долго смотрит из окна автобуса на лужи, что разбиваются под колёсами несущихся автомобилей.
Именно эта девочка постепенно проявляется в каждой главе, как главный и, пожалуй, единственно реальный человек, именно она рисует этот мир, подобно Алисе, создающей Страну Чудес. Важно, что с первых строк читатель встречается с героиней в некой точке, с которой, возможно и начала своё существование малая вселенная малого романа. Эта особенность важна по той причине, что она связана с финалом произведения как отправная точка может быть связана с многоточием в конце. Многоточие стоит «последней» главой, которая пронумерована 13-ой, но по факту стоит в самом конце после 29-ой главы (13-ая пропущена была ранее и вот она появилась в финале).
Последние строки:
Все смеялись: ходили в спортзалы, сидели на диетах и в социальных сетях, пили лекарства, спаривались и ели – смеялись. И летели над планетой Земля их нервные смешки, презрительные усмешки, понимающие ухмылки и громкий ржач – смеялись. Но нет-нет, да мелькали в этом бесовском сонмище одна-две грустные улыбки.
Поэт… Дурак… — думал он и совсем не улыбался.
Собственно заканчивается произведение в каком-то смысле смертью, но как рождением (перерождением), которое происходит с той самой девочкой (назовите её – душа, и тогда многое встанет на свои места). Именно по этой причине произведение относится жанрово к роману. В то же время «Рула» состоит из повествовательных сюжетов, которые складываются в единое повествование о некоем отрезке жизни героев, и так «Рула» связана с жанром повести. Так как роман, по определению, есть проживание героями более объёмного отрезка художественного времени, чем повесть (фактически всей жизни героев), но повесть – это произведение менее объёмное и по отрезку времени жизни героев, и буквально по количеству страниц, то «Рула» есть жанр «малого романа», где жизнь героев тесно связана с вопросами от начала, до смерти, а способ изложения строится на повествовательных конструкциях отдельных глав».
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ