«Мимо пролетели пули, предназначенные мне…» К 10-летию смерти А. Ревича
24.10.2022Ему принадлежит одно из самых мощных речений о войне: связанное с эхом её, с громовыми, хоть и тихими внешне раскатами, доносящимися с тех полей:
Видно, я умру в своей постели,
сердце остановится во сне,
потому что мимо пролетели
пули, предназначенные мне.
Стоицизм мудрых строк опалит чуткое сознание: трагедия, будто свёрнутая в бутон катрена, раскрывается цветком бездны: гипнотизируя каждым лепестком былого.
Александр Ревич поздно дебютировал, как оригинальный поэт: ко времени этого дебюта он был уже достаточно весом, как переводчик…
…никто не решался покуситься на свод Трагических поэм Д Обинье: слишком монументален труд, слишком сгущены события, а Ревич совершил этот подвиг, введя в русский оборот колоссальный космос легендарного француза: Беарнского медведя, даже фехтовальный бой знавшего не хуже стихосложения.
Верлен в исполнение Ревича становится близким русскому сердцу: грустным, элегичным, напевным, лёгким, и вдруг, в недрах стиха – излом трагедии мелькнёт молнией, поражая.
Поляки раскрывались волшебным плетением словес, и мудрая основательность Тувима уравновешивалась прекрасными огнями фантазий Галчинского.
Казалось, Ревичу доступны поэтические поля всех культур: и – в равной мере древнекорейская поэзия и поэзия болгарская превращались им в сверкающую череду русских перлов.
Он дебютировал поздно, как поэт, за сорок: накопив такой заряд мастерства и эмоций, что не могла эта сумма не взорваться пороховым светом слов.
Все мне чудится призрак дуэли…
Пуля в грудь. Под ребро. Наповал.
Я такое уже испытал,
две отметки остались на теле.
Невзначай ударяет металл:
словно палкою промеж лопаток,
а потом — то ли жив, то ли нет,
то есть полный расчет иль задаток
на всю жизнь до скончания лет.
Разумеется, это о пушкинской дуэли: и современный словарь, более того – словарь именно Ревича, словно восстанавливая то время, проводит трагедию в вечность так, будто и трагедия эта для вечности – не очень серьёзна: ведь цветут стихи, и время жизни поэта не измеряется роковыми годами.
Для Ревича характерно – длинное дыхание и вмещение в строки наибольшее количество деталей мира, из возможных: так, через всякую упомянутую, он будто просвечивает космос человеческой души: бесконечный космос, ведь каждый – со своей вселенной.
Особняком стоят итальянские стихи Ревича: поэт много путешествовал по этому раю мира, и, запечатлённое в слове, отличается особой живописностью, яркостью красок.
Живо расцветает италийское небо: выкипающая в золоте синь, и древние Ассизи открывают тайны своих соборов.
Но не только они: Ревич создал великолепный итальянский калейдоскоп, где каждая картина запоминалась.
Ревич чередовал: переводы, собственную поэзию, преподавание – и казалось, нет конца и края энергии, переполнявшей человека-творца.
Как нежно строится пейзаж:
Белый туман, белый город в тумане,
над полушарием северным мгла,
снег ретуширует контуры зданий,
и колоннада у входа бела.
Нежно загорались многие огни: в грандиозном своде, оставленном Александром Ревичем.
Александр Балтин
фото взято из открытых источников
1 комментарий
Михаил Садовский
25.10.2022Спасибо за реплику об Александре Ревиче уникальном человеке, переводчике и во асех проявлениях поэте!
Близкое знакомство а потом и дружба с ними — бесценный подарок времени моей судьбе!
Он называл меня мальчик и одним саоим присутствием в жизни со своей замечательной женой Мурочкой делал этот мир светлее!