Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

«Нежность и мощь  известного тенора». К 150-летию Л. Собинова

Бельканто есть предел красоты, изящества, благородства; владение им – из чудес земных: тончайший механизм, словно пропуская через душу звуки немыслимой красоты, раскрывает возможности человеческого голоса; и, объективно ограниченные, они кажутся безграничными.

Л. Собинов родился в семье торгового служащего, ярославского мещанина; и жизнь его, казалось бы, должна была пойти похожим путём; однако, в гимназическом хоре он начинает учиться пению, и первое его успешное выступление – на гимназическом вечере: сольная партия в хоре из оперы Вильбоа «Наташа, или Волжские разбойники» …

Он хорошо оканчивает гимназию, получает серебряную медаль, поступает на юридический факультет Московского университета.

Жизнь должна идти твёрдой колеёй – но Собинов принимает участие в студенческом хоре, а поступает Музыкально-драматическое училище по приглашению П. Шостаковского – пианиста, дирижёра, педагога…

Всё же он заканчивает университет, около года работает помощником присяжного поверенного.

Дирижёр Ипполит Альтани, услышав Собинова, приглашает его на прослушивание в Большой театр: и в том же году Собинов становится солистом.

Он много гастролирует: мелькают города, театры, всюду сопутствует успех: голос его широко разносится по миру.

Нежность и мощь совмещает собиновский тенор, словно окрашенный в серебряные тона, то играющий лунным светом, то разливающийся солнечным звуковым сиянием.

Вот его Ленский – трактовка образа отличается от традиционной, что вызывает критику: однако, певец побеждает – партия остаётся в веках, насыщенная психологизмом, и необычайно овеянная романтическим ореолом: совершенно по-новому увиденный и спетый Ленский.

Собинов становится реформатором оперной русской сцены, показывая и доказывая собственным примером, что певец не только должен исполнять вокальные партии, но и быть драматическим актёром, проживая роль психологически выверено и точно.

Когда-то, исполняя небольшие партии – Бояна в опере М. Глинки «Руслан и Людмила», Синодала в «Демоне» Рубинштейна – Собинов уже прокладывал дорогу к иному осмыслению оперной роли.

Одновременно с выступлениями в Большом театре Собинов начинает петь и в частной опере Мамонтова, где становится постоянным партнёром Шаляпина…

Как звучат они! великолепно оттеняя, но и дополняя друг друга: самый мощный, легендарный русский бас и необыкновенно нежный, но с жёсткой основой тенор.

В Италии, стране, где бельканто окружено особой любовью, Собинов прожил четыре года, исполнив все основные партии своего голоса; а в Большом появляется вновь уже в 1908 году, в роли Лоэнгрина.

Мощь Вагнера – и голосовые особенности Собинова дают невероятный сплав: величественный и потрясающий слушателей.

Собинов занимается оперной режиссурой, он покровительствует самобытной исполнительнице народных песен Н. Плевицкой; его деятельность многообразно: хотя хватило бы и только вокальной…

Он стал легендой ещё при жизни: обогатив русскую сцену, одарив человеческое бытование десятками перлов, подняв искусство оперы на новую ступень…

  Александр Балтин

Фото взято с сайта offerdos.com


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика