Новое
- Николай Новиков — просветитель, публицист, издатель (1744-1818)
- Искусство благотворительности: Всероссийский Съезд объединит культурную элиту и меценатов в Храме Христа Спасителя
- Четыре страны в одной биографии
- В это невозможно поверить
- Философский взгляд на лингвистику
- Александр Балтин. «Вольтовы дуги жизни». Рассказ
Цена общения
15.02.2022
Пятачок у ворот в Доме творчества писателей «Переделкино». Здесь всегда кто-нибудь с кем-нибудь беседует! Машины въезжают редко, рядом навес для них и можно укрыться от дождя, под ногами асфальт, удобно и весной, и осенью и… перепутье – ворота всегда открыты! Но мне кажется, что есть ещё одно очень важное обстоятельство: никто не подслушает! Уже не Сталинские времена – Хрущёвские, и всё же… это интуитивно, это уже в генах, очевидно… оглянуться или вытянуть вилку телефона из розетки…
И стоят на этом пятачке Анатолий Приставкин, Александр Ревич, Лев Разгон и его жена Рика… я с Разгонами не знаком, но подхожу поздороваться, и Ревич меня им представляет… Кто из них не пострадал от режима?!
Не будем восстанавливать биографии…
Лев Эммануилович умел так мягко, хорошо общаться – недаром закончил педагогический институт и много лет проработал редактором «Детгиза», а его супруга Рика Ефремовна очень естественно и интересно дополняла и наполняла это общение.
Две повести Льва Разгона об учёном-физике П.Н. Лебедеве «Год и вся жизнь» и учёном – астрономе П.К. Штернберге «Сила притяжения» появились в одной книге. Лев Эммануилович подарил мне её с автографом, и я по прочтении, не дозвонившись до него – время было летнее, «мёртвый сезон», написал ему письмо, в ответ на которое получил по почте небольшую записочку:
«6.10.1983
Я не помню Вашего отчества и поэтому испытываю какое-то душевное неудобство.
Но это не испортило мне радость от Вашего письма. Я только что его получил, потому что плавал на пароходе, проделал на нём 6500 км – только не подумайте, что ездил в Нью-Йорк. Гораздо лучше – в Астрахань и обратно. Я приехал с чувством усталости от длительного отдыха и сейчас начал с разбора почты.
Спасибо Вам за хорошие слова о моей книге, за то, что Вы в ней почувствовали дух времени. Собственно, это, а не общеизвестные факты привлекло меня к Лебедеву и Штернбергу. Конечно, я сейчас отчётливо вижу, сколько существенного пропустил, чего не написал, но… как говорится – поезд уже ушёл. Навряд ли я когда-нибудь ещё вернусь к этому времени и этим людям.
Буду рад встретиться с Вами, потолковать о разном. Надеюсь, что это осуществимо.
Желаю Вам здоровья и творческих удач.
Ваш (и подпись) Лев Разгон.»
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ