Суббота, 27.04.2024
Журнал Клаузура

«Изучает человеческие глубины…» К 85-летию В. Токаревой

Густо наполненные – фраза, абзац; сюжеты, вынимаемые из панорамы жизни, постепенно уточняющиеся, или уплотняющиеся…

Манера письма, образ стилистики В. Токаревой хорошо узнаваемые: и даже, коли речь о страстях, абзацы тщательно оштукатуренные, будто кадры Антониони.

Всё должно быть чётко: и сумма «чёткостей» организует пространство текстов, перевитых иронией, вспыхивающих юмором – порою тонким, как золотые нити.

Как роскошны «Джентльмены удачи» — киноповесть, ставшая легендарным фильмом: подлинно народным, не ветшающим, сколько бы ни менялся исторический антураж, какие бы коленца не выписывала жизнь…

Киноповесть читается не хуже, чем смотрится фильм, хотя там – несколько другое насыщение сюжета, фильм внёс, конечно, свои коррективы.

…реальность нереального завораживает: Токарева предлагает и такую, например в сборнике «Рубль шестьдесят – не деньги» …

Правда, не деньги, и своеобразная ирреальность – не есть реальность: хотя всё связано с нею, условно-объективной, текучей, как в «Алисе в стране чудес».

Фантастический реализм, которым оперирует Токарева, помещая обычных героев в фантасмагорические ситуации, к примеру, покупки шапки-невидимки, переливается красками обычности – герой ведёт себя совершенно естественно.

Токарева, используя художественный инструментарий, изучает человеческие глубины: равно низины, которых, как правило, больше.

Странно мерцает писательская метафизика: будто происходит сближение тёмного и светлого, и… невозможна речь о победе, поскольку получаемая смесь и организует человека.

Хороший ли персонаж «Лавины», — успешный пианист?

Нахлынет на него женщина-лавина, сметёт, отправит в развал жизни, и… кто здесь худ?

Превосходен?

Из жизни – но настолько по-своему показано, что будто создано для мерцаний вечности: характеры запоминаются, ситуации… долго будут давать возможность вынужденного сопоставления с собственным опытом.

…сверкало «Мимино» — Токарева много работала для кино, и фильмы по её сценариям, становились знамениты.

И снова – грусть сливается с юмором, нежность сочетается с шероховатой правдою бытования на земле.

Словесная композиция создаётся несколькими штрихами: и чуть дымчатые пейзажи проплывают, волнуя и возбуждая интерес.

Ёмкая сила фразы держится на выверенности порядка слов: единственные стали на свои места.

…в норе творчество можно спрятаться: бездны жизни будут меньше пугать.

Творчество Токаревой расходится из центра её мира (не обязательно – норы) сильными кругами, радуя и печаля, забавляя заставляя сострадать…

                        Александр Балтин

фото взято с сайта femmie.ru


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика