Воскресенье, 14.04.2024
Журнал Клаузура

Разговор по душам

Картины московской художницы Веры Петровны Тюриной всегда нацелены на диалог со зрителем. Часто она объединяется с поэтами, которые пишут стихи к каждому её произведению.  Но даже когда сопроводительного текста нет, внимательно вглядевшись в изображение, можно попытаться уловить идею автора и вступить в беззвучный диалог, в котором образ порождает слова и мысли.

Есть в московской библиотеке 196 хорошая традиция – проводить у себя выставки художников. В холле установлены витрины для работ. Картины размещают на стенах читального фонда или в концертном зале. В марте читатели, пришедшие выбрать себе интересную книгу, получили возможность ознакомиться с персональной выставкой картин Веры Петровны Тюриной. Поднявшись по ступеням, ведущим в библиотечный фонд, сразу вспоминаешь, что весна – дверь в лето. Первые попавшие в поле зрения картины сразу настраивают на отдых и путешествия.

Вера Тюрина. «Алушта»

На выставке представлены пейзажи, сделанные на пленэрах в теплое время года. В натюрмортах радуют теплыми касками цветы, букеты, дары природы. Например, на одной из картин изображены дыни на блюдах и ягоды, аккуратно разложенные на тарелках. Выглядят они такими аппетитными, и сразу становится понятно: это − пир для дачников и горожан. Хотя кроме сервированного стола на картине ничего больше не изображено, все равно возникает ощущение близости природы. За счет чего создаётся  такая уверенность?  Да есть в этом натюрморте малозаметная подсказка: поставленный вертикально на столе рисунок с изображением зеленого леса. Он выполняет роль окна, и только приглядевшись повнимательнее, понимаешь, что это – не прозрачная стена, а недавно законченная работа автора. Изображение еще без рамы, просто лист белой бумаги, связавший разные миры…

Современное художественное искусство ставит перед людьми непростой вопрос: «Какими должны быть художественные произведения, в частности?» Большое количество направлений дает авторам огромный простор для самовыражения. Современные технические средства позволяют воссоздавать детали окружающего мира с фотографической точностью или играть с сознанием и восприятием людей с помощью достижений науки. Вера Петровна Тюрина выбирала свой путь, непохожий на других. Она пропускает реальность через себя, выделяет главное и подчиняет создаваемое изображение уже сформулированной идее. Поэтому ее картины можно читать, как книги: внимательно всматриваясь, по возможности сопоставляя с действительностью, находить все новые и новые смыслы. В зависимости от жизненного опыта и знаний зрителя её произведения у разных людей пробуждают  личные пласты ассоциаций. Так те, кто хорошо знает изображенные объекты, смогут понять, какие чувства и ощущения возникли у автора при создании картины. Но при этом всегда присутствует и другой аспект восприятия.  Картины можно рассматривать вне времени и пространства, как символы человеческого бытия…

Кстати, подобное воздействие на зрителя достигается вполне привычными для россиян изобразительными средствами  художественных школ западной цивилизации. Хотя, многоплановость, скрытые смыслы традиционно более характерны для мастеров кисти Поднебесной и страны Восходящего солнца. Именно в их творчестве пустота, незавершенность является полноправной частью картины…

− Я люблю рисовать воздух, − признается Вера Петровна Тюрина.

Но делает это она не как мастера Востока, оставляющие просто белый лист. Картины Веры Тюриной наполняет свет. Он бывает ярким солнечным или приглушенным, едва пробивающимся из-за туч, или прогоняющим темень кромешной ночи. Свет заполняет пустое пространство, приносит в мир многообразие красок. Все это роднит картины художницы с творениями импрессионистов. Ведь Вера Петровна в своих произведениях старается передать радость бытия, неповторимую игру красок, которую мы так часто не замечаем в повседневной круговерти.

На выставке представлено довольно много пейзажей,  изображающих хорошо знакомые жителям ЮЗАО места. Радующие взгляд свежей зеленью уголки Вера Петровна Тюрина нашла в Битцевском лесу. Благодаря ее кисти эта городская особо охраняемая природная территория стала казаться действительно нетронутым человеком оазисом.  Дорожки, скамейки, детские площадки остались где-то за пределами картин. Людей тоже нет. Зритель видит только траву и деревья. И все же, места хорошо узнаваемы. Ведь рельеф и наиболее характерные детали местности сохранены, а то и нарочито подчеркнуты. Благодаря этому можно почувствовать себя находящимся в центре Битцевского леса, где богатая человеческая история наложила на природу свой неповторимый отпечаток. Курганы, следы старинных производств и строек, остатки оборонительных рубежей времен Великой Отечественной войны… Те, кто знают, несомненно, глядя на картины, вспомнят об этом. Хотя уголки природы, непосредственно связанные с знаменательными событиями прошлого, художница не изображала. Просто нашла своеобразные «визитные карточки» места и запечатлела их с помощью кисти. Так наиболее характерные черты попали на полотна и растворились в прозрачном воздухе, передавая атмосферу и историю Битцевского леса.

Вера Тюрина. «Битца». Весна 2021. Акварель

Большое внимание в своем творчестве Вера Петровна Тюрина уделяет и памятникам архитектуры. Например, в экспозиции представлена картина, изображающая построенный в 1698 году  храм Казанской иконы Божией Матери в Узком.

А еще…  на выставке можно увидеть замечательные тихие уголки нашей планеты. Есть там архитектурный шедевр из теплых широт: храм-маяк Святителя Николая чудотворца из села Малореченское, расположенного на юго-восточном побережье Крыма.

− Мне нравится путешествовать, узнавать новые места, находить в них только свойственное им очарование, − говорит Вера Петровна Тюрина.

Из всех поездок по нашей стране и за рубеж она привозит свои произведения, сделанные с пленэров. Интересно… Если заглянуть на карту, большинство географических названий, указанных на подписях,  окажутся довольно популярными курортами или достаточно многолюдными населенными пунктами. Но и там Вера Петровна Тюрина сумела найти тихие уголки. На ее картинах человек может оказаться с творением архитекторов прошлого или природой один на один. Беломорье, Алушта, Баку, Ионическое море, Португалия… далеко не полный список мест, вдохновивший художницу…

Вера Тюрина. «Беломорье». 2013. Акварель

Хотя пейзажи играют в ее творчестве важную роль, Вера Петровна не ограничивается ими. Есть у нее галерея женских портретов. Все ее героини очень разные. Многие из них словно застигнуты художницей в повседневной жизни. Расчесывают волосы или погружены в мечтания…  Диаметрально отличается от них парадный портрет Маргариты Березкиной, поэтессы, давно и плодотворно сотрудничающей с Верой Тюриной. Она изображена, как аристократка минувших эпох. Надо отметить, что творческий тандем Маргариты Березкиной и Веры Тюриной оказался очень плодотворным. Вместе они уже создали несколько сборников, где у каждого стихотворения есть своя картина, или наоборот. Это уж кто как воспринимает. «Образ и слово» всегда для Веры Петровны были неразлучны. В свое время она даже  вела с таким названием для школьников студию, помогая ребятам раскрыть свой литературный и художественный потенциал.

А еще Вера  Петровна Тюрина очень любит цветы. Знает в них толк. Выращивает дома красиво цветущие экземпляры горшечных растений. Составляет эффектные букеты из срезанных цветов, и, конечно, она их рисует, очень и очень часто. Каждый раз художница находит порой в привычных всем лепестках что-то особенное. Видовую принадлежность одних растений, изображенных на картинах,  узнать легко, другие прорисованы настолько символично, что каждый увидит в них свой любимый цветок.

Большинство произведений Веры Петровны Тюриной написаны акварелью, но художница использует в своем творчестве и масляные, и темперные краски. Однако какие бы технические средства она не применяла, каждая её картина беззвучно говорит со зрителем. Надо лишь приглядеться и услышать…

Екатерина РУДНИЦКАЯ

Фото автора

 


комментария 3

  1. Маргарита Берёзкина

    Благодарим Дмитрия Геннадиевича Плынова и Екатерину Рудницкую за появление в журнале «Клаузура» эссе о творчестве художника и педагога Веры Тюриной — талантливому и бескорыстному просветителю, трудящемуся на ниве прекрасного. Благодаря таким людям, как Вера, наш мир становится добрее и сияет всеми красками радуги… Маргарита Берёзкина

    • Маргарита Берёзкина

      Благодарю Дмитрия Геннадиевича Плынова и Екатерину Рудницкую за появление в журнале «Клаузура» эссе о творчестве художника и педагога Веры Тюриной — талантливого и бескорыстного просветителя, трудящегося на ниве прекрасного. Благодаря таким людям, как Вера, каш мир становится добрее и сияет всеми красками радуги,,, Маргарита Берёзкина

  2. Ольга Эль-Джеши

    Благодарю за прекрасную статью о замечательном Мастере ! Давно люблю и восхищаюсь творчеством Веры Петровны Тюриной! Неутомимый энтузиаст, тонкий педагог, человек с глубочайшим чувством бескорыстной любви, большой Художник, она уже много лет является для меня примером и в жизни, и в творчестве. Какое счастье, что Ваш журнал отражает на своих страницах работу Любви таких людей!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика