Суббота, 27.04.2024
Журнал Клаузура

«Скерцо лучились серебром…» К 140-летию И. Стравинского

Русское в стиле Стравинского: от крестьянского космоса; но стиль его настолько сложен и необычен, что определить его затруднительно, кроме как обозначив: стиль Стравинского.

 Крестьянский, но и городской фольклор смешиваются в циклах: в песенных сборниках «Прибаутки» и «Кошачьи колыбельные»…

 «Свадебка», «Петрушка» — мелодика рвётся зигзагами, точно нафарширована необыкновенной звукописью музыкальная фраза, пунктир и графика ритмики: казалось, композитор смешивал несколько искусств: предлагая рисунок и архитектуру, и Петрушка задорно потешался надо всем.

Может, всё – не очень всерьёз?

Но музыка Стравинского неоклассического периода разубеждает в этом…

«Пульчинелла» — пухлая старинная игра: так отдаёт имя: а музыка Перголезе, использованная для построений двадцатого века, насыщена тайной…

 Гармония, ритм, оркестровка стилизованные в манере классицизма наслаиваются сложным лабиринтом на старинное звучание.

Стравинский – симбиоз…

Стравинский, скрестивший балалайку и додекафонную систему.

Балеты «Аполлон Мусагет» и «Орфей», опираясь на мифологические основы, текут… нет: скорее рвутся огнями века, который был известен Стравинскому.

 Он родился в Ораниенбауме, под Петербургом, его отец был оперным певцом.

 В доме Стравинских принимали разных гостей: в числе оных бывал и Достоевский.

…можно ли найти влияние классика в музыкальных сочинениях Стравинского?

Полюса причудливо сходятся, но чрезвычайный эстетизм музыканта далёк от всеобщего сострадания Достоевского…

 Тем не менее, некоторые изломы, присущие писателю, можно отследить в музыкальных ходах Стравинского.

Кажется, в нём находятся любые отголоски: статуарного искусства Древнего Египта, новгородской иконописи, эллинизма, созерцательности определённых культур.

Он брал частные уроки у Римского-Корсакова – под руководством которого написал первые сочинения.

Скерцо лучились серебром, и нежные сонаты для фортепиано текли медово: Стравинский мог быть очень разным.

…бушевали «Русские балеты», Дягилев понимал толк во всём искусном, «Петрушка» разлетался синкопами рыжего и оранжевого огней; а Стравинский познакомился с Эриком Сати.

Разумеется, Шёнберг оказал на него влияние: разложение мелодии на атомы, или спектральные краски сильно соблазнительно для алхимии Стравинского.

Да, пожалуй, так можно определить его стиль: алхимическое превращение всё во всё…

Признанный классиком двадцатого века он требует большой гуманитарной культуры и изощрённого слуха, чтобы нравится многим.

Оставаясь символом новой музыки, он не дал мелодий, которые бы согревали душу.

Его надо слушать умом.

         Александр Балтин

фото взято с сайта https://zen.yandex.ru


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика