Воскресенье, 28.04.2024
Журнал Клаузура

Римма Кошурникова. «Неугомонный вопросик*». Почти сказка

В обыкновенном городе, на обыкновенной улице, в обыкновенном доме жил мальчик. Имя у него было тоже обыкновенное, но никто его не называл по имени. Ребята, да и взрослые звали мальчика – «Вопросик», потому что, где бы тот ни оказывался, чем бы ни занимался, – он обязательно встречался с новым вопросом: «Как речка прибежала в дом?.. «Почему собака показывает язык?»… «Кто сделал снежинку?»… «Как вода съедает сахар?» и так далее.

Самому мальчику часто казалось, что вопросы – не просто вопросы, а маленькие гномы, которые сидят в засаде и ждут его. И стоит лишь на мгновение остановиться, как они выскакивают, обступают со всех сторон и кричат: «Найди мой колпачок!» А потерянный колпачок – это ответ на вопрос. Если мальчику удавалось отыскать колпачок, гном тут же исчезал.

И вот однажды…

КАК РЕЧКА ПРИБЕЖАЛА В ДОМ?

Утром, как всегда, Вопросик пошёл умываться. Протянул руку к водопроводному крану и замер. На кончике крана висела, чуть покачиваясь, большущая капля, а на ней – гном… без колпачка!

– Что смотришь? – сердито сказал гном. – Думаешь, легко вот так болтаться?.. Помоги!

Вопросик слегка повернул кран, – капля плюхнулась, а за ней устремилась струя воды. Струя ударялась о дно умывальника, разлеталась прозрачными брызгами, а вместе с ними подпрыгивал и кувыркался гном.

– Ты откуда пришёл? – громко, стараясь заглушить шум воды, спросил мальчик.

– Из речки!

– Из речки? – удивился Вопросик. – Каким же это образом?

– Догадайся! – захихикал гном и звонко хлопнул себя по лысине. – Найди мой колпачок!

В ванную заглянул отец мальчика:

– Поторопись, сын, в детсад опоздаем.

– Папа, а как речка в дом прибежала?

– По трубам, – отец улыбнулся. – Видишь трубы, которые тянутся к умывальнику?.. В них она и скрывается. Ты открываешь кран и впускаешь «речку» в наш дом.

– А как же она в трубы забралась?

– Собирайся скорее и пойдём. По дороге я всё тебе расскажу и покажу.

Гном внимательно прислушивался к разговору, и, прежде чем мальчик закрыл кран, он проворно, словно по канату, забрался по струе вверх и нырнул в трубу.

Вопросик собрался, как солдат, – в два счёта. Когда они вышли на улицу, отец сказал:

– В дом «речка» прибегает по трубам, а трубы уложены под землёй.

– Зачем – под землёй?

– По разным причинам. Трубы прячут в землю, чтобы зимой, когда ударят морозы, вода в них не замёрзла. Кроме того, трубу можно нечаянно повредить – расколоть, или она проржавеет от сырости, прохудится, – и тогда беда! Вода не доберётся до цели и будет выливаться на мостовую.

Они свернули на соседнюю улицу и остановились перед высокой каменной башней. Башня была выше всех окружающих домов, и лишь антенна телестудии обогнала её по росту.

– Смотри, это – водонапорная башня. Её можно назвать «водная гостиница», – пошутил отец. – Здесь вода набирается сил, прежде чем отправиться путешествовать по нашему городу.

– Зачем – «набираться сил»?

– Видишь, какие высокие дома вокруг?.. У воды не хватает сил самостоятельно забраться на самый верх. Поэтому на помощь приходят мощные насосы. Они находятся в башне, в самом низу. День и ночь насосы качают воду, поднимают её на самый верх башни, другими словами, – создают напор воды. Отсюда она уже разбегается по трубам, спешит туда, где её ждут, – на заводы, в больницы и школы, в детские сады, в бассейны и жилые дома.

Между тем отец и сын спустились по широкой, пологой лестнице и пошли по набережной. Река неторопливо проносила мимо тяжёлые, гружёные лесом и песком баржи, нарядные, белоснежные теплоходы и катера. От них к берегу лениво бежали волны и, ударившись о гранитную стену, обиженно всхлипывали.

– А в башню вода сразу из речки прибегает? – уточнил мальчик.

– Нет, сначала вода попадает в «водолечебницу», а уж оттуда – в башню.

– Вода тоже болеет? – от удивления Вопросик даже остановился.

–  Заболеть можешь ты, дружок, если станешь пить воду из реки. Видишь, плывут пароходы, катера, из них в реку просачивается горючее. Кроме того, там купаются люди, животные. Ручейки и малые речки приносят в неё песок, мусор, грязь с улиц. Всё это засоряет и загрязняет воду. Потому и устроили для неё «водолечебницу». Туда ей помогают попасть тоже насосы. В «лечебнице» воду очищают от грязи, сора, от вредных микробов, которые рады-радёшеньки незаметно проскочить в дом и напасть на неосторожных людей. За здоровьем воды следят специальные «доктора», и только с их разрешения вода бежит дальше. Теперь понял, как «речка» прибегает в дом?..

– Да, – кивнул мальчик. – Вода из реки бежит сначала в водолечебницу, потом – в водонапорную башню, а из башни – в наш дом. А уж там, если я захочу, впущу её, а не захочу – не открою кран.

Вопросик подошёл к парапету и глянул вниз, где плескалась и шумела река. И вдруг ему показалось, что мимо пронеслась крохотная лодка – скорлупка от грецкого ореха. А в лодке сидел гном! Он был точь-в-точь как тот, в ванной комнате, только на голове торчал красный колпачок. Гном лихо сдвинул его набекрень, подмигнул мальчику и скрылся из виду.

ПОЧЕМУ СОБАКА ПОКАЗЫВАЕТ ЯЗЫК?

День обещал быть жарким. Солнце проснулось рано, гораздо раньше Вопросика, быстро выкатилось на небо и принялось нещадно палить. Спастись от его жгучих лучей можно было только в лесу или на реке. Так они и сделали – Вопросик, мама и чёрный пудель Гаврик. Позавтракали и отправились к реке. Там каждый занялся своим делом: пудель распугивал в прибрежных кустах птиц, мама читала, а мальчик сооружал бассейн. Яму под него он выкопал совком быстро, а вот наполнить бассейн оказалось непросто. Пока Вопросик ходил к реке за очередным ведёрком воды, она убегала из бассейна в песок.

– Уфф!.. – Вопросик выбился из сил. «Уфф…» – с шумом выдохнул Гаврик и бухнулся рядом. Бока его тяжело ходили, а из пасти вывалился длинный, влажный розовый язык. Мальчик покосился на пуделя и тоже высунул язык.

– Ты заболел? – испугалась мама.

– Жарко, – пожаловался Вопросик.

– От того, что ты будешь показывать язык, прохладнее не станет.

– А почему Гаврик показывает?

– Пойдём искупаемся, – предложила мама, – быстрее всё поймёшь.

Мальчик и пудель наперегонки помчались к реке. Вопросик замечательно нырял, но не умел плавать, Гаврик, наоборот, чудесно плавал и не любил нырять. Мальчик жалел друга, потому что под водой настоящее волшебное царство! Разноцветные камешки устилают дно, плавно покачиваются гибкие стебли растений, рогатые улитки перетаскивают на себе домики, снуют туда-сюда неугомонные мальки.

– Теперь не жарко? – спросила мама, закутывая сына в махровое полотенце. – А знаешь, почему?.. Твою кожу сейчас облепили мельчайшие капельки воды. Солнце их собирает, другими словами – испаряет. Капельки улетают и уносят с собой тепло – и тебе становится прохладнее. Когда солнцу помогает ветер, то работа идёт быстрее. Настолько быстро, что можно даже простудиться. Вот почему после купания нужно всегда обтереться полотенцем.

– Мама, а Гаврик опять показывает язык! Ему всё равно жарко.

– У него очень густая шерсть, солнечным лучам трудно пробраться сквозь неё и собрать капельки. С жарой ему помогает справиться влажный язык. Капельки воды испаряются с языка, – и Гаврику легче.

– А когда купаться нельзя? – Вопросик вопросительно посмотрел на маму.

Она рассмеялась.

– Всё равно язык не следует высовывать. Он не поможет. Человека выручает его кожа. Если взглянуть на неё сквозь увеличительное стекло, то легко заметить, что кожа сплошь усеяна небольшими отверстиями-устьицами. Когда холодно, устьица сомкнуты, когда жарко, они раскрываются, на поверхность выступают капельки влаги. Влага испаряется, и нам становится не так жарко.

– Откуда же в человеке берётся вода? – Вопросик недоверчиво разглядывал свои сухие руки.

– Вода в нас находится постоянно – в тебе, во мне… Можно сказать, люди – «водяные человечки».

– Не-а, я – каменный, – Вопросик постучал себя по лбу.

– И всё-таки, – мама пригладила мокрый вихор на макушке сына, – и мы с тобой, и другие люди на земле, и животные, и птицы, и рыбы – «водяные». Вот почему мы все такие «водохлёбы», так любим плескаться и купаться. Без воды никто из нас не смог бы выжить.

– Ладно, – согласился Вопросик, – пусть я буду «водяной»! – Он отхлебнул из походной фляжки морс и отправился достраивать бассейн.

КАК ВОДА СЪЕДАЕТ САХАР?

Вопросику нездоровилось, и он остался дома. Родители ушли на работу. Бабушка приготовила внуку завтрак и тоже ушла по делам.

Мальчик сел за стол и задумался. Он вообще любил задумываться: всегда придумывалось что-нибудь интересное. Вот, например, тарелка с манной кашей похожа на белое ледяное озеро. А если вытащить ягоды из варенья, то можно ими «нарисовать» ледокол. А кусочки сыра – это льдины вокруг корабля. А из хлеба можно вылепить капитана. Вон, уже выглядывает из рубки, подмигивает Вопросику: «Не выпить ли перед дорогой чайку горяченького?..».

Вопросик налил в стакан чай и опустил туда кусок сахара. В это время зазвонил телефон. Звонила мама. Она долго расспрашивала, как Вопросик себя чувствует, чем занимается, не скучает ли?.. Поговорив с мамой, мальчик вернулся к столу.

Корабль шёл своим ходом, льдины плавали, а капитана ждал чай.

Вопросик взял стакан и… Но куда же подевался сахар? Ведь он положил в стакан целый кусок!.. Неужели его съела вода?!

Он бросил в чай ещё один белый кубик и стал ждать. Но сахар преспокойно лежал на дне. Мальчик вышел в соседнюю комнату, досчитал до ста и вернулся… От кубика осталась лишь маленькая белая горка. Значит, вода «ест» сахар!? А что она ещё любит?.. Вопросик вспомнил, как бабушка солила суп, взял солонку и опрокинул её в стакан. Белые крупинки плавно опустились на дно и замерли. Мальчик закрыл глаза и снова сосчитал до ста. Открыл глаза, но крупинки соли не исчезли. Правда, ему показалось, что их стало меньше и они немного «похудели».

Он взял ложку и попытался достать те, которые уцелели. Не тут-то было! Они всячески увёртывались, увиливали и не хотели забираться в ложку. Мальчик взял ложку побольше, но оказалось, что ловить нечего: от соли не осталось и следа! Вода её тоже «съела»!

…Когда мама пришла на обед, она поразилась: волосы сына были всклокочены, глаза блестели, щёки пылали.

– Что случилось?

– Я проводил опыты!

– Какие опыты?

– Я узнавал, что любит вода. Больше всего ей нравится сахар, потом – сода и соль. Каша манная не нравится, сыр не нравится и ягоды из варенья – тоже: все целые на дне лежат. А твои духи вода любит: я целый флакон в неё вылил – съела!

– Как ты меня напугал! – почему-то рассмеялась мама.

– А если ложкой помешать, то быстрее съедает, – добавил Вопросик, показывая стакан.

– Только надо говорить не «съедает», а растворяет.

– Съедает, – упрямо возразил мальчик. – Знаешь, какой кусище сахару был – и нету!

– Сахар никуда не исчез. Он и сейчас находится в стакане. А не видишь ты его потому, что вода растворила сахар, растащила его на крохотные крупинки.

– Как это – растащила?

– Когда в воду попадает какое-то вещество, например, тот же сахар, то его сразу со всех сторон окружают мельчайшие частицы воды. Они называются молекулы. И вот эти молекулы, как волшебные мастера, начинают дробить сахар на кусочки. Сначала – крупные, потом – поменьше, а затем сахаринки становятся такими маленькими, что простым, невооружённым глазом их невозможно и разглядеть.

– Откуда ты знаешь, что сахаринки там? – не поверил Вопросик.

– Ты сейчас сам в этом убедишься.

Мама взяла два стакана и налила в них чистую воду.

– Отвернись, – попросила она. – Готово, – через минуту сказала мама. – Отгадай, в какой стакан я положила сахар, а в какой соль.

Мальчик оглядел стаканы. Вода в обоих по-прежнему была прозрачной и чистой.

– Не знаю, – признался он.

– Попробуй на вкус.

Вопросик отхлебнул из первого стакана и расплылся в улыбке.

– Сладко, – сообщил он. – А в другом – соль, да?

– Правильно, – согласилась мама. – Вода – наша помощница во многих делах. Она помогает тебе рисовать – растворяет краски. Бабушке – заваривать чай, солить борщ и кашу. Мне помогает стирать: вода уносит грязь, и бельё становится чистым. Рыбы живут в воде только потому, что она умеет растворять воздух, которым рыбки дышат.

Аквариум стоял на подоконнике. Красные, чёрные, синие стрелки мелькали в зелёном лесу водорослей. Рыбы чувствовали себя в подводном доме так же привольно, как мальчик – в комнате.

– Вообще, – продолжала мама, – молекулы – «водяные мастера» – очень сильные. Перед ними не могут устоять даже металл и камень.

– Камень может! – Вопросик победно посмотрел на маму. – Камни лежат в аквариуме и не растворяются.

– С твёрдым камнем или прочным металлом воде справиться труднее. Работа продвигается медленно, тянется долгие, долгие годы, но, в конце концов, «водяные мастера» и здесь одерживают победу. Эти разноцветные голыши когда-то очень-очень давно были частью огромной горы.

– Я их нашёл на берегу, когда мы с тобой на речку ходили, – возразил мальчик.

– Да, верно. А на берег их принесла с гор вода. Отколола кусочки, потёрла песком, обкатала волной, сделала их гладкими, красивыми. Вода прокладывает для себя дороги к морю, строит в горах пещеры, под землёй промывает длинные тоннели, роет глубокие овраги и ущелья.

– А почему… – хотел спросить Вопросик, но мама не дала ему договорить.

– По-моему, твой знакомый давно уже нашёл колпачок и убежал, — пошутила она. – А любознательному мальчику пора обедать.

КАК РАСТЕНИЯ ПЬЮТ?

На окне в комнате, где живёт Вопросик, стоит цветок. Небольшое деревце с блестящими тёмно-зелёными листьями. Каждое утро приходит бабушка с лейкой и устраивает деревцу душ. Серебристый дождь обрушивается на листья, они трепещут от удовольствия, стряхивая капли.

Однажды бабушке пришлось ненадолго уехать. Прощаясь, она строго-настрого наказала внуку поливать деревце.

Неделя пролетела быстро. Бабушка вернулась и прежде всего спросила внука:

– Выполнил моё поручение?

Но тут она взглянула на окно и ахнула! Деревце погрустнело, бессильно повисли на стебельках листья, а несколько их, пожелтевших и сухих, валялось на подоконнике.

— До чего довёл растение! – сердито выговаривала бабушка. – Тебе бы неделю пить не давать!..

– А разве оно пьёт?

– Как же! Это камню безразлично, есть ли вода, нет ли воды, а живому она каждый день требуется. Травинка, чуть от земли видно, а пить ей подавай! Цветок не расцветёт, колосок не вырастет, дерево засохнет, если воды их лишить.

– А… – мальчик запнулся на полуслове: ему вдруг показалось, что верхом на ветке сидит гном! В руках у него был свёрнутый из листа стаканчик. Вытянув губы трубочкой, человечек жадно тянул воду.

– Как же растения пьют?.. Птицы пьют клювами, собаки – языком, слон – хоботом, я и другие дети – ртом. А у них ни клюва, ни языка, ни хобота нет! И рта нет, – Вопросик озадаченно посмотрел на бабушку.

– Зато у всех растений, деревьев, цветов есть корни, – ответила она. – Корни спрятаны в земле. Вот они-то и тянут воду из земли. А дальше вода поднимается по тонким канальцам-трубочкам, которых в стволе, в ветках, в листьях растения видимо-невидимо. По ним вода и бежит, спешит напоить-накормить каждую почку, каждый росток.

– Накормить? – переспросил мальчик. – Воду разве едят?

– Скажи мне, что ты сегодня ел?

– Суп с хлебом, кашу гречневую, ещё компот, – загибал пальцы Вопросик. – А потом мороженое, две порции.

Лукавые морщинки сбежались в уголки бабушкиных глаз.

– Получается, ты тоже ел воду! Потому что суп без воды не сварить, кашу тоже. Не испечь хлеб, и твоё любимое мороженое не приготовить без воды. А растения и подавно остались бы голоднёшеньки. Зубов у них нет, жевать нечем. Вода забирает из земли все нужные «продукты», растворяет их в себе и таким особым «супом» кормит растения.

– Бабушка, смотри, смотри! – закричал мальчик. – Дождик! Быстрый-быстрый, густой-густой!

– И хорошо! Сейчас и деревья, и пшеница на полях, и трава-мурава – все разом и «поедят», и напьются вдоволь. А наш-то «больной» немного повеселел, – бабушка внимательно разглядывала цветок. – Ещё день-другой и совсем придёт в себя.

– Бабушка… – Вопросик крепко обнял её. – Можно, я сам?.. Буду его кормить и поить?.. Я никогда-никогда больше про него не забуду! Честное слово!

КТО СТУЧИТ КРЫШКОЙ ЧАЙНИКА?

Бабушка налила полный чайник воды, включила газовую плиту и поставила чайник на огонь.

– Постереги его, чтобы не сбежал, – попросила она внука. – Я схожу в магазин, куплю что-нибудь к чаю.

Мальчик удобно устроился на стуле и стал наблюдать. Чайник спокойно и важно возвышался на плите, а блестящая крышка, словно шапочка с помпоном, прикрывала его макушку. Вопросик так устал стеречь, что незаметно задремал.

И вдруг… крышка шевельнулась! Чуть-чуть. Будто кто-то внутри чайника пытался сдвинуть её с места. Мальчик затаил дыхание. Вот крышка дёрнулась и немного приподнялась, но тут же бухнулась обратно. Неизвестный в чайнике повторил попытку – и снова безуспешно. А потом началось!.. Крышка подпрыгивала, дребезжала, неизвестный возмущённо пыхтел, булькал. Вопросик решил помочь. Он взялся было за «помпон», но тут же ойкнул и выпустил! Крышка была очень-очень горячая.

– Ох и жара! – услыхал Вопросик раздражённый голос.

Он перестал дуть на пальцы и взглянул на чайник. На крышке сидел маленький человечек и большим клетчатым платком вытирал красное, распаренное лицо.

– Ну и жара, – повторил он ворчливо. – Сто градусов, не меньше! Как в бане, в парной! Дышать нечем.

– Это ты стучал крышкой? – спросил мальчик.

– Я?.. Очень надо!.. – Гном не договорил: на этот раз крышка подскочила так высоко, что отлетела в сторону. Человечек перекувырнулся, точно клоун, и оказался на полу. Из чайника повалил такой густой белый дым, что ничего не стало видно.

– Выключи скорее плиту! – запищал гном. – Охо-хо-хо!.. – постанывал он, потирая ушибленное место.

Вопросик торопливо повернул выключатель, пламя погасло, дым немного рассеялся, и мальчик вернул крышку на место.

– Откуда он там взялся… белый дым? – удивился Вопросик. – Бабушка ведь воду в чайник наливала, я видел.

– «Белый дым», – передразнивал человечек. – Это – пар, водяной пар! Если чайник ставят на огонь, вода в нём нагревается. Сначала она становится тёплой, потом горячей, потом очень-очень горячей, а потом начинает кипеть, бурлить – и, наконец, превращается в пар – «летучую» воду. Так я её называю.

– Значит, этот… белый дым, то есть пар, тоже вода?

– Конечно! Про что я толкую тебе вот уже пять минут?.. Обычная холодная вода течёт в реке или по трубам. Её можно налить в чайник, в стакан, в бутылку. А пар никуда налить нельзя. Разлетается во все стороны – не поймаешь! Сам видел! И если бы ты не выключил огонь, вода бы вся выкипела, превратилась в пар, а чайник бы остался пустой.

– Значит, крышкой стучал пар? – догадался Вопросик.

– Он, – кивнул человечек. – Терпеть не может сидеть взаперти. Ему всегда тесно, всё старается вырваться и умчаться. Что ему крышка чайника! Горы свернёт, если захочет удрать. Ну, ничего, – гном захихикал, – мне рассказывали, люди его обхитрили, заставили работать.

– Как это работать?

– А так! Они научили пар двигать пароходы и паровозы, работать тяжёлым молотом, крутить турбины, а турбины дают электрический ток. А ещё…

В дверь позвонили. Вопросик очнулся:

– Бабушка пришла! – и побежал открывать.

– Всё в порядке, чайник не убежал? – пошутила старушка.

– Бабуля, что я тебе расскажу!.. – Вопросик схватил бабушку за руку и потащил в кухню.

Когда они вошли, чайник стоял на плите, из носика валил белый пар, крышка дребезжала и подскакивала, а гнома не было, только на полу валялся клетчатый платок…

РАЗВЕ МОЖНО БЕГАТЬ ПО ВОДЕ?

Однажды, играя у реки, Вопросик увидел, как по воде бежит жук. Не плывёт, а бежит! Словно у него под ногами была не вода, а твёрдая дорога.

– Папа, смотри! – закричал мальчик.

– Это, – сказал папа, – жук-водомер.

– А почему он не проваливается? Когда я бегу по воде, мои ноги проваливаются.

– Видишь ли, сверху вода всегда покрыта тонкой-тонкой плёнкой. Жук лёгкий, у него много лапок, и он очень быстро ими перебирает. Поэтому жук бежит по водной плёнке, как по мягкому упругому ковру. Ноги пружинят и не проваливаются.

– А я тоже хочу так научиться.

– Придётся подождать. Придёт зима – и побегаешь по воде. Я тебе обещаю.

Вопросик успокоился, – папа всегда выполнял обещания.

Прошло лето, а за ним – осень. Всё чаще дул холодный, колючий ветер, небо затягивалось тяжёлыми тучами. Однажды, проснувшись, Вопросик увидел, что дорожки, газоны, крыши домов за ночь побелели.

– Ура! Пришла зима! – обрадовался мальчик.

– Сегодня исполнится твоё желание, – сказал папа. – Одевайся потеплее и пойдём.

Знакомой дорогой они спустились к реке. Всегда весёлая, говорливая река сегодня молчала. Мальчик нашёл под снегом голыш и запустил им в воду. Но камень не булькнул, как обычно, а звонко цокнул, словно ударился о стекло, и завертелся волчком. Вопросик подбежал и потрогал странную воду. Пальцы натолкнулись на что-то твёрдое и холодное.

– А где же вода? – растерялся Вопросик.

– Она перед тобой. Стало холодно, и вода замёрзла, превратилась в лёд. Стала твёрдой, как камень.

– А рыбки? Они тоже замёрзли?

– Нет, – успокоил папа, – рыбы живы и здоровы. Река замёрзла только сверху, а подо льдом – вода. Наоборот, в таком ледовом «доме» им легче будет зимовать. Рыбам не страшны больше морозы и ветры.

– Но теперь по реке не смогут плавать пароходы и лодки, – озабоченно сказал Вопросик.

– Зато теперь реку можно переехать на машине, на санях или перейти пешком – и мост не нужен. Что же ты стоишь? Ведь ты мечтал, как жук-водомер, побегать по воде.

Вопросик с некоторой опаской ступил на лёд: хоть и твёрдая, а всё-таки вода! Но ничего страшного не произошло. Ноги прочно упирались в лёд и не проваливались. Это придало ему смелости, мальчик побежал, но тут же ноги поехали в разные стороны, и он шлёпнулся.

– Скользко, – пожаловался он.

– Ты прав, – засмеялся папа. – Давай-ка наденем коньки, и я научу тебя, как бегать по твёрдой воде.

Поначалу коньки слушались плохо, но скоро Вопросик научился ими управлять, и если бы его увидел сейчас жук-водомер, то, пожалуй, он позавидовал бы мальчику.

КТО СДЕЛАЛ СНЕЖИНКУ?

Вопросик шёл по тропинке к дому. Под ногами скрипел снег, а сверху летели снежинки. Они опускались ему на плечи, на шапку, на полосатый шарфик. Одна угодила на кончик носа. Мальчик дунул, и снежинка вспорхнула, словно белая бабочка. Он подставил рукавичку, и гостья охотно опустилась на неё. Рукавичка была красная, а снежинка белая, и Вопросик смог по-настоящему её рассмотреть. Какая она была красавица! И мальчик решил отнести её в подарок маме.

Но как только снежинка оказалась в тёплой комнате, она вдруг съёжилась и превратилась в маленькую прозрачную каплю. Вопросик чуть не заплакал, но мама его успокоила:

– Мы сейчас возьмём серебряную бумагу и вырежем снежинку, которая не растает.

Снежинка получилась как настоящая, только гораздо больше. Вопросик повесил её на ёлку. Она покачивалась на нитке, а ёлочные фонарики отражались в её блестящих лучах жёлтыми, зелёными, малиновыми огоньками.

– А кто сделал настоящие снежинки? Которые на улице, с неба сыплются? – спросил мальчик.

– Сегодня очень поздно, а завтра я расскажу тебе сказку про снежинку, – пообещала мама. – Спи! – она поцеловала сына, погасила свет и вышла.

Уже совсем слипались глаза, как вдруг Вопросик услышал тихий, мелодичный перезвон.

– Проснись!.. Проснись!..

Над ним кружилась Серебряная снежинка!

– Хочешь, полетим в гости к моим сестрам, белым снежинкам?

– Хочу, – прошептал мальчик.

– Не бойся, – Снежинка засмеялась. – Дай руку!

Она легко коснулась ладони, и Вопросик почувствовал, что летит! Неслышно раздвинулись стены, уплыла куда-то вниз крыша дома, побледнели и исчезли городские огни.

– Приготовься, – предупредила Серебряная снежинка, — сейчас мы с тобой нырнём в это серое облако. Здесь живут наши младшие сестры, водяные капельки.

– Водяные капельки? – переспросил мальчик. – Разве они живут на небе?

– Водяные капельки любят путешествовать. Они часто сбегают из своего облачного дома, особенно летом, под видом дождя. Но солнце отыскивает их всюду: в озёрах, в реках, в морях, в океанах, даже в обыкновенных лужах. А потом поток воздуха подхватывает капельки и, словно на лифте, возносит сюда, в их высотный дом.

– А почему облака плывут по небу?

– Потому что они очень лёгкие. Чуть-чуть подует ветер, они и поплыли! А когда ветер сильный, они мчатся, как поезд!

– Холодно, – пожаловался Вопросик. Руки его совсем закоченели, уши словно покалывали тонкие иголки.

– Вот мы и дома, – неожиданно Серебряная снежинка замедлила полёт.

Сверху, снизу, спереди, сзади – всюду беспорядочно носились бесчисленные рои снежинок. Они гонялись друг за другом, устраивали чехарду, закручивались в хороводе. Иногда они наскакивали на мальчика и больно секли по щекам.

– Какие колючие!.. – сказал Вопросик и тут же сомкнул губы, потому что несколько снежинок залетело в рот.

– Они слеплены из мельчайших ледяных пластинок, – пояснила Серебряная снежинка.

– А как льдинки сюда забрались?

– Помнишь, я рассказывала тебе, как попадают на небо водяные капельки?

– Конечно. Солнышко собирает их здесь, на земле, а дальше они едут  на воздушном «лифте» вверх, – сказал Вопросик.

– Если «лифт» движется не очень быстро, то частицы воды попадают на «нижний этаж», в дождевое облако. Если «лифт» скоростной, то они оказываются здесь, где царит жуткий мороз! Они сразу замерзают и превращаются в крошечные пластинки льда. Несколько пластинок соединяются вместе и — получается снежинка, ледяная звёздочка. Если ты заметил, они совершенно не похожи друг на друга. Трудно найти две одинаковых снежинки… Но нам с тобой пора возвращаться.

Они начали плавно спускаться. Белые снежинки гурьбой полетели их провожать.

– Зачем они летят? – спросил мальчик.

– Они любят бывать на земле. Там весело! И потом, если бы они не укрывали землю, то многим пришлось бы плохо. Без снежного «одеяла» замёрзли бы все растения и деревья, на полях бы погибли посевы, а некоторым животным и птицам негде было бы ночевать, потому что для них сугроб – тёплый и надёжный зимний дом. Если не будет снега, ребята не смогут кататься на санках и лыжах.

Внизу снова показались городские огни, знакомый парк и громадная новогодняя ёлка.

– Я проводила тебя до самого дома, – сказала Серебряная снежинка, – но дальше не полечу. До свиданья!..

…Зазвонил будильник. Вопросик открыл глаза. Он лежал на своей кровати, в своей комнате. В углу стояла нарядная ёлка. Но Серебряной снежинки на месте не было! Вместо неё качалась оборванная нитка.

Но что это?.. На стекле за ночь выросло хрустальное раскидистое деревце, а на самой его верхушке, как звезда на ёлке, сияла Серебряная снежинка!

– Здравствуй! – радостно воскликнул Вопросик и постучал по стеклу. И мальчику показалось, что Снежинка едва заметно сверкнула – ответила ему…

КЕМ РАБОТАЕТ ВОДА?

Вопросик с папой возвращались с прогулки. Подошёл троллейбус, они сели и поехали. Неожиданно троллейбус затормозил, и водитель объявил: «Машина дальше не пойдёт: нет тока. Прошу всех выйти из салона».

Пришлось идти пешком. А дома их встретила мама и «обрадовала»:

– Выключили отопление, поэтому не раздевайтесь, замёрзнете.

В валенках и в тёплом свитере мальчик уселся на диван смотреть мультики. Щёлкнул выключатель, но экран телевизора остался тёмным.

– Папа, телек не работает! – пожаловался Вопросик.

– Нет электричества, поэтому и не работает. Очевидно, какая-то авария на электростанции. Вода, наверное, отказалась работать, – предположил отец.

– Вода?.. – в комнате было уже сумрачно, но мальчик краем глаза заметил, что в кресло напротив усаживается маленький человечек. Он тоже был тепло одет, но колпачка на голове не было! И вопрос сложился сам собой:

– Разве вода умеет работать?

– Ещё как!.. У воды очень много специальностей. Например, вода – электрик. На электростанции она приводит в движение мощные машины, которые вырабатывают электрический ток. Ток бежит по проводам на заводы, в дома, в магазины, в школы и кинотеатры. Но стоит ей забастовать, и – стоп машина – тока нет!.. И ты не можешь посмотреть по телевизору мультики, домой мы шли пешком, потому что остановился троллейбус. На улице не горят фонари, а кинотеатре, наверное, сорвался сеанс, потому что без электричества не может работать киноустановка, которая показывает фильм.

– А ещё кем работает вода? – Вопросик покосился на человечка, тот по-прежнему сидел с непокрытой головой.

– Вода обогревает наши дома. На теплоэлектростанции вода запасает тепло, и горячая, спешит по трубам в дома. Здесь она пробегает по батареям, нагревает их, а те в свою очередь отдают тепло воздуху в комнатах, и людям становится комфортно и уютно.   А вот отказалась вода работать, – и ты сидишь в валенках.

– Папа, получается, вода у нас «печкой» работает?

– Можно и так сказать, – засмеялся он, – только дровами её не надо топить. Но есть у воды ещё замечательная специальность.

Отец чиркнул спичкой и зажёг свечу. Язычок пламени уверенно затанцевал, закачался, задрожал. Он налил из графина в стакан воду и сказал:

– Смотри внимательно, – отец осторожно наклонил стакан над пламенем, и крупная капля, перевалившись через край, плюхнулась прямо на свечу.

Огонёк предупреждающе зашипел, но тут же увял, и только сизый дымок взвился вверх.

– Вода – пожарный! – воскликнул Вопросик.

– Верно. Огонёк свечи слабый, поэтому ему хватило и капли воды, чтобы погаснуть. А когда случается большой пожар, то каплей не обойтись. Тут нужно много воды!.. Иногда приходится вызывать не только пожарные машины, но и вертолёты, и специальные самолёты, чтобы гасить пламя с воздуха.

– А кем ещё работает вода? – нетерпеливо спросил мальчик, как только папа замолчал.

– У воды столько специальностей, что все трудно даже перечислить. Вода помогает строить дома, проводить научные опыты, добывать полезные ископаемые из-под земли, выращивать хлеб, выпекать его. Воду можно назвать «дорожных дел мастером». Реки и моря – самые старинные и надёжные дороги. Очень-очень давно, когда не было ни асфальтовых, ни железнодорожных путей, люди ездили только по водным дорогам. Плавали на кораблях, на лодках, на плотах. Теперь появились и поезда, и машины, и самолёты. Но самые тяжёлые грузы, по-прежнему перевозят по воде. А зимой, когда озёра и реки замерзают, ездят по «твёрдой» воде – по снежным и ледяным дорогам.

Неожиданно под потолком вспыхнула люстра. В кухне радостно загрохотал холодильник, а в батареях весело забулькала вернувшаяся вода. Экран телевизора засветился, и в комнату ворвался знакомый озорной голос: «Ну, заяц, погоди!».

Вопросик стал следить за весёлой погоней и не заметил, как человечек торопливо напялил колпачок, соскользнул по ножке кресла на пол и юркнул под диван…

НА ЧТО ВОДА ЖАЛУЕТСЯ?

«Кап-кап-кап»…– бухали и падали капли из крана.

– Вопросик, – строго сказала бабушка, – это ты сейчас умывался?.. Слышишь, вода жалуется на тебя?

Мальчик рассмеялся: ну и шутница же моя бабушка!

– Я кому говорю? – бабушка нахмурилась. – Вода жалуется, что ты её не бережёшь, – плохо закрыл кран. И она, прозрачная, чистая, убегает в сточную канаву! А какой-то мальчик или девочка не смогут из-за этого умыться и с грязными руками сядут за стол. Какой-то цветок вдоволь не напьётся и не расцветёт. А на хлебозаводе не хватит воды, чтобы испечь пышные булочки с изюмом, которые ты любишь…

Щёки Вопросика пылали! Он крепко-крепко завинтил кран.

– К сожалению, люди очень часто обижают воду, – вздохнула бабушка.

– Я буду её защищать! – горячо пообещал мальчик.

– Сейчас пойдёшь гулять, послушай, о чем говорит вода. Вон, капель звенит за окном, журчат ручьи, снег охает… Прислушаться только надо как следует – и поймёшь.

…Вопросик вышел из дома. Прямо у подъезда сосед дядя Миша мыл свой «Москвич». Он щедро поливал его водой, а потом вытирал насухо мягкой тряпкой. «Москвич» блестел и поскрипывал от удовольствия. А вода стекала с гладких боков машины и широкой плоской рекой струилась по асфальту.

«Меня отравили, – плакала вода. – Видишь, красивая, радужная плёнка растеклась по мне. Но я вовсе не рада ей: это – бензин, который просочился из машины. Теперь мне долго не очиститься!.. Но самое страшное другое. Ручейки унесут бензин в реку, растения и рыбы напьются и заболеют, и даже могут погибнуть…».

– Дядя Миша! – закричал Вопросик так громко, что сосед вздрогнул. – Тут нельзя мыть машину! Вода отравляется!

Дядя Миша выслушал мальчика и крепко пожал ему руку.

– Понял. Спасибо, друг. Буду беречь воду.

Вопросик пошёл дальше…

В сквере ещё лежал снег. Он посерел, осел, покрылся жёсткой ледяной коркой. Дворник тётя Даша долбила снег лопатой и выкидывала за ограду. Снежные пласты дробились на куски и разлетались в стороны.

Теперь мальчик знал, как надо слушать, и сразу понял, о чём стонал снег: «Зачем она это делает? Зачем выкидывает меня на мёртвую каменную дорогу?.. Пройдёт день-два, и жаркое солнце растопит меня. Получится много прекрасной снежной воды. Она впитается в землю и напоит деревья и траву. А без неё они будут медленно расти, заболеют и зачахнут».

– Тётя Даша, погодите, – воскликнул Вопросик, – снег очень полезный! Не надо его из садика выбрасывать!..

Дворник тётя Даша оперлась на лопату.

– Может, ты и прав, парень. Да и устала я. Пусть-ка солнце поработает вместо меня…

Она взяла совок и начала посыпать заледенелую дорожку солью.

– Помогай! Соль разрушит лёд, и не будет скользко.

Мальчик взялся было помогать, но вдруг услышал: «Остановись! Нельзя посыпать меня солью! Она вместе с водой проникнет в землю и отравит деревья!».

– Снег разговаривает, – растерялась тётя Даша. – Никогда раньше не слышала. А может, не слушала.

– Посыплем дорожку песком, – предложил Вопросик.

– И верно! Вреда никакого: вода утечёт, а песок на земле останется, – согласилась тётя Даша.

И они дружно принялись за дело…

Римма Кошурникова

_____________________

*Продолжение следует

 


комментария 3

  1. Александр Зиновьев

    Вот и я прочитав вот это: «В обыкновенном городе, на обыкновенной улице, в обыкновенном доме жил мальчик. Имя у него было тоже обыкновенное, но никто его не называл по имени. Ребята, да и взрослые звали мальчика – «Вопросик»» — заторопился с присказкой — есть у нас Ещё и это для Меня!

  2. Станислав Федотов

    Я словно сам в детстве очутился и ни на минуту не ощутил, что уже давным-давно взрослый. А все потому, что эти маленькие познавательные сказки написаны столь ясным, прозрачным языком! Не чувствуется даже малейшей натянутости, чем, к сожалению, грешат многие познавательные книги для детей. У Р.Кошурниковой Вопросик — настоящий живой мальчуган, и родители его — живые люди, и это — прекрасно!

  3. Инга

    Замечательные и очень поучительные рассказы для детей, которые желательно иметь в каждой семье в помощь родителям, чтобы отвечать на вопросы любознательных малышей.Писательница Римма Кошурникова эти рассказы написала давно-давно, когда её сыновья были такими, как Вопросик из её сказочных живых и мудрых рассказов. Уверена, что в душе каждого ребёнка они оставят глубокий след и тёплое не забываемое воспоминание о детстве.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика