Воскресенье, 23.06.2024
Журнал Клаузура

Ковчег, Левша и свет в тоннеле. Третьи гастроли Донецкого РАМТа за период СВО

 

Завершились «Большие гастроли» Донецкого республиканского академического молодёжного театра, организованные Росконцертом согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации.

 По городам и весям

С 6 марта по 2 апреля колесил по городам и весям «фургончик» артистов из города Макеевки Донецкой области. В рамках направления по поддержке детских и молодёжных театров «Больших гастролей» дончан принимали Тюменский Молодежный театр «Ангажемент» им. Загоруйко, Курганский государственный театр драмы, Свердловский государственный академический театр драмы, Каменск-Уральский театр «Драма номер три», Нижнетагильский драматический театр им. Мамина-Сибиряка, Серовский театр драмы им. Чехова, Первоуральский Театр драмы «Вариант» и Дворец культуры г. о. Ревда.

Завершились гастроли в Москве на сцене РАМТа, что вполне естественно: театры начали сотрудничать ещё в 2014-м, столичный Молодёжный тогда назначили шефом. С тех пор коллеги периодически пересекаются, москвичи в каких-то вопросах помогают.

Донецкие артисты включили в гастрольное турне четыре постановки: «Левшу», «Человека из Подольска», «У ковчега в восемь» и «Случайного человека».

«Мы, — рассказал  гендиректор-худрук Донецкого РАМТа Владислав Слухаенко, —  представили в ходе «Больших гастролей» свои лучшие спектакли.

Екатерина Гулай (Сцена из спектакля «Случайный человек»)

Выбирали не только по принципу качества, но с тем, чтобы можно было приспособиться к разным площадкам в гастрольных условиях. Впервые показывали в каждом городе сразу по три постановки и играли их за два дня, а в столице – целых четыре спектакля за то же время! Задача для нас усложнилась, но, надеюсь, что справились».

Слухаенко добавил, что театр также впервые взял в гастрольный тур помимо двух вечерних спектаклей ещё и детские. У принимающей стороны при этом был выбор между имеющим хорошую фестивальную судьбу музыкальным спектаклем «У ковчега в восемь» и постановкой для подростков «Случайный человек».

Примечательно, что после показов последнего в регионах проходили обсуждения, которые превращались в беседы о волнующих ребят проблемах. По словам худрука, театру важно наладить диалог с подростками, и спектакль очень в этом помогает.

В жилах стынет кровь

«Случайный человек» (по мотивам пьесы Екатерины Гузёмы «Вся правда о моём отце») — повествование сложное, тяжёлое и, возможно, кто-то из рафинированной публики по ходу действия не раз внутренне вздрогнул. Однако в жизни подобных историй о переживаниях подростков – хоть отбавляй, причём ещё сложнее и страшнее, а потому показывать надо, чтобы зрители могли сочувствовать и задумываться о жизни ребёнка в неблагополучных семьях.

Екатерина Гулай (Сцена из спектакля «Случайный человек»)

Кто виноват, что девочку мама с папой «разодрали» психологически, кто за это ответит? Как отзовётся невзначай сказанное слово или сделанная глупость? Как с такой болью подростку потом жить? Откуда ему взять любовь к своим детям? Да и захочет ли он их, таких несчастных, вообще иметь?

«Мне 16, а я не могу быть нормальным родителем!» — крик, от которого кровь стынет в жилах. Кто подростков делает такими?

«Трудно быстро прийти в себя после этого спектакля, — говорит исполнительница главной роли актриса Екатерина Гулай, — он очень энергозатратный. Мы надеемся, что «Случайный человек» поможет разобраться со своими внутренними проблемами и противоречиями не только подросткам, но и взрослым зрителям».

Актриса всей своей такой искренней игрой обращается к зрителям: «Любите своих детей, любите жизнь, справляйтесь со всем, что преподносит судьба и что бы ни случилось, не опускайтесь до дурных поступков».

Сцена из спектакля «У ковчега в восемь»: Александр Кузьмин (Третий пингвин), Кристина Вовк (Второй пингвин) и Вадим Басалыгин (Третий пингвин).

По её словам, очень помогал московский зал, доброжелательное расположение публики, сделав именно эту постановку для неё «самой большой гастрольной удачей».

«Случайный человек» донецкого театра только начинает свою жизнь, его первый показ состоялся для школьников полуразрушенного Мариуполя осенью 2022 на сохранившейся площадке Дворца пионеров.

«Нам интересно было показать его и другому зрителю, — говорит Владислав Слухаенко, — поэтому взяли его с собой на гастроли. А во время обсуждений этого спектакля у нас, на удивление, школьники открывались нараспашку и откровенно  делились тем, что их волнует, беспокоит, говорили о своих триггерах».

Любовь выше справедливости

Для малышей Донецкий театр привёз спектакль «У ковчега в восемь» по известной пьесе Ульриха Хуба. Ставят её многие театры, но каждый – о своём. Дончане решили, что детишек необходимо повернуть лицом к вере, к Богу.

По словам худрука, со времён исчезновения советской пионерии нравственное начало не интересует никого, единственный островок моральных ценностей – религия.

А потому, взяв благословение у архиепископа Макеевского, театр приступил к постановке именно в этом ракурсе. Случилось это в 2013-м, потом был перерыв, теперь спектакль восстановили и с удовольствием играют повсюду.

Главный его акцент – любовь к ближнему. Пингвины, которых на Ноев ковчег должно попасть только двое, не могут не захватить с собой друга, которого любят несмотря ни на что.

Сцена из спектакля «У ковчега в восемь»: Вадим Басалыгин (Третий пингвин), Оксана Плюха (Голубка) и Владимир Грачёв (ведущий).

«Да, — говорит заслуженный артист ДНР Вадим Басалыгин, — он вредный, капризный, своенравный, но это наш пингвин, мы с ним прожили вместе столько лет. И так, мне думается, должно быть и среди людей, даже если приходится переступить какую-то заповедь».

Вот так вслед за апостолом Павлом идут творческие люди, подтверждая, что любовь превыше всего, и этому в лёгкой, ироничной игровой форме учат маленьких зрителей.

«А ещё, — добавляет Владислав Слухаенко, — наш спектакль  знакомит детишек с театральными приёмами и с понятием «театр» в целом. Прямо на глазах у ребят возникают звуки ветра, громы, молнии, дождь, рык львов, трубление слонов и прочие завораживающие моменты».

Неожиданно для себя самих донецкие рамтовцы к тому же поняли, что идеи спектакля со временем стали приобретать и новый смысл, когда на гастролях в Новошахтинске им однажды сказали: «Это же спектакль про вас, ковчег – который спасает».

«Возникают новые смыслы – и это нормально, — говорит худрук. — У людей на глазах появлялись слёзы там, где мы даже не ожидали. Значит так надо. Театр как раз и существует для того, чтобы вызывать новые эмоции и новые ассоциации».

Играют душой

За последний год это третье гастрольное турне Донецкого РАМТа по регионам страны. До этого в марте-апреле 2022-го показали 26 спектаклей в 15 городах, в ноябре – 20 постановок в 10 географических точках и вот теперь 9 новых городов и 9 новых сцен.

«Гастроли для любого театра — кислород, — справедливо отмечает худрук, — а для нас – особенно, потому что помогают не пребывать в простое по понятным причинам. Театр живой, труппа в отличной форме, а Минкульт по сути помогает нам сохраниться творческой единицей».

Переезжая из города в город, обмениваясь с публикой благотворной энергией, получая новые впечатления и эмоции, театр удовлетворяет свой культурный голод и поддерживает свой творческий тонус.

Но это, конечно, не всё. «Есть у этого тура ещё одна миссия, — добавляет Слухаенко,  – знакомство зрителей городов, в которые мы приезжаем, с донецкими. А это совсем иное, нежели абстрактные газетные статьи о людях, которые где-то живут и с ними что-то происходит. Когда видят нашу работу и нас, возникает более конкретный образ человека. СВО перевернула представление о нас, о нашей жизни, стала возрастать причастность к процессу – всё радикально поменялось».

Отзывы о спектаклях у зрителей самые положительные. Постановки нравятся, вызывают живые реакции, артистам, в особенности на показах «Левши», аплодируют стоя.

Сцена из спектакля «У ковчега в восемь»: Оксана Плюха (Голубка) и Владимир Грачёв (Ной).

«Открывается занавес, — удивлённо говорит Вадим Басалыгин, — стоят. В одном городе, в другом, третьем, и подростки 15-16 лет в том числе. Откуда в провинциальных городах такая культура?»

Культура – культурой, но всех, кто приходит на эти спектакли, подкупает, прежде всего, живая, естественная игра актёров. «Они играют душой», — единодушно признаются зрители. И это правда – нам всем так не хватает обычной человеческой простоты и искренности.

«Левшу» мы возим не случайно, — комментирует Владислав Слухаенко. — Те слова, что Лесков вложил в своё произведение 200 лет назад, актуальны сейчас как никогда. Значение простого русского человека для судьбы Родины и взаимоотношения с зарубежными державами – всё это за 200 лет никак не изменилось. В одном из городов нам после этого спектакля сказали: «Вы даже больше русские, чем мы, наверное, по сути».

По словам худрука, «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова тоже предстал перед зрителями в новом ракурсе. Изюминка дончан, по отзывам видавших десятки вариантов интерпретации этой пьесы столичных критиков, в том, что в этой постановке есть свет в конце тоннеля, а не обычная безысходность.

«А у нас свет просто должен быть, иначе никак, — говорит Слухаенко. — И практически в каждом городе мы слышали фразу: «Ребята, это про нас».

И театр живёт, живёт надеждой что бы ни происходило. У себя дома, пока запрещены показы в местах больших скоплений людей, готовят новые премьеры, одну из которых – «Бесы» по Достоевскому – представят в мае, колесят с концертами по больницам и госпиталям, школьникам привозят театрализованные программы, иногда, если позволяет обстановка, что-то показывают в местных сельских домах культуры.

Донецкий РАМТ уже получил приглашения на несколько театральных фестивалей и надеется, что Росконцерт не обойдёт его дальнейшей заботой. Одним словом, жизнь продолжается!

Наталья Косякова

Фото предоставлены Донецким РАМТом

 

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика