Суббота, 14.05.2022
Журнал Клаузура

Единство старой Руси в двух лицах

Обзор исторического романа

Валентины Карпицкой «Два царя»

«От Бога я принял царство; отцы и деды соблюли землю русскую, и я обязан хранить границы державы, как сокровище нерасхищаемое!»

Такие слова вложила в уста Ивана Грозного современная писательница Валентина Карпицкая на страницах романа «Два Царя», отразив главную мысль своего произведения. Оно посвящено всему русскому: земле, государству, духу, вере, правде. И написано в соответствии с историческими фактами, которые с легкостью проверяются по энциклопедиям. При том некоторые из них, в частности тот, что дал название книге, столь мало известны широкой общественности, что вызывают сомнение и недоумение. Что ж, это не проблема. Всегда можно сравнить то, что говорит Валентина, с тем, что отмечено в специализированной литературе.

Кто же те да царя, о которых автор посчитала нужным опубликовать целый роман? Один, очевидно, Иван Грозный, царствование которого до сих пор вызывает множество пересудов и споров. А второй? Неужто какой-то заморский правитель? Некий государь соседней страны? Друг он или враг? Следует сразу сказать, что Валентину Карпицкую интересовала исключительно жизнь России. А значит, и второй царь был тоже наш, русский. Ну… почти… Писательница открыла страницу истории, которую в школах, как правило, пропускают. И акцентировала внимание на моменте, когда Иван Васильевич на некоторое время ради сложной политической игры уступил трон своему соратнику, бывшему касимовскому хану, известному в исламской среде под именем Саин-Булат, и ставшему в Крещении Симеоном Бекбулатовичем. Зачем? Почему? Ответ есть на страницах, и нет никакой нужды раскрывать его тут.

О княжествах Тверском и Московском, о знатных боярах и борьбе за власть, о бунтах и их укрощение, об агрессивных соседях и победах над ними писалась эта книга, проникнутая восхищением перед Русью. Валентина наполнила холодные факты душой. Она собрала воедино события, быт, ментальность эпохи и проанализировала их с точки зрения психологии личности и общества. В результате ей удалось превратить исторических персонажей в реальных, близких читателю людей с их чувствами, желаниями, ошибками и страхами. При этом писательница старалась оставаться максимально объективной, никому не отдавать предпочтения и не выдумывать откровенной отсебятины.

Важными, неотъемлемыми частями романа являются описания природы, которые завораживают своей практически первозданной красотой, и натуралистические сцены сражений, показывающие особенности технического оснащения наших воинов и их противников. Без них не получилось бы создать атмосферу. «Изюминкой» книги стала форма передачи типичной для того времени речи с учетом слов, которые сейчас уже не используются (ссылки на их значения есть внизу страниц). Так Валентина достигла достоверности. Эмоциональный и духовный фон обеспечивает разговор о Боге, который идет от первых страниц и до последней точки. Вера во многом определяет поступки героев, принятые ими решения. Это еще один факт, который мог бы упустить из виду менее внимательный автор. Но не стоит забывать, что подходить к оценке действий представителей той эпохи в отрыве от религии невозможно и неправомочно, столь сильно она влияла на самосознание и восприятие окружающего мира. Игнорирование этого привело бы исключительно к искажению причинно-следственных цепочек, а то и к полному разрыву логических связок.

«Два царя» — это полное погружение в прошлое с его многочисленными нюансами. Это возможность лучше понять тех, кто выбирал пути развития страны и вел ее вперед к нашему дню через ухабы и буреломы в прямом и метафорическом смысле этих слов. Это также история об истинной добродетели и высшем понимании слова Бог, для раскрытия которого нужно проследовать за Ивановм Грозным и Симеоном Бекбулатовичем, через призму их ощущений прочувствовать Его мощь и милость.

Два царя. Две судьбы. Два ракурса, с которого открывается взгляд на эпоху и ее события. И одна глобальная цель — достичь процветания Руси и ее народа. Единство государства в двух лицах на страницах книги Валентины Карпицкой.

Биография Валентины Карпицкой

Валентина Карпицкая — поэт, прозаик, член Союза писателей России, неоднократный дипломант ежегодного поэтического фестиваля «Каблуковская радуга», лауреат ежегодной литературной премии имени Гумилева (2019 год), автор более 1000 произведений в разных жанрах.

Валентина родилась 6 марта 1964 года. Ее малая Родина — город Орша Витебской области. В 1995 году переехала в Тверскую область, где живет и сегодня. Писать Валентина начала в зрелости и сразу всерьез взялась за дело. Она не просто выплескивала мысли и чувства через творчество, но вдумчиво изучала теорию литературы и книгоиздания, а также всесторонне рассматривала каждую тему, которую бралась исследовать в своих произведениях. Уже в 2011 году она стал членом Союза писателей России, а в 2015 окончила магистратуру Тверского государственного университета по специальности «Издательское дело».

Основные темы в творчестве Валентины Карпицкой — нравственность, духовность, вера в Бога, история России, любовь к Родине, психология взаимоотношений между людьми, красота природы и необходимость бережного обращения с окружающим миром.

На счету писательницы несколько авторских сборников стихов и ряд романов в разных жанрах, среди которых историческое произведение «Два царя», опубликованное в 2020 году в издательстве «Союз писателей» в рамках программы «Новые имена современной литературы».


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика