Пятница, 26.04.2024
Журнал Клаузура

Поход в театр марионеток

При выходе из вагона я нос к носу столкнулся с коротко стриженым молодым человеком. Приветливо улыбнувшись, он протянул руку.

— Добрый день. С приездом. Меня зовут Сергей. Я администратор театра марионеток.

Мы обменялись рукопожатием.

— Александр. Журналист. Прибыл писать очерк о неповторимом театре имени Евгения Деммени. Если останется время, прогуляюсь дивной по Северной столице.

Он перехватил мой дипломат.

Я возразил… он остался непреклонен.

— Вы гость. Давайте прогуляемся до театра пешком?

 — Замечательно, — улыбнулся я в ответ. — В редкий для Питера солнечный день грешно спускаться в метро.

Мы двинулись по Невскому проспекту.

— Вам когда-нибудь приходилось писать о театре марионеток? — немного погодя, спросил он.

— Не приходилось.

— Тогда я вам кое-что расскажу.

— Что может быть лучше: соединения приятного с полезным. Излагайте.

— В далёком 1749 году в столице России, в городе Санкт Петербурге для проведения марионеточных представлений возвели «комедиантский амбар». В нём должны были давать представления иноземные гастролёры. «Показывателями» их тогда называли. А куклы, с которыми они работали, назывались «выпускными». В русский язык слово «марионетка» вошло позже. Вы же знаете, наверное, что в Средневековье так называли фигурки на нитях, изображавшие Деву Марию и прочих персонажей в инсценировках христианских сюжетов.

— Что-то слышал…— неопределённо пожал плечами я.

 — Есть, правда, и другое мнение:  марионетка — это производное от фамилии итальянского кукольного мастера Мариони.

— Мне вариант с фамилией Мариони нравится больше, — заметил я.

— Подобного театра на Руси не было и в помине. А сложная техника владения куклой требовала участия нескольких кукловодов. Но возить с собой большую труппу – для гастролёров удовольствие дорогое. И приезжие лицедеи начали нанимать на месте наших расторопных мальчишек и обучать их кукловождению. Для начала им поручали  второстепенные роли. Но, к удивлению хозяев труппы, новоявленные актёры сходу овладевали сложнейшими навыками этого жанра. Причём настолько успешно, что в дальнейшем российские кукольники охладели к традиционным перчаточным куклам. И даже любимый герой русской публики – Петрушка — приобрёл заграничный вид. Из-за ширмы он стал появляться на нитках.

Как известно, самой «кукольной» страной в мире считалась Италия. Первое время итальянские актёры просто копировали представления оперных певцов, балетных танцовщиц, драматических артистов и переносили их на свои ширмы. А уж потом появились оригинальные пьесы. И вскоре марионеток можно было увидеть на любой ярмарке  Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода. Но после революции наши кукольники вдруг вернулись к перчаточным и тростевым персонажам.

— Что же произошло после революции? Откуда тогда взялся театр марионеток?

— В революционном Петрограде, на Невском проспекте открыли «Магазине случайных вещей». Только-только закончилась Гражданская война, посетители были сплошь в военной форме. От витрины, в которой были выставлены куклы-петрушки, не мог оторвать взгляда красный командир с почётным знаком «Честному воину Карельского фронта» на груди.  У него голова шла кругом от восторга. А восемнадцать кукол с надеждой смотрели на него, как бы взывая: «Господин хороший, забери нас отсюда. Наше место за ширмой. Ты же знаешь, что мы тебе пригодимся».

«Целая труппа, — подумал «господин хороший». — Надевай на руку и начинай спектакль. Тут тебе и Коломбина со своим неизменным спутником Арлекином, Пьеро, Пьеретта, жандарм, судья и другие персонажи французских кукольных комедий».

 — Не Евгений ли Деммени млел перед витриной от восторга? — воскликнул я.

— Это был Евгений Сергеевич Деммени. Кстати, родился он 12 марта 1898 года в Санкт-Петербурге, в семье чиновника Министерства Императорского Двора. В восьмилетнем возрасте его привезли в Париж. Вот там он впервые попал на кукольное представление «Гиньоля».

— Никогда не слышал о подобном театре. Нельзя ли подробнее рассказать о нём?

— Лекцию по этому поводу я читать не буду, она займёт слишком много времени, но в двух словах постараюсь раскрыть тему, о которой много читал. В начале позапрошлого века во французском перчаточном театре появился герой по имени Гиньоль. Его создателем стал лионский ткач Лоран Мурге. Во время Великой французской революции все фабрики закрылись, и отец десятерых детей остался без работы. Однако не растерялся. Купил перчаточные куклы и начал ходить с ширмой-будочкой, давая представления на улицах Лиона. Вскоре на его ширме появилась кукла, изображавшая лионского ткача. Он стал национальным героем, который борется за свои права с сильными мира сего. Круглощёкий, остроумный ткач не ведает запретных тем и всегда находит поддержку в репликах своего друга Гнафрона. Имя Гиньоля стало нарицательным во всей Западной Европе. «Гиньолем» и нынче называют перчаточную куклу. Вот такая история.

— Теперь мне понятно, о чём идёт речь.

— Именно тогда родители подарили Евгению не просто куклу, а целый кукольный театр. Детский, естественно. И до пятнадцати лет, кроме учёбы, он только тем и занимался, что устраивал со своими любимыми артистами спектакли для семьи и друзей-приятелей на любой вкус.

Женя решил стать актёром. Но об этом не могло быть и речи. Потомственному дворянину была прямая дорога в Николаевский кадетский корпус. По ней он и отправился. А по окончании оного продолжил обучение на офицерских курсах Пажеского корпуса.

— Любопытное начало жизненного пути для будущего создателя первого в России кукольного театра.

— Дальше будет ещё интереснее. После учёбы, неожиданно для всех близких, в декабре 1917 года Евгений вступил в ряды Красной Армии. Его направили в действующую армию. И воевал, ни много ни мало, помощником командира батальона.

— О — ля — ля!

— Дальше будет ещё интереснее. —  Азартно продолжил Сергей. — В 1922 году его демобилизовали. И покупка французских перчаточных кукол, которые взирали на него с такой надеждой, стала для бывшего подпоручика и красного командира поистине судьбоносной. В одну минуту для него всё переменилось. Страсть к театру, воспоминания о парижском «Гиньоле», юношеские мечты о свете рампы обрели реальность.

— И он стал основоположником Российского театра марионеток, который сейчас носит его славное имя?

— До этого было ещё далеко. В тот день на желанную покупку он потратил последние деньги. И куклы оказались на заводе «Петрогубтранс», где Деммени руководил драматическим кружком энтузиастов-любителей, состоящим из столяров, токарей и монтёров. Он увлек их идеей создания кукольного спектакля «Арлекинада».

И 14 января 1924 года состоялась премьера спектакля. С огромным успехом, надо сказать. Присутствовавший на триумфальном показе художественный руководитель Театра юного зрителя Брянцев, напишет ему: «Вы стоите на пути к созданию нового, интересного дела. Ваша постановка является несомненным художественным достижением и с полным правом может быть предъявлена даже требовательному зрителю».

— Вот так родился первый в России Театр кукол. — Восхитился я.

— Верно. Но в скором времени название «Театр Гиньоль» сменится на «Театр Петрушки». Позже этому коллективу будет предложено войти в состав ТЮЗа. И только в 1930 году театр Евгения Деммени соединится с театром марионеток, который ещё в 1918 году создала группа питерских актёров под руководством Любови Васильевны Шапориной – Яковлевой.

Это соединение и стало Ленинградским государственным кукольным театром под руководством заслуженного артиста Российской Федерации — Евгения  Деммени.

Для театра пьесы стали сочинять Евгений Шварц и Самуил Маршак.

— Извините мою непонятливость, Сергей, но мне до сих пор не очень понятно, чем отличаются марионетки от других кукол?

— А этот вопрос, Александр, вы сможете адресовать Народной артистке России, которая ожидает нас в театре. А поскольку самым большим грехом в театре считается опоздание, поспешим. Мы у дверей театра.

Собеседники начали подниматься по лестнице.

И тут же от всей кукольной души им начали широко улыбаться герои сказок, застывшие в разнообразных живописных позах на движущейся винтовой лестничной карусели.

— Прежде чем начнётся встреча с народной артисткой, загадочным шёпотом произнёс Сергей, — я открою вам одну тайну…

— Почему только одну, — улыбнулся я, — и для чего вы перешли на шёпот?

— Я дал слова никому и никогда об этом не рассказывать. Но с вами я просто обязан с вами поделиться.

— Валяйте, — коротко произнёс я.

— Создатель Крокодила Гены и Чебурашки, известный детский писатель Эдуард Успенский под большим секретом поведал своим друзьям: ночами, об этом по секрету ему поведала дежурная вахтёрша, которая ночами боится подниматься к ним на второй этаж, марионетки собираются вместе и обсуждают свои кукольные дела. Без стеснения критикуют управляющих ими актёров. Уверяют друг друга, что сами по себе они бы это делали много лучше. Дали бы только им волю.

— Ой, ли? — недоверчиво покачал головой я.

— Я тоже поначалу усомнился, — горячо заверил меня собеседник, — но композитор Андрей Петров, а это всё-таки народный артист Советского Союза, со свойственной ему эмоциональностью, поведал, что однажды, после премьеры одного из спектаклей, они с друзьями засиделись на банкете и уходили уже последними. Так им удалось увидеть, как озорно и весело куклы отмечали свою премьеру. И при этом ни одного доброго слова не было сказано про артистов.

—А Петрову и его приятелям не привиделось ли это после дружеского застолья? — развеселился я.

Сергей не успел мне ответить, так как к нам уже подходила Народная артистка.

— Добрый день, дорогой гость, — она протянула мне руку, которую я почтительно поцеловал.

— Добрый день.

Сергей поклонился и исчез.

Я с благодарностью посмотрел ему в след.

Народная артистка повела меня фойе.

— Знакомьтесь с нашими ведущими артистами. Видите, вам подмигивает главный персонаж дореволюционного русского театра кукол – Петрушка. В ту пору его уважительно называли Петром Ивановичем Уксусовым. А это вздёрнул нос, который он считает самым прекрасным в мире, Пиноккио. Рядом насмешливо копирует залихватскую позу итальянского мальчишки его побратим – Буратино. Чиполлино насвистывает весёлую итальянскую песенку. Он их знает великое множество. Крокодил Гена, конечно же, играет на гармошке, а Чебурашка преданно смотрит ему в глаза. Всех не перечесть.

Я раскланялся с любимыми персонажами моего детства.

— А ещё наши куклы, — с доверительной улыбкой сообщила Народная артистка, — активно участвуют не только в творческих, но и в житейских делах всего коллектива.

— Это как же? — искренне удивился я.

— Вот вам яркий пример. В театре, много лет назад проводили ремонт. Затянули его до невозможности. Достижением липовой работы строителей остались груды мусора, громоздящиеся по всему театру, и протекающая крыша. Приехало к нам телевидение, чтобы помочь в наших проблемах. И тут на эти намокшие развалины героически взбирается, с моей помощью, естественно, героиня одного из наших спектаклей по имени Забытая кукла Катя. Мужественно стоит под дождём, заливается слезами и взывает к власть предержащим о помощи. Эту передачу вместе с внуком посмотрел наш градоначальник. Я думала, что подобное встречается только в сказках. Однако он проникся нашими бедами, и дело разом сдвинулось с мёртвой точки. Взгрел-таки нерадивых строителей. Ремонт был завершён в кратчайший срок. А ещё, — продолжила ведущая Актриса, — мы частенько с нашими артистами выступали на заводах и фабриках в порядке шефства. Как-то с любимцем всей страны Чебурашкой приехали мы на фабрику имени Крупской. А сопроводительные документы, разрешающие доступ на фабрику, впопыхах забыли. Как быть? Пока за ними кто-то съездит, у людей перерыв закончится. Концерт будет сорван. Тогда вместе с Чебурашкой мы отправились к заместителю директора за разрешением провести концерт. Я одела моего любимого героя на руку. Он, как увидел Чебурашку, заулыбался, глаза у него засветились, и немедленно дал добро.

— Позвольте задать вам вопрос, — я деликатно сменил тему разговора я, — на который Сергей предпочёл не отвечать, сославшись на то, ваш ответ будет вернее. Чем же отличаются марионетки от остальных своих кукольных собратьев?

— Я считаю, что марионетка повторяет анатомию персонажа  человека или животного. В руках опытного кукловода марионетки способны выполнять мельчайшие движения. Управлять ими – особое искусство, которому обучаются годами. И этим искусством в полной мере обладал создатель и бессменный руководитель театра на протяжении сорока пяти лет Евгений Сергеевич Деммени.

— А как он это делал, расскажите, пожалуйста, — попросил Литератор.

— Пожалуйста. Однажды на вечеринке Евгений Сергеевич услышал дивные, трогательные мелодии из фильмов Чарли Чаплина. Вся компания умоляюще посмотрела на непревзойдённого кукольника. Он на мгновение задумался и кивнул головой. Тут же соорудили из того, что попалось под руку, ширму. И вот на этой импровизированной сцене появилась кукла. Дружеский шарж на знаменитого актёра. С ней Деммени выступал в концертах. Кукла пошла. И все увидели семенящую походку Чаплина. Вывернутые наружу носками ступни ног, свободно вертящуюся тросточку. Чарли уморительно стряхивал с себя пыль концом тросточки. Неожиданно вечный бродяга уронил свой знаменитый котелок за ширму. Все вскочили, чтобы поднять его, но… представляете, котелок самостоятельно взмыл вверх и привычно пристроился на голове Чаплина. Кукла поклонилась. А когда подняла голову, перед восхищёнными зрителями возникли её грустные глаза. У всех перехватило дыхание… — Актриса на мгновение умолкла, а потом спросила: — Надеюсь, я исчерпывающе ответила на ваш вопрос?

— Более чем я мог ожидать! – воскликнул я.

— Хочу добавить, что особое внимание он обращал на драматургию. Основой всех его спектаклей всегда была профессионально написанная пьеса.

Наш художественный руководитель часто повторял слова великого реформатора русского театра Константина Сергеевича Станиславского: «Театр живёт не блеском огней, не роскошью костюмов и декораций, а идеями драматурга». При этом Деммени считал, что в развитии сюжета  пьесы драматург обязан учитывать специфическое  движение кукол. Именно кукол. Несмотря на то, что куклу ведёт актёр, всегда наступает момент, когда кукла начинает вести себя самостоятельно и актёр вынужден ей подчиниться. Это звучит мистически. Но это так. Я всю жизнь испытываю это на себе. И с этим ничего нельзя поделать. За долгую творческую жизнь Евгений Сергеевич поставил около ста пятидесяти спектаклей по произведениям Шекспира, Мольера, Сервантеса, Гоголя, Чехова. И, конечно же, на современные темы.

Во время Великой Отечественной войны театр не прекращал работать. В январе 1942 года в Ленинграде отключили свет и воду, и тогда куклы «пошли на фронт». Самуил Маршак написал памфлет «Юный Фриц». Злая сатира – жанр близкий к народной кукольной комедии, не чуравшейся грубого юмора и хлёсткого слова, – на войне пришлась как нельзя кстати. Этот спектакль был показан бойцам более шестисот раз.

Увы. Большинство оставшихся в блокадном городе артистов погибло. Из мобилизованных в армию не вернулся никто. К счастью, часть труппы эвакуировали в Иваново, где театр продолжал работать.

Сейчас в репертуаре театра восемнадцать названий. А теперь у вас есть возможность увидеть всё, о чём мы сейчас говорили, — Народная артистка поманила меня за собой. — Я приглашаю вас в зрительный зал на спектакль «Приключения Гулливера в стране лилипутов». Он был поставлен Евгением Сергеевичем много лет назад. Вы, надеюсь, помните, что Гулливер служил на корабле врачом. В один из походов его корабль попал в сильный шторм и разбился о скалы. Но любимый герой детворы выплыл и оказался в удивительном мире лилипутов.

Гулливера играет прекрасный актёр, обладающий невероятным сценическим обаянием и мягким бархатным голосом. А король, королева, министр, овечки, лошадка – это те же марионетки, которые играли в этой постановке ещё в 1936 году. Они до сих пор прекрасно сохранились. Кстати, Евгений Сергеевич был первым режиссёром, соединившим в сценическом действии исполнителя во плоти с куклой.

В антракте она собрала вокруг меня ребят. Народная артистка посчитала, что обсуждение спектакля вживую принесёт моему очерку намного больше пользы, нежели чтение профессиональных рецензий.

Я вздохнул про себя. Представление об увиденном спектакле я уже составил. А ждать, пока педагог начнёт вытягивать из своих питомцев фразу за фразой, а те будут тянуть резину, меня нисколько не устраивало. Но я ошибся. Ребята сразу взяли быка за рога, нисколько не смущаясь присутствия взрослых.

— Я Катя, — сразу подняла руку розовощёкая девчонка. — На мой взгляд, этот спектакль одинаково интересен и взрослым, и детям. Из всех героев мне больше всего понравился король. Он рад бы дружить с Гулливером, но ему приходится исполнять все прихоти королевы. Он, как говорит моя бабушка, – подкаблучник. Скажи, Ленка.

Худенькая Ленка безапелляционно заявила:

— Ты не сказала главного. Такого уникального театра нет нигде в мире. Куклы здесь, как живые. Скажешь не так, Женя?

Постриженный по последней моде круглолицый Женя надул щёки и со знанием дела высказался:

— Никогда бы не подумал, что по такой серьёзной книжке можно сделать такой лёгкий и приятный спектакль. Я чуть живот от смеха не надорвал. Это классно! Толян, а ты что молчишь? Выскажись. За это двойку не поставят.

Толян снял очки, задумчиво произнёс:

— Я предпочитаю смартфон всему на свете. Щёлкнул, и вот тебе на блюдечке любой фильм, любую рок-группу преподнесут. В театр  шёл безо всякой охоты. Но, куда денешься. Иначе пару влепят по литературе. Короче… — неожиданным пассажем завершил своё выступление он, — от этого наивняка я получил огромное удовольствие.

На прощание Народная артистка вручила мне большой конверт.

— Здесь копии зрительских писем. Почитайте на досуге.

Мы распрощались.

… В поезде я решил вздремнуть под баюкающее покачивание вагона и отложить чтение до лучших времён. Уж больно разнообразных впечатлений обрушилось за этот день на мою голову. Но…

Не выдержал и достал письмо.

«Мы с дочкой побывали на спектакле по поэме Владимира Маяковского «Кем быть?»

Удивительно, как всего за пятьдесят минут можно столько интересного придумать для детей. Всё находилось в движении: декорации, предметы, и даже самый настоящий паровоз летел на огромной скорости в зрительный зал! После спектакля дочка попыталась свою комнату превратить в нечто похожее на то, что увидела на сцене. Правда, кроватка никак не превращалась в самолёт! После этого спектакля мы стали постоянными зрителями театра».

Глаза у меня начали слипаться.

Мысленно я пожелал российской детворе последовать примеру милого рецензента и посетить, по возможности, замечательный театр Евгения Деммени.

Геннадий Киселёв

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика