Рыцари великого Искусства Цирка
26.05.2022Из цикла: «Рыцари Радости для юного и взрослого зрителя.
Из серии «ЖЗЛ»
Достижения артистов цирка Отечественной школы, подвижников мечты о проявлении возможностей не только своих коллег—четвероногих артистов, и конечно, о совершенстве своей творческой индивидуальности. Став настоящими Рыцарями искусства Радости, они умели неустанно служить изумлению, улыбкам своего юного и взрослого зрителя.
Настоящие новаторы, всегда в пути исследования и открытий, это многие замечательные отечественные династии, Рыцари великого Искусства Цирка и среди них династии Дуровых, Тихоновых, Эльворти:
*Владимир Дуров: «Династия. Таинство и загадки психологии четвероногих артистов»
*Виктор Тихонов: «Дорогой счастливых испытаний»
*Эльвира Почерникова-Эльворти:» Моим дорогим и любимым…»
Владимир Дуров: «Династия. Таинство и загадки психологии четвероногих артистов»
Дурову Владимиру Леонидовичу (1863–1934), знаменитому отечественному цирковому артисту, клоуну-сатирику, дрессировщику, писателю, учёному-зоопсихологу, первому Заслуженному цирковому артисту России (1927) отмечается 25 июня (по старому стилю) 159 лет со Дня рождения.
Владимир Леонидович разработал свой метод дрессировки— отказался от кнута и хлыста при работе с животными. «Жестокость унижает, только доброта может быть прекрасна» — утверждал В.Л. Дуров. Он впервые превратил цирк из развлечения для взрослых, в детский праздник.
«Уголок дедушки Дурова», «Страна чудес дедушки Дурова», «Театр зверей имени В.Л. Дурова» — эти названия знакомы не только жителям Москвы и городов нашего Отечества, но и многим гостям из других стран. В Уголке были открыты театр «Крошка», на сцене которого выступали животные и птицы, где до сегодняшнего дня царит мир и согласие между Человеком и Природой. Девиз Уголка всегда был «Забавляя — поучай!».
В.Л. Дурову удалось создать учреждение, подобного которому нет в мире, поскольку здесь находился не только «Театр Крошка», где выступали дрессированные животные, но и обширный естественнонаучный музей. Была также создана научная зоопсихологическая лаборатория, в которой велись наблюдения за поведением животных, где работали известнейшие ученые: академик В.М. Бехтерев, профессора А.В. Леонтович, Г.А. Кожевников, А.Л. Чижевский и др. Здесь разрабатывались приёмы дрессуры, читались для посетителей лекции о психологии животных. Работы в лаборатории внесли весомый вклад в развитие тогда еще юной науки «Зоопсихология».
В мировом искусстве цирка основателями знаменитой династии Дуровых считаются братья Владимир Леонидович (1863–1934) и Анатолий Леонидович (1864–1916). Братья Дуровы были самыми известными и талантливыми артистами русского цирка на всем протяжении его дореволюционной истории.
Владимир Дуров предпочитал дрессировку животных. Изучал труды Сеченова и Павлова, положил их научные открытия в основу своего метода дрессировки поощрением лакомством своего воспитанника за освоенный им трюк, то есть с помощью выработки условных рефлексов у будущего коллеги— четвероногого артиста.
Владимир Леонидович — автор интереснейших книг для детей, среди которых «Мои звери» (1927) была неоднократно переиздана. В ней автор повествовал, как он учил зверей, как придумывал интересные номера и выступал с ними на арене. В книге он рассказал, например, как заяц-беляк выбивает дробь на барабане, серая ворона важно кричит своей подруге: «Давай, давай». Морской лев жонглирует, мирно едят из одной кормушки лисица и петух, кружатся в удивительном танце волк и козёл, а трудолюбивый медведь подметает двор… Каких только замечательных артистов не было в его театре: обезьянка Мимус, барсуки Борька и Сурка, морские львы Лео и Васька и др. И многое другое, очень интересное о своих удивительных воспитанниках было сообщено ребятишкам-читателям.
Владимир Леонидович рассказал кроме того о Бишке, которая была обыкновенной дворняжкой, но это не помешало ей стать замечательной артисткой:
«Однажды я играл на пианино. На кресле, свернувшись калачиком, дремала Бишка. Вдруг меня кто-то толкнул. Не переставая играть, я отодвинул ногу. Через минуту снова толчок. Смотрю — Бишка. — Тебе чего, Бишка? Бишка молчит. Я продолжаю играть. Бишка снова трогает меня лапой. «Неужели у собаки музыкальный слух? — подумал я. — Надо проверить». Я начинаю играть грустный-прегрустный мотив. И что же? Собака вздыхает, смотрит на меня печально, в глазах слёзы. Я перехожу на весёлый, бодрый марш. Уши Бишки поднимаются, глаза блестят. Я убедился: у Бишки неплохой музыкальный слух. Бишка отлично исполняла мои приказания…А вскоре я обращаюсь к публике:
— Моя Бишка – прекрасный музыкант! Пускай кто-нибудь скажет, какую ноту взять на рояле.
Из публики кричат:
— ре
— фа
— соль
— Пускай фа…Бишка, возьми ноту фа! – говорю я.
Умная собака подходит к роялю, поднимает лапу и бьёт по клавише».
Династия Дуровых подарила Отечеству Народных артистов СССР: Юрия Владимировича, Владимира Григорьевича, Наталию Юрьевну и Льва Константиновича Дуровых, а также
Народных Артистов России Терезу Васильевну Дурову и Юрия Юрьевича Дурова, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Анну Владимировну Дурову-Садовскую, Заслуженного Артиста России Терезу Ганнибаловну Дурову (Дуров В. Г. Мои артисты. К., 1953; Дурова Н. Ю. Арена. М., 1965; Энциклопедия).
Братья Владимир и Анатолий Дуровы родились в Москве, в семье полицейского пристава Тверской заставы Леонида Дурова. С самых ранних лет Володю тянуло к зверям и птицам. В детстве он уже возился с голубями, собаками и другими животными. Володя тогда уже мечтал о цирке, потому что в цирке показывают дрессированных животных. Мать умерла, когда Владимиру едва исполнилось пять лет, вскоре не стало и отца. Братья стали круглыми сиротами и воспитывались в семье их крёстного отца, адвоката Захарова. Он готовил их к военной карьере, с этой целью братья были отданы в Первую Московскую гимназию — нечто вроде кадетского корпуса.
Однако братья, увлекаясь акробатикой, цирком, убегали на народные гулянья посмотреть выступления клоунов в балаганах. В наказание их отправили к бабушке во Вдовий дом, где началась их дружба с известным писателем А.И. Куприным.
Братья решили попасть в Тверь — в цирк Ринальдо, где они прошли трудную школу актерства, освоили цирковые профессии, пробуя себя в различных жанрах как акробаты, жонглеры, клоуны. Им казалось, что именно здесь, в ярмарочном водовороте, в окружении народа, живет свобода духа и душа земли, на которой они родились. «Короли шутов, но не шуты королей», — говорили о себе Дуровы.
Выходцы из дворянской семьи уже в юности начали выступать в труппах. Используя опыт скоморохов, балаганных зазывал, медвежатников, Дуровы утвердили публицистическую и сатирическую клоунаду. Владимир поставил дрессировку на научную и гуманную основу. Артист обходил круг манежа, потрясая согнутыми в локтях и поднятыми вверх руками. На нём был из шелка и парчи или бархата костюм, чулки и мягкие цветные или лакированные туфли.
Каждый из братьев в цирке делал самостоятельную карьеру, утверждая себя в различных жанрах. При этом братья выступали в разных цирках, пытаясь выяснить, кто же из них лучше, братья не давали расслабиться друг другу, оба работали и с животными, а в итоге добились весьма впечатляющих результатов.
Владимир Дуров выступал как силач, звукоподражатель, иллюзионист, акробат, художник-моменталист, куплетист и клоун. Затем стал выступать как клоун-дрессировщик и сатирик. И все-таки у него лучше получалось общение с животными, здесь, в дрессировке, он достиг уникальных результатов. Для самообразования в качестве вольнослушателя он ходил на лекции физиолога Ивана Сеченова. А с 1887 года — в московском цирке Саламонского он стал выступать как клоун-дрессировщик и сатирик. Мечтой Владимира было построить собственный дом для зверей, поселить их там в наиболее подходящих для каждого условиях, наблюдать, лечить, учить и показывать зрителю их искусство.
Анатолий начинал как канатоходец и акробат на трапеции, впоследствии остановился на клоунаде в разговорном жанре, т.к. мало кто мог составить ему конкуренцию на сцене и манеже. Он стал первым из клоунов, который выступал без грима, в богатом костюме и под своей фамилией. Многие называли именно Анатолия Дурова родоначальником политической сатиры. Например, он выпускал на манеж гуся и говорил, обращаясь к публике: «Вот посмотрите, какие у нас важные чиновники». За свою критическую позицию, власти не очень жаловали Анатолия Леонидовича, он неоднократно подвергался репрессиям со стороны полиции и высылался из ряда городов без права въезда в них.
В 1901 году А. Дуров купил на окраине Воронежа дом и усадьбу и основал в нём музей-паноптикум, где устраивал экскурсии для жителей Воронежа. В этой же усадьбе, в 1912 году, Анатолий как режиссёр снял фильма «Война XX века», который смело можно назвать первой фарс-кинокомедией. Ведь в этой картине снимались собаки, свиньи, гуси, куры, индейки.
Умер Анатолий Дуров в 1916 году во время гастролей в Мариуполе от осложнений болезни. У Анатолия Дурова и его жены Терезы (немки по национальности) было трое детей: Евлампия, Мария и сын Анатолий, который с раннего детства помогал отцу в манеже. Старшая дочь вышла замуж за аптекаря Шевченко, где родился сын Володя. А Мария вышла замуж за циркового артиста Хундадзе (цирковой псевдоним Мильва), который основал новый жанр «переходная лестница». В семье у них воспитывались дочь Тереза и сын Анатолий.
После смерти Анатолия Анатольевича, Хундадзе отправился в Москву, где разыскал Владимира Шевченко, который учился там в студии Мейерхольда. Он убедил юношу вернуть через суд фамилию деда и продолжить его дело. В итоге Володя Шевченко стал Владимиром Дуровым-Шевченко и добился впечатляющих успехов в работе дрессировщика, причём он первым из Дуровых получил звание народного артиста СССР.
Тереза, несмотря на изящное телосложение и небольшой рост (150 см), без страха работала с самыми разнообразными животными: верблюдами, кенгуру, обезьянами, медведями и даже слонами. На протяжении нескольких десятилетий её номерам рукоплескали зрители во всем мире. Оставила цирковую арену в октябре 2003 г. после смерти любимой слонихи Монри.
Сейчас действующей артисткой этой ветви династии Дуровых является, дочь Терезы Дуровой (правнучка Анатолия Леонидовича Дурова), Тереза Ганнибаловна Дурова, она приняла решение творить не на манеже, а на сцене. На базе Международного фестиваля клоунады она создала «Московский театр клоунады», став его художественным руководителем и режиссёром. Сегодня этот театр известен как «Театриум на Серпуховке».
Владимир Леонидович Дуров, в отличие от брата, полностью посвятил себя работе с животными и как дрессировщику, ему долгое время не было равных в России. На арене цирка юноша был с 1877 года. Он там завёл козла Василия Васильевича, гуся Сократа, собаку Бишку и стал их дрессировать, то есть учил проделывать разные номера на арене. Публика была в восторге, но особенно эти представления полюбили дети. Именно для них Владимир Дуров написал книги о своих любимых воспитанниках—четвероногих артистах. С 1883 он стал работать в цирке-зверинце Винклера в Москве, затем в цирке Безано. Начинал артистическую карьеру как силач, звукоподражатель, иллюзионист, художник-моменталист, куплетист и клоун, а в зверинце В. Дуров начал выступать как дрессировщик с собакой, козлом, крысами и морскими свинками. В Москве он приобрел дом с садом и конюшней. Сегодня, внешне, дом практически не изменился с 1894 года, когда он был построен архитектором Августом Вебером.
Здесь Владимир Леонидович проводил психологические опыты с животными, в частности, по телепатии, психологии, парапсихологии и т. д. Интересен был опыт, когда в изолированной камере для записи энцефалограммы мозга, был помещен любимый пёс Владимира Леонидовича. Что было поразительно, то, как он правильно отзывался на мысленные команды своего воспитателя и т.д. Владимир Дуров продолжал опыты по телепатии совместно с биофизиком Бернардом Кажинским, который рассказал об исследованиях в этой области в своей книге «Биологическая радиосвязь». Отзвуки экспериментов Дурова и Кажинского встречаются в фантастическом романе Александра Беляева «Властелин мира», где действуют персонажи Дугов и Качинский.
Владимиром Леонидовичем были изданы его научные труды: «Дрессировка животных», М., 1924; «Дрессировка животных. Новое в зоопсихологии», М., Универсальное изд-во, 1924; «Научная дрессировка промыслово-охотничьих собак», М., Всесоюзное кооперативное объединенное изд-во, 1933. Статьи в книге «Труды практической лаборатории по зоопсихологии»: «К вопросу о различении цветов собакой», «Влияние омоложения дрессированных крыс на их условные рефлексы», «Новая теория творческого процесса у животных», «Святые» и рефлексология».
Впечатляюще воспоминания И.Г. Эренбурга (Люди, годы, жизнь. Воспоминания в трех томах):
«Помню, как он впервые пришел ко мне: нужно помочь устроить в его особняке на Божедомке театр для детей. Он говорил о работах Павлова, об условных и безусловных рефлексах; казалось, что это не прославленный клоун, а почтенный профессор».
Владимир Леонидович открыл в своём доме театр живого уголка, который позже стал называться «Уголок Дурова» (ныне театр им. В. Л. Дурова и «Уголок дедушки Дурова») и стал давать платные представления с животными. Там он придумал удивительный номер «Мышиная железная дорога».
К сожалению, революция приостановила уникальную работу Владимира Леонидовича. Затем, на какое-то время лаборатория снова открылась, но к большому сожалению, в 1940 году, она окончательно перестала существовать. Первый же, и оставшийся единственным, номер научного журнала так и остался нераспространённым, и тираж хранится в том же доме, где помимо театра существует и Музей.
В годы Первой мировой войны В. Дуров занимался опытами по дрессировке морских львов и других морских животных в военных целях: установка мин на днище кораблей, поиск и обезвреживание морских мин, поиск затонувших кораблей и предметов на дне и т.д. В одной из книг Владимира Леонидовича приведен текст письма, полученного им в августе 1917 года: Письмо подписал начальник штаба, «Морской генеральный штаб рассмотрел предложение г-на Дурова о дрессировке им животных: морских львов и тюленей, для целей морской войны, и контр-адмирал находит это предложение весьма интересным». Однако внезапная гибель всех 12-ти подготовленных им животных (в отравлении которых подозревались германские агенты), исчезновение научно-методической документации (часть из которой позднее оказалась в США и была использована при дрессировке животных в военных целях) и революция 1917 года положили конец этого направления в исследовательской работе.
Двери «Уголка Дурова» открылись в 1919 году, но это был уже не частный театр, а государственный, хотя самому В. Дурову было разрешено и дальше проживать в его бывшем, но потом национализированном помещении. Здесь он продолжал дрессировать зверей и выступать перед публикой, вскоре его труды были отмечены и новой властью. В этом доме на улице Старая Божедомка (ныне ул. Дурова) он прожил всю оставшуюся жизнь, отсюда он уезжал на гастроли, здесь занимался научной работой до последнего своего дня и писал книги для детей о своих замечательных четвероногих воспитанниках.
В книге «Слон Бэби» он рассказал о слоненке Бэби, которого временно поместил в Зоологическом саду. Угля не было, Бэби мерз, простудился и умер. Владимир Леонидович горестно повторял: «Вы его не видели… У него были редкие способности…» Пять лет спустя он писал: «Погиб лучший мой, честный, преданный товарищ, погиб мой Бэби, дитя, которое я воспитал и к которое вложил часть своей души».
Очень интересной по задумке была постановка, которую В. Дуров показал впервые в начале века под названием «Гаагская мирная конференция». За столом рядышком сидели заклятые враги: волк и козел, кошка и крыса, лисица и петух, медведь и свинья.
Как вспоминал И.Г. Эренбург:
«Владимир Леонидович подробно мне объяснил, как он подготовлял эту сцену. Клетка, в которой сидела крыса, была обвешана бубенцами и на колесиках по рельсам спускалась со стола к корзине, где находилась кошка. Шум, бубенцы пугали кошку, и мало-помалу она начала побаиваться крысы. А крыса с каждым часом смелела. Так Дуров дрессировал и других участников спектакля. Сильные переставали быть уверенными в своей безнаказанности, а слабые вылечивались от страха; на этом и было построено «мирное сосуществование».
Как-то Илья Григорьевич был приглашен на одну из первых репетиций, где Владимир Леонидович старался вылечить зайцев от страха. Репетиции происходили ночью. Владимир Леонидович терпеливо кормил премьера труппы, милейшего зайца, морковью, причем рука дрессировщика пугливо пятилась. Что касается пушки, то она откровенно убегала от зайца. Через две или три недели зайцы поняли, что они сильнее всех. Этот метод дрессировки Дуров называл «трусообманом». А морковь играла в режиссуре величайшую роль: она лежала между страницами книги, и, чтобы получить морковь, заяц дергал шнур, который приводил пушку в действие.
И.Г. Эренбург вспоминал: «Владимир Леонидович обожал шимпанзе Мимуса; он мне подробно рассказывал о его успехах: «Мимус научился произносить слоги, говорит несколько слов. Начинает писать; пока твердо усвоил только букву «о», теперь я показал ему «ш». А когда Мимус умер, простудившись, говорил о нём со слезами на глазах».
В давние годы, заболев, В.Л. Дуров составил завещание, писал, что если он умрёт, то на кладбище его должны сопровождать его любимые артисты-животные. Он писал: «Ах, люди не понимают, что у животных есть душа! Прошло десять или пятнадцать лет, и слово «душа» исчезло, душу заменили «рефлексы».
Владимир Леонидович делся своими наблюдениями и в книгах для детей: «Мемуары дуровской свиньи или теория первоначальной дрессировки», Тифлис, 1892; «Мои четвероногие и пернатые друзья», зоопсихологический очерк. М., 1912; «Звери дедушки Дурова», М – Л.: Госиздат, 1924, 2 кн. «Слон Бэби». М., Молодая гвардия, 1924; «Записки дуровской свиньи». М., Универсальное изд-во, 1924; «О сильных мира того», М., Издание автора, 1925; «Мои звери», М., Молодая гвардия, 1924 (переизданы в 1929,1950,1954,1984); изданы (на болгарском яз.), София, 1952; (на словацком яз.), Братислава, 1954); «Мои пернатые артисты», М. – Л. Госиздат, 1930 и 1931. «Как я укрощаю зверей», (на чешском яз.), Прага, 1932.
Когда Владимир Леонидович скончался —3 августа 1934 года, на катафалке сидела любимица Дурова, шотландская овчарка Рыжка. А его четвероногие воспитанники-артисты ждали: собаки слушали, нюхали — ждали; ждали морские львы; ждал ворон, напрасно повторяя свое имя: «Воронок… Воронуша». Дуров не приходил, он был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Неужели такого второго и не будет? Тысячи людей пришли, чтобы проститься с клоуном, который смешил много поколений зрителей и был настоящим Рыцарем Радости.
После смерти Владимира Леонидовича «Уголок Дурова» возглавила его супруга Анна Игнатьевна. В молодости она была цирковой наездницей, а став женой и помощницей В.Л. Дурова взяла на себя все бытовые, хозяйственные и административные хлопоты по Уголку. Много лет Уголком руководила младшая дочь Дурова — Анна Владимировна Дурова-Садовская. После её смерти в 1978 году «Уголок» перешёл к Наталье Юрьевне Дуровой. Она была правнучкой В.Л. Дурова. А по линии матери, Зинаиды Тимофеевны Бродиной, Наталья Юрьевна была прямой наследницей известного композитора А.П. Бородина. Наташа Дурова впервые вышла на арену цирка в 4 года. А уже в 9 лет её вписали в трудовую книжку отца как стажёра и с этого времени начался её трудовой стаж. Она рассказывала в своих книгах для детей, как впервые вышла на арену в четыре года, а в девять ездила с отцом, Юрием Владимировичем, с фронтовыми бригадами. Сам маршал Жуков вручил ей Гвардейский значок, который она хранила как самую большую награду. Она окончила Литературный институт, так как писать рассказы начала еще девочкой, потом её книги были переведены на множество языков.
По инициативе Натальи Дуровой на базе старого зоо-музея возник новый мемориальный музей, в котором проводится работа по изучению рода Дуровых. Известно, что это старинный дворянский род, известный с 16-го века. Род Дуровых вошёл в историю России задолго до рождения Владимира Леонидовича Дурова. Первое упоминание о Дуровых в российских родословных книгах были постельничие, стрелецкие полковники, воеводы, восемь ствольников Петра Великого. По словам известного актера Льва Дурова, «род Дуровых занимает одну шестую часть геральдической книги России». К этому роду, например, принадлежала и «кавалерист-девица» Надежда Дурова, пробабушка Владимира Леонидовича. Её превосходный литературный слог в написанных мемуарах об Отечественной войне 1812 года, отмечал сам А.С. Пушкин. В своё время маленькая Надя, в силу обстоятельств семьи, стала дочерью гусарского полка. Она прекрасно скакала на лошади, владела шпагой. А в 29 лет, будучи адъютантом Кутузова, получила Георгиевский крест. Её героический образ послужил прообразом Шурочки Азаровой из фильма Э. Рязанова «Гусарская баллада» времён войны с Б. Наполеоном. А отец Владимира Дурова — Леонид Дмитриевич, был участником Крымской кампании 1855 года.
После смерти сестры Натальи Юрьевны, известный цирковой артист и режиссёр Юрий Юрьевич Дуров, возглавляя «Уголок Дурова», продолжает славные семейные традиции и дело Владимира Леонидовича. Дело Дуровых продолжает и дочь Юрия Юрьевича – Наталья Дурова (младшая). Она родилась в ноябре 1988 года в Днепропетровске, где её родители были на гастролях. Наташа уже в 5 лет начала выступать в цирке.
Сейчас Наталья Юрьевна работает в театре, которым руководит её отец. А в подготовленных ею номерах участвуют самые разнообразные животные: пудели, пони, козы, дикобразы и даже морской лев.
«Страна чудес дедушки Дурова» признана национальным достоянием и ценностью Отечества, одним из ведущих воспитательных центров России, несущих подрастающему поколению духовность и нравственность.
В 2012 году был отмечен 100-летний юбилей театра, специально к которому был поставлен спектакль «Дорога – длиною в век!». В нём впервые за много лет была воссоздана знаменитая Большая железная дорога Дурова. Парадную лестницу театра, ведущую в Музей, по-прежнему украшают фигуры доисторических животных, вылепленных собственноручно В. Л. Дуровым. Посетителей в фойе второго этажа встречает надпись на латыни «Salve», означающая приветствие дома своим гостям.
Сегодня ГБУК г. Москвы «Театр «Уголок дедушки Дурова» включает в себя Большую и Малую сцену, аттракцион «Мышиная железная дорога», а также музей театра. В 2021 году, благодаря поддержке Мэрии Москвы и Департамента Культуры города, завершилось строительство Новой сцены с современным оснащением и прекрасными условиями для содержания животных.
Здесь, как и во времена В. Л. Дурова, живут рядом быль и сказка. Созданный им театр с 8 января 1912 года и сегодня несёт зрителям его веру, что замечательные артисты, это наши меньшие братья, и отношение к ним чрезвычайно важно—по словам Владимира Леонидовича: «как к существам— чувствующим, понимающим», с добротой и любовью.
Знаменитая династия Дуровых подарила нашей стране и миру одиннадцать прекрасных артистов цирка, каждый из которых настоящая звезда в истории Искусства Цирка, Великого Искусства Радости не только для детей, но и для взрослых.
Виктор Тихонов: «Дорогой счастливых испытаний»
Мир животных – это всегда мир друзей!
н. а. РСФСР В.П. Тихонов
В мировом цирковом пространстве по сегодняшний день чтут имя народного артиста РСФСР, Виктора Петровича Тихонова (18.03.1917– 20.03.1991), вошедшего в анналы великого циркового искусства дрессуры. Это был человек с душой исследователя и тонкого зоопсихолога, позволяющей преодолевать инстинкты агрессии среди животных, как условие для их выживания. Его наблюдения, когда во время засухи на водопое могут оказаться рядом тигр, пантера или другие хищники, не нападая друг на друга, — подсказали ему, что дикие животные по творческой воле дрессировщика могут стать партнёрами совместных выступлений, радуя и изумляя зрителя «невозможным» фактом сотворчества.
Виктор Петрович достиг замечательных результатов в жанре дрессировки, начиная работать в стиле «мягкой» дрессуры (по В.Л. Дурову). Такой стиль отличался очень добрым и предельно чутким отношением дрессировщика к своим подопечным. При этом немаловажным дополнением было поощрение четвероногих артистов, например, любимым лакомством и др. В мировом цирковом пространстве признаны не только широта и глубина философских размышлений талантливого дрессировщика в этом уникальном искусстве. Прежде всего, покоряло глубокое новаторское понимание В. П. Тихоновым психоэмоциональных особенностей своих питомцев и знания в искусстве и практике дрессуры, обогащающие науку о животном мире.
Путь в цирковой дрессуре династии Тихоновых всегда был отмечен большой любовью и уважением к своим четвероногим партнёрам-артистам, где мир животных – это всегда мир друзей. И это один из главных секретов грандиозных по эмоциональной насыщенности и поразительных совместных выступлений тигров, саянских яков, беловежских зубров, бизонов и других воспитанников.
К большому сожалению, так и остались неповторимыми в практике мировой дрессуры партнёрские выступления могучих зубров, уссурийских тигров, яков и многих других воспитанников-артистов в ярких цирковых представлениях Виктора Петровича.
С раннего детства, его сын Виталий, а позже и внук Виктор, росли на цирковом манеже, впитав в себя новаторский дух В.П. Тихонова в поиске усовершенствования процесса дрессуры самых разных животных. Это многотрудная работа и серьёзное, сложное искусство, требующее не только находчивости и смелости от дрессировщика, но и многого другого, крайне важного в этой ответственной, но очень интересной работе. По его мнению, это прежде всего изучение индивидуальных особенностей подопечных. Не только физиологических, но прежде всего психоэмоциональных, где воспитанники— будущие артисты, всегда оставались друзьями в гармонии взаимоотношений с человеком.
Виктор Петрович всегда считал, что мастерство дрессуры проявляется в том, чтобы показать нашему зрителю возможности четвероногих артистов доходчиво, радостно, оригинально. Восхищённый зритель не предполагает, что за этим стоят последовательный новаторский поиск и каждодневная упорная и сложная работа, которая не терпит скидок и компромиссов. Успех и зрелищность выступления требуют неустанного поиска нового.
Аттракцион Виктора Петровича Тихонова «Зубры и тигры», впервые показанный в ярославском цирке в 1966 году, и по сей день считается крупнейшим достижением в искусстве дрессировки. В его знаменитом аттракционе теперь выступали семь зубров, шесть тигров, гепард, собаки-боксёры и болонка. Это не только своеобразный подбор исполнителей, но и оригинальность композиции, новизна трюкового репертуара. Это заслуга, как считал он, и режиссёра Г. Перкуна, и художника А. Фальковского, и композитора В. Белинского, много сделавших для рождения этого фантастически оригинального произведения для четвероногих артистов. А отзыв известного мастера дрессуры Владимира Дурова, с гордостью рассказавшего об аттракционе «Зубры и тигры» всей стране, свидетельствовал, что это, бесспорно, уникальный вклад в сокровищницу мирового циркового искусства.
И вот, наконец, В.П. Тихонов получил разрешение на гастроли по городам нашей страны. Более сотни тысяч зрителей имели теперь возможность познакомиться с уникальным представлением. Аттракцион «Зубры и тигры» неизменно пользовался большим успехом. Несказанный восторг и изумление вызывал трюк с зубром, который брал морковку прямо из пасти тигра. Но особенно, когда зубры во время представления мастера начинали вальсировать. Огромные животные прыгали, легко и грациозно взлетая над барьером. Не случайно в Большой советской энциклопедии о мастере рассказано как о дрессировщике-новаторе, внёсшем неоценимый вклад в развитие циркового искусства.
Виктор Петрович неустанно продолжал усовершенствовать представление, значительно увеличилось количество трюков, в которых зубры и тигры участвовали одновременно. Именно совместная трюковая работа зубров и тигров позволила раскрыть много интереснейших возможностей, заложенных в самом соединении на манеже разнохарактерных и отличающихся по темпераменту партнёров.
Как-то, Виктор Петрович выступал со своим номером «Зубры и тигры» в Волгограде. Афишу о выступлении увидели зоологи, делегаты конференции. Конечно, они усомнились в правдивости рекламы. Каково же было изумление учёных, точнее, буквально шок от увиденного представления! Более тридцати человек пришли в гримёрку к артисту и признались:
«Мы, сражены вами наповал. Как же так, ведь Брем, учёный с мировым именем, писал обратное? А вы вывели на арену исполина зубра, приручили его, да ещё и с тиграми свели!»
Продолжая традиции своего отца-новатора, Виталий Викторович и его сын Виктор овладели разными цирковыми жанрами и успешно принимали участие в различных номерах и аттракционах. Они, также, жили в атмосфере мечты и высоких требований циркового искусства, достойно продолжая семейные традиции дрессуры Виктора Петровича Тихонова, дрессировщика хищников и диких животных.
Многолетний практический опыт в цирковой дрессуре открывает в этом многотрудном процессе закономерности, которыми даже официальная наука о животных не располагает. Яркий пример тому – полученный семейный опыт и возможности цирковой дрессуры беловежских зубров, саянских яков, американских бизонов и др.
Уникальны и зрелищны аттракционы народного артиста РСФСР Виталия Викторовича Тихонова в совместном творческом поиске с сыном Виталием, радующие, особенно юного зрителя, выступлениями и знакомством с талантами более сорока видов четвероногих артистов. Аттракцион «Дикая планета» под руководством его сына, Виктора Витальевича Тихонова поражает мастерством дрессуры и подготовленных им номеров с дикими американскими бизонами, никогда прежде не «работавшими» на арене отечественного цирка.
Заветная мечта многих мастеров дрессуры, как и Виктора Петровича, Виталия Викторовича, Виктора Тихоновых, что в будущем, бесценный опыт отечественной и мировой цирковой дрессуры будет в полной мере востребован развивающейся наукой о мире животных.
Уникальное мастерство дрессировщиков цирковой династии Тихоновых, как и других знаменитых отечественных династий—это многотрудный, но верный путь поиска новых находок в дрессуре, непростых, но счастливых испытаний.
Это путь к мечте, понять возможности своих младших братьев-друзей, воспитанников – артистов, рождающий не только восторг и изумление, но и радость познания у нашего требовательного замечательного зрителя.
Эльвира Подчерникова-Эльворти: Моим дорогим и любимым…
Народная артистка РСФСР, рожденная, как говорят в цирке, в «опилках», представитель славной династии Эльворти, Э.М. Подчерникова-Эльворти (04.10.1928-23.12.2014) жила цирком до последних дней своей жизни. И сегодня её имя присвоено одному из замечательных цирков страны—Костромскому цирку.
Ветеран войны и труда, бессменный президент Общества «Милосердие и благотворительность ветеранов и инвалидов–артистов цирка», Эльвира Михайловна защищала интересы своих коллег на всём необозримом пространстве нашей страны.
Помогала им и в лечебной помощи, договариваясь с главврачами о госпитализации больных артистов, оказывая им постоянную моральную и материальную (нередко из своей зарплаты) поддержку, и многое другое.
Отдавая дань бесконечного восхищения и уважения своим ветеранам-коллегам, живших, как и она мечтой служить своим уникальным и многотрудным искусством для восторга и радости, улыбки и смеха публики, особенно юной. Где бы она ни была на гастролях, обязательно в первых рядах на представлении были приглашенные ветераны и инвалиды цирка. Не стеснялась обратиться с просьбой к зрителю для сбора пожертвований для них и тут же, поимённо, вручая им под аплодисменты, эту малую толику такой важной для жизни, поддержки. А сколько писем благодарности приходили к ней за найденную возможность помочь, пусть даже небольшой денежной помощи, которую она выкраивала уже из своей пенсии. Чувство долга перед ветеранами цирка привели её к идее создать аллею ветеранов цирка, где находили бы свое последнее успокоение те, кто всегда составляли гордость и славу Отечественного цирка в мировом пространстве такого поразительно прекрасного циркового искусства.
Много интересных историй рассказывала детям Эльвира Михайловна во время общения с ними, посещая их в детских домах, а также в больницах с удивительными представлениями. Это была настоящая «пилюля радости» для здоровья детей.
Особенно нравилась детям её забавная история о дружбе слонёнка и верблюда. Эльвира Михайловна рассказывала:
«Как-то на гастролях в Саратове в программе Владимира Григорьевича Дурова были заняты слонёнок и неразлучный с ним верблюд, которого он хоботом всегда держал за хвост. Маленького слонёнка вместе с верблюдом определили около ворот во дворе у лестницы, которая вела к грим-уборным на второй этаж. И слонёнок перекрывал хоботом вход, чтобы узнавать, у кого из поднимающихся наверх есть что-то вкусненькое для него и его друга. Конечно, без гостинца все старались и не ходить. Однажды, когда моя мама, наконец, «отвела душу» за фортепиано и подошла к лестнице, карманы халата оказались пустыми. Мама хлопнула по карманам и извиняющим тоном сказала: «Ой, прости, дорогой мой, забыла сахар. Видишь? У меня ничего нет. Я сейчас переоденусь и приду к тебе». Она развела руками, чтобы показать, что кроме нот у неё ничего нет. Слонёнок проверил поднятые руки, потрогал ноты, вдруг обхватил их хоботом и, не дав маме опомниться, засунул их в рот и с удовольствие стал жевать. Мама просто застыла от изумления, боясь что-либо предпринять. На следующий день во время репетиции слонёнок «дирижировал» звериным «оркестром». За кулисами его встретил дядя Вася Мильва, дрессировщик В. Г. Дурова, и забрал у него дирижёрскую палочку. Слонёнок очень любил дядю Васю и, отдав ему палочку, обнял его хоботом и прижал к себе. Эта «любовь» стоила дяде Васе двух сломанных рёбер. Прошла неделя. Рабочие пришли утром на уборку и увидели, что в слоновнике разобрана стена, за которой находился цирковой буфет. Слон выбирал в буфете то, что ему было по вкусу, а верблюд жевал банку ананасового компота, которую ему «подарил» его друг слонёнок. Сколько усилий было потрачено, чтобы отнять эту банку! Важно было не нарушить спокойствие животных и не спровоцировать непоправимую беду от травмы желудка проглоченной банкой и, конечно, от неожиданных разрушений… Работали с ними долго, но слава богу, всё обошлось. Вот таким заботливым оказался слонёнок – для друга ничего не жалко, даже кирпичная стена не помеха».
Впитывая наставления своих родителей Михаила и Елены Эльворти, Эльвина прислушивалась к советам и рекомендациям корифеев циркового искусства: Валентина Филатова, Владимира и Юрия Дуровых, Михаила Анисимова, Марка Местечкина, Бориса Эдера, Анатолия Капитанова и др. Проходя через все трудности и испытания травмами от своих подопечных, четвероногих артистов, она ещё долго не в силах была оставить арену цирка. Её номер «Русские медведи» – это классика, гордость и красота циркового искусства нашего Отечества.
Эльвира Михайловна на встречах с детьми делилась секретами работы со своими воспитанниками—будущими четвероногими артистами:
«Наша кропотливая работа над воспитанием циркового характера медвежонка начиналась с двух-трехмесячного возраста.
А малышей было у нас несколько, целая семья. И наши дорогие мишеньки, подрастая, овладевали постепенно азами и секретами сложных трюков.
Иногда я сталкивалась с мнением, что дрессировщик издевается над животными, заставляя их выполнять разные трюки для увеселения публики. Хочу привести случай из жизни моих подопечных.
Однажды один из мишек приболел – воспалилась лапка. И мы его освободили от репетиций, оставив отдыхать в клетке. Так он устроил нам неимоверный скандал. Он тряс и ломал клетку, где находился, что пришлось вывести его на манеж. И он только тогда и успокоился. Тихонько сидел на привязи, положив голову на лапки, и наблюдал за репетиционным процессом. Одни медведи шли по канату с завязанными глазами, другие делали в это время передний и задний кульбиты или ловко делали стойку на двойном канате и крутили на турнике «солнце», как настоящие гимнасты.
Это было увлекательно и интересно наблюдать, видимо, не только зрителям…
Конечно, со стороны казалось, что я со своими мишутками общаюсь весело, с улыбкой. Но за этой лёгкостью, озорством и шуткой мишек на манеже кроется моё просто титаническое терпение и любовь к ним…».
Как-то ей прислал письмо А.Н. Собянин о том, что вместе мы сможем всё. И тогда, Эльвира Михайловна обратилась к нему, как мэру города Москвы с просьбой-мечтой поддержать инициативу для всех горожан: украшая общую для всего дома ёлку, посаженную руками самих жильцов во дворе, праздновать сообща Новый год. Главное, что этот праздник объединял бы не только живущих в доме, но и воспитывал радостью общения прежде всего подрастающую здесь детвору и молодежь.
Хочется поделиться с одной из удивительных историей— как в семье Эльвиры Михайловны, её супруга Вильяма и сына Юрия был подготовлен очень интересный номер «Царские забавы». Начало его было тогда, когда семья приняла от артистов Беляевых небольшой, на шесть минут, номер «Птичий цирк». Через какое-то время этот номер стал более разнообразным и был доведён до двенадцати минут. В компании появился медвежонок. А птицы (экзотические – страусы, павлины, хищные птицы – орлы, филины) и животные прекрасно и очень дружно уживались в работе, становились настоящими цирковыми партнёрами. Работая в партнёрстве с супругой Инночкой, Юра Эльворти номер значительно расширил. Переработанный сценарий позволил Юре создать оригинальный номер «Царские забавы», необычный по своей форме и содержанию.
Оригинальность заключалась в том, что раньше в цирке не было в номере такого соединения птиц –домашних и экзотических при участии собак различных пород (колли, далматинцы, пудели и болонки) и огромного бурого медведя Джина, который исполнял роль ассистента.
Весь номер Юра и Инна помогали весёлым забавным партнёрам проявить все свои таланты. Это нужно было видеть! Цесарки важно выдерживали свой ритм движения. Два пятнистых далматинца держали на себе насест с павлином и белыми курочками. Мишка важно пробегал по барьеру манежа, здоровался, кланяясь зрителям на все стороны. Птицы слетались. Страус степенно прогуливался между пернатыми артистами. Поражал акробатический номер, когда курочки взлетали с подкидной доски, отбитой медведем, на спины своим партнёрам – собакам далматинцам. В завершении представления петух взлетал через весь манеж на спину болонки, которая возвышалась над пирамидой из двух собак. На спине своего друга петушку было удобно и даже уютно. А главное на сцене царило полное взаимопонимание артистов — пернатых и животных.
И в своей книге «Мои дорогие… или записки медвежатника», Эльвира Михайловна обращается к начинающим артистам цирка со словами:
«… мне хочется признаться вам, с сердцем, переполненным восторгом и потрясения от возможностей искусства артиста и счастья бесконечных открытий. Как замечательно служить радости, улыбкам и смеху зрителей. Главное в нашей работе – быть всегда требовательным и не бояться быть к себе предельно жёстким в каждодневном творческом поиске. Потому что даже одним опрометчивым и недостойным поступком можно зачеркнуть фамилию своей цирковой династии, смысл жизни которой был в создании славных традиций и непревзойденных достижений отечественного циркового искусства…
Моё огромное желание – поставить на аллее ушедших цирковых артистов, стелу «Звёздам отечественного цирка», отдавая дань нашим дорогим ветеранам! И в этом я очень надеюсь на помощь всех друзей цирка – это существенная моральная и нравственная поддержка нашему Обществу ветеранов и инвалидов – артистов цирка. Например, и от меня никто не слышал жалоб на последствия от бесконечных травм и ушибов в результате тесного «творческого сотрудничества» с моими косолапыми подопечными. Хотя в последние годы я работала, скорее, в жанре «иллюзиониста» – то есть, для домашних я была инвалид второй группы, а на работе никто и не догадывался об этом. И я никогда не слышала жалоб ни от детей цирковых артистов, ни от их родителей на каждодневный, порой адски тяжёлый труд.
Хотелось ещё раз признаться в любви моим замечательным наставникам и учителям, моим родителям и близким, давшим мне возможность жить по мечте. Поблагодарить их за обретённое счастье любимой профессии в цирке. За высокие помыслы и вдохновение, которые помогали мне найти себя в дрессуре медведей. И за высшую награду – улыбки, радость, восхищение и аплодисменты наших зрителей. Всё это было для меня щедрым подарком и результатом неустанного совершенствования в моей профессии – артист цирка.
Ребята, молодые артисты цирка, спасибо вам за то, что пришли в такую прекрасную профессию – артист цирка! Вы сможете всё!»
Замечательно, что у любимой и дорогой для циркового сообщества нашего Отечества, Эльвиры Михайловны Подчерниковой–Эльворти, её Мечты сбываются.
Галина Ергазина
Фото обложки взято с сайта «Большая российская энциклопедия»
Фото автора
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ