«Сансара возвращения смыслов и необратимая вечность»
09.01.2023о новой книге В.П. и Ж.Л. Океанских
Сегодня не так уж часто встретишь научное академическое издание, написанное художественным языком. Может, так и не должно быть? Может, это лишнее требование? Однако размышления о русской культуре, о Великой Софии, Премудрости Божией, которая оплодотворила наше национальное бытие, требуют больших именно художественных усилий от ученых, предпринявших попытку приблизиться к апофатической природе Бога. Именно художественный космос русской культуры через образ (как лик) Прекрасной Дамы, Софии, Приснодевы дает нам возможность понять, ощутить сакральное пространство национального космоса России. Итак, поговорим о новой книге профессоров, докторов наук В.П. и Ж.Л. Океанских «Прохождение вод: неоправославная метафизика отца Сергия Булгакова».
Русская православная церковь берет свое начало с момента Крещения Руси, которое было инициировано киевским князем Владимиром Святославичем в 988 году. С того времени и до наших дней церковь и ее представители перенесли не мало испытаний, выпавших на их судьбу, включая гонения, расколы и стяжательства… Особенно сложным стал период после Октябрьской революции, и здесь обычно пишут об идеологическом отношении большевиков к религии… Но, к сожалению, процесс «сумерек» в жизни общества начался еще раньше, когда «церковь со своим особым кругом понятий и преданий» быланедоверчиво устранена от воспитания (Василий Розанов. «Сумерки просвещения»).
В то нелегкое и очень противоречивое время довелось жить Сергию Булгакову — русскому философу, богослову, позже священнику и одному из основателей и профессору Свято-Сергиевского богословского института в Париже, который выступал центром духовной жизни для соотечественников за рубежом. Отец Сергий — фигура не однозначная, но,безусловно, очень яркая в истории России конца Нового времени. Он родился в г. Ливны Орловской губернии в семье священника, где получил свое первое образование, окончив духовное училище в 1884 году, позже была духовная семинария, классическая гимназия в Ельце и юридический факультет Московского университета… Авторы монографии очень поэтично, вслед за самим философом, описывают эту малую родину, где началось софийноеосмысление действительности: «И однако же именно ускользающая гераклитовская природа, которая “любит скрываться”, очень рано и властно — земным зерцалом небесной софийности! — входит в детскую душу, пробуждая в ней глубочайшее метафизическое воображение…».
Духотворчество отца Сергия началось с публицистических заметок на экономические, культурно-общественные, религиозно-философские темы, которые позже переросли в полномасштабные статьи, трактаты и учения, ставшие настоящим достоянием культуры России. Личный духовный путь Булгакова сопряжен с духовными исканиями Родины, с нависшими над ней испытаниями, достойно пройти которые возможно лишь полностью доверившись Богу. Конечно, в жизни священнослужителя были совершенно разные периоды и настроения, зачастую диаметрально противоположные друг другу: от зарождения веры в Бога до ее полной потери и вновь обретения, безоговорочного убеждения в силе и правде Всевышнего.
Все эти метафизические ощущения, переживания жизни, зафиксированные в его произведениях, и нашли свое особое отражение в новой книге русских ученых В.П. Океанского и Ж.Л. Океанской «Прохождение вод: неоправославная метафизика отца Сергия Булгакова». Книга знакомит нас с основными идеями религиозно-философских поисков о. С. Булгакова. Здесь и детские воспоминания отца Сергия, его переживание малой родины, природы, и его размышления о философии мира как Божьего хозяйства, и образ последнего русского Царя, и искушение католичеством, и раздумья о Воцарении Христа в Мире…Темы весьма разнонаправленны, но вместе с тем объединены общим символом Воды, что не является случайным.
Вода, один из элементов четырех стихий на Земле, не просто символизирует жизнь, она насквозь пропитывает материю Вселенной, одухотворяя Макрокосм и Микрокосм, позволяя наполниться энергией всему сущему, тем самым обеспечивает непрерывное движение в нашем бытии. При этом вода, как и любая другая первостихия, обладает невероятной силой и мощью, которая способна не только зародить и поддерживать жизнь, но и полностьюразрушить ее.
Булгаковское прохождение вод, как тонко подмечено авторами монографии, начинается с крещальной купели и родных рек с важной здесь «символикой переправы, связанной с пожизненно осуществляемой необходимостью трудного перехода с одного берега на другой…». А берегов, как известно, в жизни отца Сергия было не так и мало. Но несмотря на многочисленные путешествия, которые не всегда осуществлялись по доброй воле путника, он всегда особое значение уделял Родине с сакральным центром в Сергиевской церкви. И авторы делают акцент на том, что «именно здесь отец Сергий Булгаков прозревает истоки софийности, ставшей центральной темой его неоправославного богомыслия и сакральной космологии».
о. Сергий неоднократно говорил, что Бог сотворил мир из Своего собственного существа, называя Софию Премудростью Божьей, неразрывно связанной с Космосом. Софиология Булгакова была неоднозначно принята обществом, и в частности, была осужденаМосковской патриархией в 1935 году, а впоследствии и вовсе названа ересью Русской зарубежной церковью, что безусловно наложило свой определенный отпечаток на дальнейшие работы священника.
«Все философские системы, которые только знает история философии, представляют собой, — согласно отцу Сергию, — «ереси», сознательные и заведомые односторонности, причем во всех них одна сторона хочет стать всем, распространиться на всё». Булгаков сам себе задает вопрос «Возможна ли абсолютная философия?» и отвечает отрицательно на него.
Далее авторы книги обращаются к культурно-историческому раскрытию булгаковского тезиса о софиологии как богословии кризиса и показывают связь софиологическихпредставлений со святоотеческой апофатикой древней Церкви, уделяя особое внимание патристическому космологизму: «Теологическая апофатика относится к непревзойденным вершинам религиозной мысли. Бог свободен от необходимости быть, в отличие, допустим, от камня, дерева, ангела и самого человека… Бог может присутствовать и в своём отсутствии». Бог апофатичен и мы только апофатически можем его познать.
И здесь важно еще раз отметить, что книга проф. В.П. и Ж.Л. Океанских прекрасна не только своим последовательным анализом ключевых идей отца Сергия и непревзойденно стройным течением мысли ученых, но и органично встроенной герменевтикой поэтико-символической морфологии наиболее значимых деятелей государства Российского.
Ярким примером того является обращение к четверостишию Ф.И. Тютчева, которое изначально не совсем верно цитировалось Булгаковым. Философ демонстрировал тем самымнахождение человечества в мире подлунном (заменял «глубину» на «вышину»), а Фёдор Иванович писал о поднятии в мир надзвездный:
Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Тем самым, сопоставляя ошибочное представление с оригинальным Логосом, авторы монографии указывают нам на неоспоримый факт того, что «XX век оказался не подъемом духа над миром, но его глубочайшим упадком…».
В.П. и Ж.Л. Океанские акцентируют внимание читателя на некой двуплановости Бытия, которая очень четко прослеживается в одном из стихотворений В. Жуковского, где даны в целокупности образы моря и неба:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его
Ученые отмечают особое метафизическое состояние героя, очень похожее, по своему наполнению, на экзистенциальное бодрствование, из которого, находясь над бездной,невозможно упасть по определению. Далее, В.П. и Ж.Л. Океанские дают еще несколько определений морю на основе святоотеческого предания для более глубинного осмысления образа, указывая на его необъятность, беспредельность и необозримость для человеческого глаза: демонстрация образов осуществляется путем космогонического и эсхатологического восприятия пространства и времени.
К слову, Василий Жуковский был не единственным поэтом, который обращался к теме Воды в своих произведениях. Вода играет одну из ведущих ролей и в пушкинской поэзии, и в произведениях символиста К. Бальмонта, о чем далее пишут авторы книги.
Кроме того, отдельным образом у отца Сергия предстает «ангел вод…как хранитель водной стихии, отравленной ныне…» с пояснением того, что «моральное духовное извращение с необходимостью влечёт за собой свои тяжелые последствия и в мире природном…хулили имя Бога… Очевидно образ этот говорит о состоянии тяжелой тоски, являющейся последствием духовного упадка и ожесточения». Тем самым Булгаков указывает на неизбежный исторический финал с катастрофой в глобальном масштабе, которая должна стать завершающей частью всего происходящего с последующим Воцарением Христа в мире.
Своей книгой ученые пробуждают и готовят наше мышление, наше сердце к новой ступени духовной элевации с обращением к небу и вечности — через неизбежное Прохождение Вод.
Ирина Баранова,
автор журнала «Юность»,
участник мастерской
«Основы писательского искусства»
М. Дударевой
фото автора
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ