Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

Лица СМОГа

1

Ночь, мать, отец… сложно скрученный из нитей реальности космос Владимира Батшева тяготеет к трагедии, к античному звучанию, переведённому в современные регистры, к бездне – в конце концов:

Береженого бог бережет.
Перебежчика — ночи порог.
Корабли — колыбель берегов.
Почему же тебя не сберег?
Береженому бог — мать.
Перебежчику ночь — отец.
Кораблям их родня — май.

Таинственная красота играет стержнями звука:

Корабли – колыбель берегов…

Стоит ли вдумываться?

Или вбирать запредельную, запрещённую логикой жизни музыку…

Но, исходя из оной логики, кроме колбасы и быта мало что важно, а поэзии, вздымая выше и выше своды свои, существует инакими законами.

Нам лечь в снегу,
в студеном лечь,
где нет ни губ,
ни книг, ни лет, где тесен мир,
как и окоп,
где нет квартир
с бельем окон…

Ритм рваный, ритм – раздранный ветром, ибо это – песнь павших, ибо «бельё окон» есть надпись из глубин руд интуиции и подсознания, едва ли толкуемая в пределах рациональности.

Стихи – над-рациональны.

Стихи – синкопы небес.

Звук у Батшева работает точно самостоятельно: гудит, рвётся, наматывая на себя образные ленты, какие не оборвутся.

Не оборвёт их и смерть.

Он вышел из СМОГа – Владимир Батшев, и, как и прочие его молодые, ярые сверстники – бушевал: истово и истинно, светло и весело, трагично и задорно.

…стихи его так и живут в бушевание красок, в наплыве ритмов, в волшебной прелести созвучий.

2

Яркость и ярость образов была присуща всем участникам СМОГа, и Аркадий Пахомов, неистовствуя в стихах, выступал в русле общего движения:

Как псы, влекомые предчувствием своим,

Ноздрями важно водят, ждут момента

Для дружбы, для вражды,

Для новых чувств и дум,

Так прячут в бороды табачный сизый дым

Два в кожаных пальто интеллигента.

Мощь мчащих псов сводится к дымящим, наверняка, тихим интеллигентам; зигзаг метафоры, блеснув, растворяется в воздухе, оставляя после себя чётко прорисованную картину.

Картины у Пахомова чёткие, насыщенные, эмоциональные.

В тысяча девятьсот семьдесят втором году,

В сентябре, в ночь на среду,

На двадцать седьмое число,

Как снег на голову – выпал снег, –

Белоснежный, правдивый…

Необыкновенно воспринимается правдивость снега, как подлинность яви: той, в которой литературное делание было важно, где слышали волхвование стиха, и ловили оттенки смыслов, заложенные в поэзии.

…высится дом: ничей, как ручей, играющий рядом; действительность поэтическая – ничья, всеобщая, от солнечного света идущая:

Я скажу: на холме был дом,

Под холмом протекал ручей,

А еще я скажу потом,

Что и дом, и ручей – ничей.

…стихи Пахомова – точно посланцы: из времени далёкого бушевание СМОГа в нынешнее – сверх-практичное: послания радости и грусти, скорби и нежности: таковое, что не может быть уничтожено.

3

Под музыку Вивальди легче жить…

Льётся, поётся, играет знаменитая песня, песня, ставшая возможной, благодаря стихотворению А. Величанского – столь же трепетному, сколь исполненному опыта, на какой впрочем, наплывают акварельные размывы надежды.

Ибо без надежды стихи мертвы.

Из недр бушеваний СМОГа – Величанский писал размашисто, расплескивая неожиданные образы по столбцам текстов, и то, что иногда сквозь них проступали ритмы Заболоцкого, было только логично:

День стоял, расставив вилы.

Вся трава, как лошадь, пала.

И лежала, как попало,

позабыв хотя бы хруст.

Как над куполом могилы

коршун образует крест.

Сила высказывания множится на необычность всей поэтической конструкции; и отзвуки, рождаемые ей в сознанье, играют бархатисто.

Разные оттенки, ассоциации, аллюзии порождают стихи: в том числе геометрические, или сугубо цветовые.

Кажется, стихи Величанского укреплены шарами созвучий, и вместе играют углами трапеций и треугольников: острыми порою.

Сдохли омули в Байкале,

проданные наперёд

чехам. И вода такая,

будто морщится, а пьёт.

Берега. На сопках – гарь и

худосочная тайга.

Вот Байкал. Вода икает,

задевая берега

каменистые.

А песня – Под музыку Вивальди – всё звучит и звучит, и стихотворение это для А. Величанского – не слишком характерное, но добрая теплота его продолжает жить, испуская в действительность такие нужные лучи…

4

Ах, шут, шут, перешутит всех…

В «Розовом шуте» А. Басиловой ритмы рвутся, разлетаются серебряными брызгами, или, вдруг выгнувшись колесом, встанут, заиграют на губной гармошке…

Слова выплёскиваются через край реальности, и сама она – точно отступает, стесняясь своей ветхости, монохромности…

Участники СМОГа хотели заменить действительность своею: горячей и гремящей, экспериментирующей со словом и ритмом; они изучали фактуру слова, как изучаются серьёзнейшие трактаты – повествующие о жизни и смерти под эзотерическим углом.

С добрым молодцем гуляли Молодцы…
С добрым молодцем гуляли Девицы…
Встали. Поустали. Но за молодцем
Слава моментальная стелется:

— Ох, не лиловатое — синее!
— Не сиреневатое — красное!
— Красное не красное — Сильное!
— В розовое больше, чем в разное!

Красное должно сочетаться с сильным, а сильное – всегда победит…

Или нет?

Придёт слабое и сокрушит сильное, и останутся только прагматизм, эгоизм, денежные интересы.

Мы играем невсерьез
Суд бумажный — шут продажный,
Но игра у нас до слез!
До сердечной боли даже.

Стихи без элемента игры теряют в красках, но и превращённые в игру – бесплодны; но… кто же играет жизнями?

А… многие!

И много яркого яростного шутовства в стихах Алёны Басиловой, много и ощущения трагедии, рвущейся подспудно, надсадно, обагряющей строки…

5

Странная жизнь снится, расплывается кругами и дугами славного сновидения, которые чаще всего связаны с впечатлениями дневного сознания; странно уравновешивается сном реальность, и… не было бы в каждой жизни чего-то от лагерного барака…

Мне мнилось — будет все не так.
Как Божья милость, наша встреча.
Но жизнь — как лагерный барак,
Которым каждый изувечен.

Вадим Делоне, начинавший в СМОГе, несколько отличался от общего их цветового избытка-бушевания: большей сдержанностью, акцентом на ощущение ирреальности жизни:

Мне мнилась встреча наша сном,
Чудесным сном на жестких нарах,
Кленовым трепетным листком,
Под ноги брошенным задаром.

Сон путается с явью, не дающей, однако, забыться, отстраниться от её наждачных условий…

 Впрочем, как воспринимать…

Разумеется, тогдашняя неофициальность накладывала свой отпечаток и на мироощущения и на образ мыслей; но концерт Мендельсона будет неожиданным и необычным: праздничным в той же мере, в какой и трагичным:

За окном бесконечно и сонно
Дождь осенний шумел монотонно.
Ветер выл и врывался со стоном
В звуки скрипки, в концерт Мендельсона.

В стихах Делоне не было поэтической расхлябанности: всегда ощущался острый и твёрдый стержень; артистизм исполнения был достаточно высок; а жизнь поэта, посвящённая служению принципам, которые казались поэту верными, прочерчена ярким и много смыслов несущим зигзагом…

            Александр Балтин

фото взято из открытых источников


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика