Вы здесь: Главная /
Литература /
Мнение /
«Котовая скорость». О сборнике рассказов В. Захарцова «Шоппинговые железы не пальпируются»
«Котовая скорость». О сборнике рассказов В. Захарцова «Шоппинговые железы не пальпируются»
01.02.2023
/
Редакция
С давних пор человечество славилось своим неподдельным интересом к тайнам бытия и непреодолимой тягой к познанию будущего, что иногда выражалось в весьма яркой и гиперболизированной форме (вспомним поэтов-футуристов с их заумным языком, устремленным в звездные выси будущего). Людям всегда хотелось познать механизмы времени и хотя бы на несколько мгновений заглянуть в завтрашний день. Неслучайно Велимир Хлебников стремится крикнуть «стой!» падающей звезде (заметка 1915 года «О пользе изучения сказок»). Подтверждением тому является целый культурный пласт с ярко выраженным вектором в будущее, который формировался и до сих пор формируется в абсолютно разных областях творчества: живопись, кинематограф, литература.
Среди наших современников, чей новаторский взор направляется далеко за горизонт событий, стоит особо отметить Виталия Захарцова (за псевдонимом проступает фигура Виталия Александровича Гаврикова, доктора филологических наук, профессора Брянского филиала РАНХиГС), который в своем новом сборнике микрорассказов «Шоппинговые железы не пальпируются» очень искусно соединяет главное и второстепенное, бытовое и надмирное в единую картину бытия, предоставляя возможность читателю не только заглянуть в далекое будущее, но и по-иному посмотреть на многие вещи, которые стали привычными для нас и которые происходят здесь и сейчас.
Его герой путешествует сквозь пространство и время, сохраняя внимание к деталям и способность к логическому мышлению:
«Надо попутно объяснить, как я здесь оказался. Иногда люди из-за переживаний, травм впадают в состояние комы, такой летаргии, когда все жизненные циклы замедляются, но “серебряная нить”» не рвётся. Ты не умер, просто организм ждёт своего часа. Раньше им не удавалось возвращать к жизни таких “законсервированных”, как я. Но случилось чудо – пришелец из далёкого XXII века не просто пришёл в себя, но ясно помнит своё баснословное время, а также не потерял способности к логическому мышлению»
При этом, мышление главного персонажа выходит далеко за пределы эпохи, континента, даже Вселенной, погружаясь в глобальные вопросы Мироздания:
«Теория бесконечности. Мне открылось, что полная бесконечность должна иметь двойное измерение: это должно быть единство составных частей. Каждая составная часть – бесконечность, и количество таких частей в системе – бесконечно. Но есть бесконечность неабсолютная. Это бесконечность множеств и множественность бесконечностей. Первое – это панмировой космический разум как совокупность всего живого, второе – человек»
В то же время в его голове возникают совершенно отвлеченные мысли о судьбе своего кота, которого хотел бы отправить в космический полет с тем, чтобы домашний питомец смог увидеть солнце вживую. Этот эпизод вызывает улыбку и добавляет теплоты произведению, поскольку все мы любим иногда поразмышлять на отвлеченные темы прежде чем отправиться в Царство грез:
«…я всегда, когда засыпаю, соображаю над тайнами мира. Вот вчера думал: если моего кота, он жирный такой и рыжий, забросить до солнца. Ведь там на полете безвоздушный мир расстилается, и кот непременно задохнется. Но задохнется-то не сразу, резервуар лёгких не сразу опустеет, значит, при большой скорости у него будет шанс живым увидеть солнце, как думаете? Вот бы узнать эту котовую скорость, которая бы позволила Аристотелису, моего кота зовут Аристотелис, достичь солнца вживую?»
Но в этой «котовой скорости», авторской поэтической находке, сокрыто величайшее стремление человечества преодолеть время и выйти в четвертое измерение. Велимир Хлебников профетически в антивоенном манифесте 1916 г. «Труба Марсиан» утвердил концепцию «четвертого измерения», в котором должен жить и существовать в дальнейшем новый человек: путешествовать по оси времени.
Вместе с тем, в своем сборнике микрорассказов автор уделяет особое внимание одной из животрепещущих проблем современности: зависимости от социальных сетей, цифровой среды, и отсутствию интереса к чтению художественной литературы. Делается это весьма фантасмагорично:
«– Скажите, батенька, а вы получаете удовольствие от чтения Маяковского? Так… Так… И когда это началось? Сколько уже длится? В соцсетях сидеть не пробовали? А варгеймами, аркадами, файтингами, шутерами, симуляторами или, на худой конец, платформерами не лечились? Надо вам назначить сериалы, по две серии три раза в день. Или более жесткую терапию – радио Шансон. С утра до вечера. До полного выздоровления… Библиофилия 3-ей степени, пациент с большим стажем употребления т.н. “классики”…»
А как еще нас пробудить? Мы сегодня иногда не различаем реальности – цифровую и нашу явную, не говоря уж о навной, тайной, метафизике пространства… Если нас хорошенечко не встряхнуть, чем и занимается В. Захарцов, то мы доживем до упразднения А. С. Пушкина, и не просто (с)бросим с парохода современности его и прочих, Достоевского и Толстого, а до его «растворения» в мире скрипторов, до уничтожения самого Гения, который оказывается не у дел: «Мы всё посчитали. Компьютерная программа Default-896 позволила нам установить, что первоначально Пушкин был продуктом семи независимых скрипторов».
Автор вдохновляет читателя задуматься о важности процесса культурного обогащения на пути формирования личности человека, духовной работы над самим собой. Если «шоппинговые железы не пальпируются», если еще пациент (современный метафизически отрешенный человек) читает А. С. Пушкина, то не все еще потеряно для нас, наших детей, будущего поколения…
Ирина Баранова,
автор журнала «Юность»,
участник мастерской «Основы писательского искусства» М. Дударевой
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ