Апогей безумия как художественно-смысловая доминанта картины М. Брусиловского «Агрессия»
12.05.2022
/
Редакция
Ко дню рождения художника М.Ш. Брусиловского. С любовью
Миша Брусиловский – одна из самых значительных фигур в современной живописи.
Творя всю жизнь не по указке, не вопреки, а как сердце велит, он сумел войти в топ 50 самых дорогих отечественных художников, сформировав при этом идиостиль, мгновенно узнаваемый любым, даже к искусству не причастным человеком.
Уникальный способ изображения, особое мировидение, оригинальное воплощение того и другого на полотнах, — всё это привлекло знаменитого французского коллекционера, основателя и владельца Галереи русского искусства на Boulevard Raspail Гарика Басмаджана. Он пригласил Мишу Шаевича сделать выставку работ в своей галерее.
Подготовка к выставке, планировавшейся на ноябрь 1989 года, началась заранее, а потому уже в апреле художник приехал в Париж: требовалась основательная работа по подготовке холстов, кроме того, предстояло провести ряд рекламных мероприятий. Сам организатор посчитал, что лучшей визуальной репрезентацией творчества художника может стать картина «Агрессия», написанная Брусиловским в 1975 году. Репродукция этой картины как раз и была размещена на обложке каталога и на рекламных плакатах.
Гарик Басмаджан, будучи не только человеком искусства, но и человеком дела сначала опасался, что французы, привыкшие к искусству «более спокойно выражающему себя», не сумеют принять преисполненной страсти, экспрессии, буйства красок живописи Брусиловского. Однако на следующее утро после расклейки афиш было замечено, что практически все они исчезли, — парижане срывали понравившуюся репродукцию и присваивали её себе. Тогда французскому галеристу стало очевидно, что предстоящую выставку ждёт громадный успех. В этом он ничуть не ошибся. А для чутких к подлинному искусству парижан было заказана и расклеена по всему городу дополнительная партия афиш с «Агрессией».
Пытаясь раскрыть суть темы, заявленной в статье, считаю важным проанализировать её (пусть максимально субъективно), не просто посмотрев на неё, не только рассмотрев её, но — вглядевшись в неё; причём не глазами, препарирующими искусство – глазами искусствоведа-хирурга, но – глазами человека-ребёнка, человека, не утратившего ни чувства, ни вкуса Прекрасного, а что главное, — человека, способного удивляться.
Картина «Агрессия», написанная М. Брусиловским в 1975 году, семантически пребывает в ряду иных шедевров мастера, основной темой которых явилась тема Зла, но зла не онтологически данного, не экзистенциально неизбежного, а зла, порождённого разумом, а точнее, неразумностью человека. Сюда же, на мой взгляд, могут быть отнесены такие работы, как «Генерал» (1983), «Реквием» (1999). «Война» (1972), «Война» (1989), «Освенцим» (1999), «Пьета жертвам войны» (1978).
Беглый взгляд неискушённого зрителя на картину «Агрессия» рискует зафиксировать здесь в качестве изображаемого нерасчленённое, контрастными цветами представленное нечто. Впрочем, это неудивительно, ибо агрессия как реализация деструктивного, ведущего не к созиданию, но к разрушению поведения, имеет, если не целью, то результатом своим смешение отдельного, индивидуального и личностно значимого до состояния духовного смузи.
Однако пытливый взгляд и к рефлексии склонный зритель без труда сумеет увидеть свернувшиеся, слепленные, «спёкшиеся» в этом чудовищно-разрушительном акте фигуры, лица, мимико-артикуляционные реплики, а вернее, «крики» этих лиц.
В центре композиции запечатлена фигура не то льва, не то шакала. А каждый из этих животных, как помним, обладает легко читаемой семиотической нагрузкой. Цвет данного существа, являющегося композиционным средоточием полотна, не то кирпично-рыжий, намекающий на цвет крови, не то откровенно коричневый, отсылающий к испражнениям, а следовательно, говорящий о сути эмоции, представленной на полотне. Вокруг этой сердцевинной, не имеющей чётко дифференциации фигуры накручены, словно нитки на клубок для вязания, множество иных фигур: мертвенно-синих львов, трупно-зелёных некогда-людей, золотисто-кровавых лошадей. Линии, искусно прорисованы, а потому невозможно поставить в упрёк художнику, когда, взирая на полотно, не понимаешь, кто терзает в упоённо-зловещем восторге Другого? Лев ли коня? Лев ли человека? Человек ли себе подобного? Основная интонация картины ярко выражена. Коннотативный статус её очевиден: подавление, вожделеющее истребления того, кто чем-то от тебя отличен – уничтожение Другого.
Градус безумия на полотне достигает точки кипения истинно тонкой человеческой души. Это невозможно, это безумие, словно бы говорит художник. Концентрация безумия, явленная в «Агрессии», позволяет кому-то художественно-проникновенно, а кому-то житейски-наглядно (а от того не хуже, а глубиннее) осознать, сколь разрушительно чувство агрессии.
Давайте запечатлеем в сердце своём цитату великого Д.Б. Шоу, некогда поверх времён и стран сказавшего: «Бык, сильнейший из зверей, — вегетарианец».
Так вот для того, чтобы быть сильным, слыть сильным не нужно быть злым. Нужно быть великодушным. Это гораздо труднее. Но это спасёт от безумия, а значит, — от расчеловечивания.
комментария 2
Татьяна Брусиловская
12.05.2022Дорогая Жанна, спасибо большое за статью!! Как всегда прекрасно написано!! Будьте здоровы!! Обнимаю Вас!
Жанна
13.05.2022Спасибо Вам за отзывчивость, милая Танечка! Всегда пишу о Мише Шаевиче с большой любов ю и интересом. Обнимаю!