Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

«Мистический элемент…» К 205-летию А. Толстого

Мистически-таинственный «Дракон» Алексея Толстого – поэма, стоящая несколько особняком в пантеоне российской классики: поэма, точно демонстрирующая возможности иного сознания, иного, духовного зрения, позволяющего видеть существа иных миров – и как уравновешивается оный Дракон знаменитыми колокольчиками…

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

Нежность и грусть, объединённые тонкой мелодикой стиха, раскрываются подлинными колоколами метафизики, давая своеобразно символ жизни – где растопчут постепенно все ваши мечты, надежды, где все зависимы от неизвестных сил, и каждый узнает это на себе.

Толстой — поэт разнообразный, при том никогда не изменяющий строгой мелодики и жёстким формулам мастерства; история, песня, баллада, интимная лирика, философские раздумья – крепчайший взвар всех возможных тем и жанров составляет собрание стихотворений Толстого.

Илья Муромец не уступит боя никому, а князь Михайло Репнин сделает, что должно, какие бы препоны не вставали.

И мотивы разочарования — пустого дома – уравновешиваются в недрах творчества Толстого великолепием поэтического строя и стоического отношения к реальности…

Украшают ли её стихи?

Или служат способом постижения оной?

Сложно сказать – но многое вмещают в себя, организуя по-своему пространства слов и смыслов.

«Князь Серебряный» погружал в атмосферу времени, настолько далёкого…и от девятнадцатого века, и от – когда было множество юных и пламенных читателей – двадцатого, что колорит, созданный и воссозданный А. К. Толстым, завораживал…

Обилие деталей, собираемых в волшебные ёмкости страниц, превосходило, казалось, современность: и действие, захватывающее невероятно, и переживания героев – и за них – не позволяли оторваться от книги.

Мистический элемент был присущ графу Толстому: что в поэзии его ярче всего сказалось в «Драконе»: живописанным звонкими и звучными терцинами – сквозь которые прорастают как будто потусторонние картины – оного дракона и выпустившие…

Но и в таких привычных напевах, связанных с цветиками степными, ощущается нечто, словно просвечивающее сквозь печаль, разлитую в стихотворение…

И снова возникает проза: мистическая и таинственная, базирующаяся на сказках и легендах, прекрасно сделанная, завораживающая, не позволяющая оторваться – пока не доберёшься до конца.

…а вот — мистические струи словно приподнимают, играя златой небесной синевой, восьмистишие, посвящённое Мадонне Рафаэля:

Склоняся к юному Христу,

Его Мария осенила,

Любовь небесная затмила

Ее земную красоту.

А он, в прозрении глубоком,

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперед — и ясным оком

Голгофу видит пред собой.

Видит ли за Голгофой воскресение – остаётся загадкой, как и всё почти в жизни Христа; но соприродность дара Толстого космической тайне очевидна…

Надмирная сущность слова была открыта ему, и та, запредельная отчизна входила какое-то частью в поэзию Толстого, часто являвшую собой откровение:

Меня, во мраке и в пыли

Досель влачившего оковы,

Любови крылья вознесли

В отчизну пламени и слова.

…длинно развернётся сатира «Сон Попова»: играя психологическими изломами, собирая пригоршни разных казусов, высветляя тёмные стороны внутреннего человеческого естества.

…и тайна, покрывавшая Её черты – покрывает и соответствующее хрестоматийное, ставшее знаменитым романсом стихотворение: покрывает великолепной вуалью той поэтической силы и подлинности, которой отмечено всё, созданное А. Толстым, чьё наследие, поднимавшееся и поднимающее души по световой вертикали, слишком значительно для алчных времён, гораздых пожирать большинство людских дел.

          Александр Балтин

фото взято из открытых источников


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика