«Нежность и мощь известного тенора». К 150-летию Л. Собинова
07.06.2022Бельканто есть предел красоты, изящества, благородства; владение им – из чудес земных: тончайший механизм, словно пропуская через душу звуки немыслимой красоты, раскрывает возможности человеческого голоса; и, объективно ограниченные, они кажутся безграничными.
Л. Собинов родился в семье торгового служащего, ярославского мещанина; и жизнь его, казалось бы, должна была пойти похожим путём; однако, в гимназическом хоре он начинает учиться пению, и первое его успешное выступление – на гимназическом вечере: сольная партия в хоре из оперы Вильбоа «Наташа, или Волжские разбойники» …
Он хорошо оканчивает гимназию, получает серебряную медаль, поступает на юридический факультет Московского университета.
Жизнь должна идти твёрдой колеёй – но Собинов принимает участие в студенческом хоре, а поступает Музыкально-драматическое училище по приглашению П. Шостаковского – пианиста, дирижёра, педагога…
Всё же он заканчивает университет, около года работает помощником присяжного поверенного.
Дирижёр Ипполит Альтани, услышав Собинова, приглашает его на прослушивание в Большой театр: и в том же году Собинов становится солистом.
Он много гастролирует: мелькают города, театры, всюду сопутствует успех: голос его широко разносится по миру.
Нежность и мощь совмещает собиновский тенор, словно окрашенный в серебряные тона, то играющий лунным светом, то разливающийся солнечным звуковым сиянием.
Вот его Ленский – трактовка образа отличается от традиционной, что вызывает критику: однако, певец побеждает – партия остаётся в веках, насыщенная психологизмом, и необычайно овеянная романтическим ореолом: совершенно по-новому увиденный и спетый Ленский.
Собинов становится реформатором оперной русской сцены, показывая и доказывая собственным примером, что певец не только должен исполнять вокальные партии, но и быть драматическим актёром, проживая роль психологически выверено и точно.
Когда-то, исполняя небольшие партии – Бояна в опере М. Глинки «Руслан и Людмила», Синодала в «Демоне» Рубинштейна – Собинов уже прокладывал дорогу к иному осмыслению оперной роли.
Одновременно с выступлениями в Большом театре Собинов начинает петь и в частной опере Мамонтова, где становится постоянным партнёром Шаляпина…
Как звучат они! великолепно оттеняя, но и дополняя друг друга: самый мощный, легендарный русский бас и необыкновенно нежный, но с жёсткой основой тенор.
В Италии, стране, где бельканто окружено особой любовью, Собинов прожил четыре года, исполнив все основные партии своего голоса; а в Большом появляется вновь уже в 1908 году, в роли Лоэнгрина.
Мощь Вагнера – и голосовые особенности Собинова дают невероятный сплав: величественный и потрясающий слушателей.
Собинов занимается оперной режиссурой, он покровительствует самобытной исполнительнице народных песен Н. Плевицкой; его деятельность многообразно: хотя хватило бы и только вокальной…
Он стал легендой ещё при жизни: обогатив русскую сцену, одарив человеческое бытование десятками перлов, подняв искусство оперы на новую ступень…
Александр Балтин
Фото взято с сайта offerdos.com
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ