Новое
- Александр Полежаев (1804 -1838) — русский поэт первой трети XIX века
- Хвала во имя и хвала вопреки
- «Сидони в Японии» — сказка или быль?
- Русский поэтический канон: век ХХ, гамбургский счёт
- Владивосток – столица ДВ. Ляля Алексакова выпустила клип посвященный родному краю
- Великая миссия Кшиштофа Кесьловского
«У двух поэтов схожая цветовая гамма…» Есенин и Хлебников
23.06.2022Хлебников прорывал словесные ходы будущего – в метафизической почве языка: пока Есенин возносился в такие же метафизические небеса, создавая ранние свои мелодии, будто сил занимал у берёз, месяца, библейских сводов, русской гармонии: всегда тяжёлой, впрочем…
Нечто от дервиша – в словесной поступи Хлебникова:
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И капля молока.
Да это небо,
Да эти облака!
И – отдающее той же мудростью есенинское: Мне ничего не надо, и ничего не жаль…
Ранние поэмы Есенина высятся колоссами специфической русской метафизики, плотно замешанной на философии космизма, горящими неистовостью самовитых речений:
Не устрашуся гибели,
Ни копий, не стрел дождей, —
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей.
Время мое приспело,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта.
Избыточная яркость, и древесная, деревенская плоть стиха, брызжущего соком.Но… таких деревьев не росло в русской традиционности, нарушаемой и Хлебниковым – щедро, без меры.
«Мы боги», — мрачно жрец сказал
И на далекие чертоги
Рукою сонно указал.
«Холодным скрежетом пилы
Распались трупы на суставы,
И мною взнузданы орлы
Взять в клювы звездные уставы.
Давно зверь, сильный над косулей,
Стал без власти божеством.
«Гибель Атлантиды» проведётся им дорогами шатающейся ритмики-метафизики: негоже, когда у всех открыт третий глаз, и недостаточное нравственное развития…
Но – таковую причину гибели знаменитой цивилизации Хлебников вовсе не педалирует, сосредотачиваясь на образной системе специфического, хлебниковского свойства.
Ведь надо прорывать ходы: язык не ждёт.
А Есенин будет возноситься к народным песенным высям: Ты жива ещё, моя старушка…
Народ запомнит.
Будет петь.
Невозможно представить народную славу дервиша-поэта-математика Хлебникова: да он и не нуждался в такой, кропотливо составляя свои рифмованные трактаты.
Между прочим, у них – двух поэтов: схожая цветовая гамма: ярко-красно-зелёная, с добавлениями золотистой белизны.
Ведь от неба – оба.
От высот, не представимых влачащимся в земных потёмках, даже поющим Есенина, и никогда не слыхавшим о Хлебникове.
Они противоположны.
Они – близки.
У каждого – своя природа, свой сказ:
Когда лесной стремится уж
Вдоль зарослей реки,
По лесу виден смутный муж
С лицом печали и тоски.
Брови приподнятый печальный угол…
И он изгибом тонких рук
Берет свирели ствол (широк и кругол)
И издает тоскливый звук.
Есенинская, разумеется, более известна: Месяц – рыжий гусь…
Каление служения истово – в обоих случаях; и ноты общности, связанные и с глубиной русских корней, и со всеобщностью глобальной метафизики, слишком явно прочерчивают зигзагами воздух истории.
Александр Балтин
фото взято из открытых источников
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ