Суббота, 14.05.2022
Журнал Клаузура

Победитель арктических льдов

Беседа с Ириной Олеговной Стонт

– Директором филиала музея Мирового океана в Санкт-Петербурге

– «Ледокол «Красин»

Ледокол «Красин» — легендарный арктический ледокол русского и советского флотов. В прошлом участник научных экспедиций, разрушитель льдов Арктики, главное звено судоходства Балтики и Белого моря, активный участник боевых действий во времена второй мировой войны. В настоящем, историческая гордость России и одна из самых значимых достопримечательностей города Санкт-Петербург.

Ледокол «Красин» находится в городе Санкт-Петербург на набережной Лейтенанта Шмидта 23 линия и является музеем.

Мы попросили директора музея Ирину Стонт рассказать о музее и о выставке, которая в настоящее время проходит на ледоколе и называется «105 лет на службе Отечеству».

Ирина Стонт особо подчеркнула, что очень рада, что это интервью увидят и услышат как в Италии, так и в других странах, в тех лицеях и университетах, где школьники и студенты изучают не только русский язык, но и историю и культуру нашей страны. А поможет нам погрузиться в нашу историю легендарный ледокол «Красин», который за время своего существования совершил два кругосветных путешествия, побывал во всех странах, во всех северных и южных морях и океанах. А сегодня, благодаря нашей беседе, все желающие получат возможность прикоснуться к истории и самого ледокола и к истории нашей страны. Ежегодно «Красин» принимает участие в фестивале ледоколов, в роли бессменного флагмана флотилии военных кораблей музея Мирового океана.

31 марта 2022 года ледоколу исполнилось 105 лет и именно к этой дате было приурочено открытие выставки «105 лет на службе Отечеству». С выставкой, подчеркнула директор, можно ознакомиться в любой день до конца этого года. Экспозиция открыта ежедневно, без выходных, чтобы как можно больше желающих смогли бы ее увидеть и посетить музей. Данная выставка посвящена долгой истории жизни и работы ледокола. Она состоит из предметов фонда музея Мирового океана и фонда музея ледокола «Красин». Устроители выставки постарались представить ее в хронологическом порядке, по датам, чтобы посетителям была более понятна сама эпоха и эпохальные события того времени, связанные с ледоколом «Красин». Это, так называемая лента времени, даже машина времени, которая переносит посетителей из одного десятилетия в другое, от одного исторического события до другого буквально за два шага.

Вот кратко история самого ледокола и перечень основных событий, представленных на выставке. В начале прошлого столетия в Российской Империи усилился интерес к освоению арктических морей и полярным исследованиям. Было решено создать ледокольный флот. В стране уже был один мощный ледокол – «Ермак», но назрела необходимость построить второе подобное судно. В 1916 году в английском городе Ньюкасл приступили к строительству нового ледокола. Название ему было придумано заранее – «Святогор». Стройка только началась, а «Святогор» уже числился в списке военно-морских судов Империи. Ледокол построили быстро и весной 1917 года приступили к его испытаниям. Несколько десятилетий «Святогор» имел славу самого мощного ледокола во всем мире. Но история его с самого начала оказалась драматичной. Первые поставленные перед экипажем задачи были связаны с Первой Мировой войной: прокладывать путь английским кораблям, которые доставляли военные грузы в Россию.

Летом 1918 года по приказу властей ледокол затопили. Это было сделано, чтобы не дать пройти вражескому флоту в устье реки Северная Двина и достигнуть Архангельска.

 Судно было затоплено на мелководье, и вскоре англичане его подняли. Ледокол теперь принадлежал им и был уведен в Англию. Осенью 1919 года во льдах застрял ледокол «Соловей Будимирович». Корабль долгое время дрейфовал в Карском море. На его борту были, в том числе, женщины и дети. Вытащить ледокол не получалось, и тогда большевики попросили англичан о временной аренде «Святогора». Те согласились, и аварийный советский пароход был спасен. После чего «Святогор» вернулся в Англию. Однако Советский Союз не смирился с тем, что ледокол оказался на службе другого государства. В 1921 году судно выкупили и вернули домой. На все это ушло много сил. Наибольший вклад в его возвращение внесли полпред СССР в Великобритании Л. Б. Красин и знаменитый кораблестроитель А. Н. Крылов. Оказавшись в родных просторах, «Святогор» прокладывал пути судам в Балтийском море. В 1926 году на его счету было уже несколько десятков вызволенных из ледовой тюрьмы кораблей.

В 1928 году ледокол обрел мировую славу, когда случилась трагедия с дирижаблем «Италия», который возвращался с Северного полюса. 7 человек погибли, а 9 членов экспедиции во главе с генералом Умберто Нобиле оказались дрейфующими на льдине. Ни одно судно не могло им помочь. Итальянские власти обратились за помощью к СССР. На выручку послали «Красин». Была проведена очень сложная операция, но в итоге оставшиеся члены экспедиции были спасены благодаря умелым действиям экипажа нашего ледокола. Возвращаясь домой, «Красин» оказал помощь и встреченному по пути немецкому кораблю, который получил пробоины, налетев на льды. На его борту было 1,5 тысячи людей. В итоге этот поход стал поистине героическим. Осенью 1928 года экипаж встретили в Ленинграде настоящим триумфом.

В 1930-е годы «Красин» помогал еще множеству судов, которым нужно было пробираться через Ледовитый океан. На ледоколе тогда служили весьма молодые люди, капитану было всего 30 лет. Пароход участвовал в сложнейших научных исследованиях, и благодаря ему удалось получить много новых сведений об Арктике. Также «Красин» продолжал спасать затерянные во льдах корабли и терпевших бедствие людей.

Когда началась Великая Отечественная Война, «Красин» был на Чукотке. Перед ним стояла задача пройти Тихий и Атлантический океаны и попасть в Арктику. «Красин» осуществлял проводку судов, которые возили грузы хозяйственного и оборонного назначения.

Во второй половине 1940-х годов «Красин» продолжил ходить по Северному Морскому пути. В 1950-х годах ледокол отправили на ремонт в ГДР. Там его практически полностью реконструировали и модернизировали. Была создана новая энергетическая установка, вместо двух труб сделали одну, на борту обустроили площадку для вертолетов. Только в 1960 году судно снова вернулось в строй и было направлено на привычный для него Севморпуть. Там «Красин» трудился больше 10 лет.

В качестве ледокола «Красин» ходил до 1972 года. Затем он стал работать на Министерство геологии и потерял класс ледокола. «Красин» переделали, и он вошел в состав научно-исследовательских кораблей, помогая искать газ и нефть в северных морях.

В конце 80-х годов было решено превратить бывший ледокол в музей. Но еще несколько раз «Красин» выходил в море и посетил Норвегию, Англию и Нидерланды. В начале 90-х судно обрело статус исторического памятника.

В 2004 году ледокол взял на содержание расположенный в Калининграде Музей Мирового океана и с тех пор «Красин» – его филиал. Местом постоянной стоянки была выбрана набережная Лейтенанта Шмидта в Петербурге.

Всю эту необычную историю ледокола «Красин» можно проследить, отправившись в путешествие по выставке «105 лет на службе Отечеству». Конечно, пространства на ледоколе не позволяют подробно описать каждый год истории и жизни этого легендарного судна, но помогает нам погрузиться в историю также и замечательный фильм, который был снят к 100-летию ледокола, где показана как современная жизнь ледокола-музея, так и кадры документальной хроники. В фильме можно увидеть все этапы жизни ледокола – от его постройки до наших дней. В самом фильме и на выставке есть часть, посвященная спасению экспедиции Умберто Нобиле. В витринах музея представлены предметы, подаренные музею итальянскими друзьями и партнерами. Это и обшивка дирижабля «Италия», различные архивные фото и другие интересные раритетные документы, книги.

Экскурсию по выставке сопровождает великолепная музыка нашего советского композитора Александра Зацепина и итальянского композитора Эннио Морриконе. Это та музыка, которая звучит в российско-итальянском фильме «Красная палатка», в котором рассказывается об этой совместной странице российско-итальянской истории дружбы наших стран.

Эта музыка – визитная карточка музея, отметила Ирина Стонт. Все те, кто живут недалеко от ледокола «Красин» на Васильевском острове знают, что, если она звучит, это значит, в музее открылась новая интересная экспозиция, которую непременно надо посетить или же ледокол традиционно принимает участие в каком-либо важном и значимом мероприятии. Таким образом, и с помощью музыки, мы привлекаем большее число посетителей в наш музей. Сегодня необходимо находить новые формы привлечения людей в музеи, так как в Ст.-Петербурге, так же как и в Москве и в других крупных городах в разных странах ежедневно проходят многочисленные мероприятия и сегодняшнему посетителю очень сложно сориентироваться и выбрать куда же ему лучше пойти.

Ледокол «Красин» — это единственный в стране и в мире свидетель событий Великой Отечественной Войны. Ежегодно 9 мая после торжественных мероприятий, после парада, ветераны Великой Отечественной Войны собираются на ледоколе «Красин», чтобы вспомнить и почтить память своих боевых товарищей и традиционно опустить в воды Невы Венок Памяти. В этот день на ледоколе демонстрируются различные документальные фильмы, проходят экскурсии для ветеранов, звучит музыка, а интерьеры корабля, которые остались в первозданном виде, позволяют не только полностью погрузиться в историю, но и прикоснуться к тому времени через предметы, которые остаются и сохраняются на ледоколе с момента его создания.    

Директор музея Ирина Стонт является сторонницей сохранения исторического облика музея-памятника ледокола «Красин». Конечно, сейчас очень много появляется новых модных тенденций в различных музеях для привлечения посетителей, но она убеждена в том, что должны наряду с современными музеями сохраняться и такие музеи-памятники как «Красин». Главное, чтобы это было нужно и интересно самим людям – посетителям музея. В подтверждение своих слов она привела несколько примеров, когда в Ст.Петербург специально в музей приезжают люди из разных городов, как например семья из Мурманска, которая, побывав на «Красине» вспомнили и рассказали свою историю работы и жизни на этом ледоколе.

Родион Щедрин, советский и российский композитор, пианист, музыкальный педагог, общественный деятель; народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и двух Государственных премий РФ, который с 1958 года состоял в браке с нашей знаменитой всемирно известной балериной Майей Плисецкой неоднократно приходил на «Красин», чтобы прикоснуться к тем предметам, до которых дотрагивалась в свое время его любимая Майа, поиграть на пианино, на котором играла его любимая жена. Дело в том, что Майа Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье актрисы Рахили Мессерер и Михаила Эммануиловича Плисецкого. В 1932 году семья перебралась на Шпицберген, где Михаил Плисецкий сначала был директором «Арктикугля», а затем — консулом СССР. В Шпицбергене одиннадцатилетняя Майя впервые появилась на сцене. Таким образом, жизнь нашей великой балерины оказалась связана с ледоколом «Красин», так как, чтобы добраться до своего отца она вместе с мамой несколько раз была среди пассажиров легендарного ледокола. Ледокол хранит много историй, за свою жизнь он встретил много людей, много судеб связаны с ним. Неслучайно в городском поэтическом конкурсе «Стихи о городе» победила работа 11-летнего мальчика с ограниченными возможностями, который посвятил ледоколу целую поэму, сравнив его с живым человеком. Он назвал его «дедушкой», которому уже 100 с лишним лет, который конечно уже устал, но счастлив, что остается все еще нужным людям, что каждый день к нему приходят посетители разных возрастов и он может рассказать им многочисленные истории из своей жизни. Именно поэтому он продолжает жить и служить людям. Мы поговорили о том, что необходимо хранить память о своих родственниках в каждой семье, так как только преемственность поколений, сохранение истории каждой семьи поможет нам сохранить и сберечь нашу общую мировую историю.

Именно поэтому ежегодно 1–2  мая ледокол «Красин» принимает участие в фестивале ледоколов, в роли бессменного флагмана.

Во время нашей беседы мы поговорили также о том, что ледокол «Красин» выполняет и огромную воспитательную работу и напутствовал на работу, связанную с морем не одно поколение известных мореплавателей и исследователей. Многие помнят старую почтовую марку, где гигантский черный ледокол сокрушает арктические льды. Атомный ледокол «Ленин», спущенный на воду в 1957 году, первое в мире надводное судно с атомным двигателем — яркий символ советской эпохи. Первым капитаном этого мощного корабельного организма был выдающийся мореход-полярник, чьим трудом в историю города и Мурманского морского пароходства вписаны ярчайшие страницы — Пономарев Павел Акимович (1896–1973).

За свою удивительно яркую жизнь он с честью прошел непростой путь как флагманский корабль: всегда первый, ведущий, ответственный за выполнение самых сложных задач, высоко несущий флаг.

Родился Павел Акимович 12 июня 1896 года в поморском селе Нименьга Онежского района Архангельской области в крестьянской семье. С 16 лет ходил в море юнгой на шхуне «Святой Михаил», принадлежавшей архангельскому купцу. В 1913 году поступил в Кемскую мореходную школу и в 1915 году, окончив ее, получил диплом штурмана малого плавания. Далее была учеба в Архангельском мореходном училище и служба на Военно-морском флоте Балтики. Позже, выполнив плавательный ценз, Пономарев получил диплом капитана. С 1922 года ходил штурманом на ледоколах «Ленин» и «Ермак» в Балтийском море, участвовал в проводке судов Карских товарообменных экспедиций.

В 1928 году Павел Пономарев получил назначение на должность старшего помощника капитана ледокола «Красин» и участвовал в одном знаменательном событии, о котором мы сегодня уже упоминали. В Государственном архиве Мурманской области есть личное дело Пономарева Павла Акимовича, где в автобиографии его рукой вписана лишь одна неприметная строчка об этом: «…был переведен на л/к «Красин» на период экспедиции по спасению экипажа с дирижабля «Италия»». Вот так скромно оценил он свой труд в спасательной операции, за которой наблюдал весь мир. 16 июня ледокол отправился на помощь экспедиции Умберто Нобиле, потерпевшей крушение во льдах Арктики и ожидавшей спасения близ архипелага Шпицберген. Для оказания помощи были направлены 22 судна шести стран мира, но к ледовому лагерю экспедиции пробился только ледокол «Красин», сам получивший повреждения о тяжелые льды в районе поиска. Пономарев неоднократно облачался в водолазный костюм и опускался под воду для осмотра винта и рулевого устройства. Выживших членов экспедиции «Италии» судну удалось взять на борт, после чего оно последовало в Норвегию на ремонт. Но в это время пришла тревожная радиограмма с немецкого пассажирского лайнера «Монте-Сервантес»: судно получило во льдах вблизи Шпицбергена большие пробоины. На борту лайнера было 1500 пассажиров и 318 членов экипажа. «Красин», несмотря на свое аварийное состояние, поспешил на помощь. Судовая команда под руководством старшего помощника капитана П. Пономарева и старшего механика М. Ершова наложила пластыри и откачала воду, а затем «Красин» сопроводил «Монте-Сервантес» до Хаммерфеста. В Норвегии наших моряков встречали как героев. Не менее торжественно встретили «Красина» после возвращения из ремонта на родине. За мужество, проявленное в спасательных операциях в Арктике и при оказании помощи терпящему бедствие судну, Павел Пономарев был награжден Грамотой ЦИК СССР, орденом Трудового Красного Знамени, Грамотой ЦК Союза водного транспорта, золотыми часами ОСОАВИАХИМа и серебряным нагрудным знаком «За спасение на водах».

Ледокол «Красин» надолго стал родным для Павла Акимовича. В 1932 году Пономарев стал его капитаном и впервые в истории полярных плаваний вышел в Арктику в зимнее время. В 1934 году на ледоколе «Красин» он совершил переход из Ленинграда в Чукотское море через Панамский канал для оказания помощи экспедиции О. Ю. Шмидта. Челюскинцы были благополучно сняты с льдины полярной авиацией еще до прихода «Красина», а ледокол же совершил переход к острову Врангеля и принял на борт вынужденно зимовавших там пять лет полярников. За этот поход Павел Акимович был награжден орденом Красной Звезды.

У ледокола «Красин» обрел свое постоянное место бюст великому норвежскому путешественнику и исследователю Руалю Амундсену. Этот бюст был подарен Королевством Норвегии городу Ст.Петербург 40 лет назад. Долгое время памятник находился во дворе музея Арктики и Антарктики, а когда этот музей переехал в другое место, он был отправлен в фонд музея городской скульптуры. Но благодаря усилиям администрации музея –ледокола «Красин» памятник Руалю Амундсену был полностью отреставрирован и поставлен у трапа ледокола «Красин». Это событие произошло 19 июня 2017 года, в день 90-летия со дня гибели этого великого путешественника, который в далеком 1928 году не раздумывая отправился на спасение экспедиции дирижабля «Италия» генерала Умберто Нобиле, к сожалению, погиб. Но память о нем жива и все экскурсии, которые проходят в музее-ледоколе «Красин», начинаются именно здесь.

На ледоколе «Красин» имеется уникальная библиотека. Могут записываться все желающие, но читать выбранные книги можно будет только на борту ледокола «Красин» в специально отведенных для этого каютах, пояснила Ирина Стонт. Зато ограничений по возрасту никаких нет. Главное – чтобы было желание читать книги!

В каюте директора музея всегда на столе книги и в день записи интервью мы также увидели несколько интересных книг, среди которых великолепно изданная книга «30 лучших лет» об истории создания музея, «На земле Франца Иосифа» — книга — воспоминания Ростислава Гойдовского, капитана ледокола «Красин» в 70-е годы. В этой книге речь идет о том, как ледокол нес службу в северных широтах в виде электростанции, энергетической установки, которая и сегодня в случае проблем с электричеством может дать свет всему Васильевскому острову. И еще одна интересная книга «Газпромфлот», где речь идет о судах, которые предназначены для перевоза сжиженного газа. Ирина Стонт подчеркнула, что ледокол дружит с огромным количеством организаций. Работает и дружит с теми, кто трудится на буровых установках и когда ребята возвращаются на большую землю, предлагает им познакомиться с различными интересными экспозициями и новыми фильмами и выставками. Администрация ледокола постоянно находится на связи с администрацией Мурманска.

Поговорили мы также и о том, как сегодня музей-ледокол «Красин» представлен в социальных сетях. Есть прекрасный сайт на двух языках (английском и русском), где можно всегда ознакомиться как с информацией касательно музея, так и с различными фильмами и документами. Постоянно работает телеграмм канал, где ведется работа с большой аудиторией. Такое общение приводит иногда к очень интересным и полезным знакомствам. Так посредством переписки на сайт музея вышел автор очень интересной книги, которая через комиксы знакомит читателей с историей челюскинцев, историей дирижабля «Италия» и с первой северной экспедицией Витуса Беринга.

Разговор о комиксах перешел в обсуждение прекрасной выставки «Красная палатка», которая представлена на 12 плакатах в виде комиксов. На этой выставке представлены комиксы, опубликованные в популярном итальянском еженедельнике «La Domenica del Corriere», который издавался в Милане с 1899 по 1989 годы. Данная экспозиция была подготовлена Филиалом Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол «Красин» и научными сотрудниками Музея истории Военно-воздушных сил Винья ди Валле (Италия) к 90-летию спасения экспедиции Умберто Нобиле. В настоящее время благодаря сотрудничеству с президентом Международного общества «Дружбы Италия-Россия» Екатериной Спировой и президентом Общества «Данте Алигьери» города Москвы Наталией Никишкиной эта выставка находится в городе Тольятти и с успехом демонстрируется в центре города на базе центральной библиотеки Автоград при поддержке Администрации города Тольятти и Общества «Данте Алигьери» города Тольятти. Далее выставку планируется показать в Москве и в других городах. О выставке мы рассказали также во время нашего недавнего выступления на конференции, посвященной освоению воздушного пространства и космосу, которая проходила на одной из ведущих московских площадок в павильоне Космос на ВДНХ.

 

И вот мы вновь вспомнили историю дирижабля Италия и поговорили о том, как началась дружба музея-ледокола «Красин» с итальянцами. Вспомнили мы о первом приезде итальянцев – потомков участников экспедиции дирижабля «Италия» в Ст.Петербург, о тех незабываемых моментах первых встреч итальянских гостей с ледоколом, который по сути оказался спасителем не только участников самой экспедиции, но и тех кто живет и здравствует сегодня, то есть их внуков и правнуков, так как многие из тех, кто принимал участие в той экспедиции были очень молоды в то время и еще не имели семей. Их возвращение на родину стало реальной возможностью продолжения жизни. Только тогда в июле 2019 года потомкам итальянских дирижаблистов было разрешено провести несколько ночей на ледоколе, чтобы понять и прочувствовать по-настоящему дух того исторического времени 1928 года и попытаться пережить, и прочувствовать те эмоции, которые испытывали тогда на борту их отцы и деды. Мы вспомнили наших общих партнеров и друзей Антонио Вентре, Джузеппе Бьяджи, Пьетро Мария Вакка, Асканио Трояни, Казагранде, Алессандрини и многих многих других, с которыми мы находимся на связи каждый день и очень счастливы, что наша дружба продолжается. А те дни, проведенные на ледоколе «Красин» в 2019 году останутся навсегда в нашей общей памяти.

Пока жива наша память, будет жить и ледокол «Красин». Сегодня «Красин» готовится к различным мероприятиям, к майским праздникам, готовится принять участие в акции «Ночь музеев» и, как всегда, отпраздновать День полярника и День Белого медведя. Все эти мероприятия запланированы на май месяц.

В заключение нашей беседы Ирина Стонт пожелала молодежи Италии и России арктического здоровья, крепости духа, всегда идти вперед, ничего не бояться и не оглядываться назад. Самое главное учиться, быть любознательным, правильно расставлять приоритеты и только тогда можно добиться проставленных целей. Но на все нужно время и соответствующие усилия. И, как говорят, моряки «Семь футов под килем и попутного ветра!»

С 22 мая в Санкт-Петербурге настанет пора белых ночей и ледокол-музей «Красин» с удовольствием примет на борт всех желающих и покажется во всей своей красе!

Долгих лет жизни тебе ледокол и до новых встреч!

Беседу подготовили и провели

Екатерина Спирова

— президент Международного Молодёжного Общества «Дружбы» Италия-Россия

Наталия Никишкина

— президент Общества «Данте Алигьери» в Москве

Заза Зурабашвили

– руководитель отдела международных связей

На основе ТВ-программы «Выходные с известными/интересными людьми»

В рамках «Культурного моста Италия-Россия»

Москва — Санкт-Петербург

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика