Вторник, 16.04.2024
Журнал Клаузура

Данте Алигьери, первопроходец вселенского уровня.

Данте Алигьери,  первопроходец  вселенского уровня.

«Часто люди плывут по течению времени! А между тем утлый челнок наш снабжен рулем; зачем же человек несется по волнам, а не подчиняется собственным стремлениям?».

Данте Алигьери.

Читаем: «Да́нте Алигье́ри (итал. Dante Alighieri, полное имя Дуранте дельи Алигьери, последняя декада мая 1265 — в ночь с 13 на 14 сентября 1321) — итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель.  Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо),    в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.

Данте Алигьери был одним из самых выдающихся поэтов и мыслителей эпохи средневековья, определивший вектор развития общеевропейской культуры. Его творчество сыграло важную роль в формировании итальянского литературного языка. Удивительно, но поэзия и философская картина мира этого неординарного, глубоко мыслящего и в высшей степени чувственного человека остаётся актуальной и интересной на протяжении более семи столетий».

Дата,  потерянная в глубине веков.

Точная дата рождения Данте не известна. Уверенно называют  только год рождения — 1265 .  Иногда указывают, что Данте родился 13 июля 1265 года . По другим источникам Данте родился в мае 1265 года.  Для исследователя имеется важная «подсказка» самого Данте,  утверждавшего, что  родился под знаком «Близнецов».   Имеется вариант,  где Данте родился после 15 мая.

По мнению самого Данте, мнению авторитетному,  получается, что рождение произошло  между  22 мая и 21 июня. Именно в этот промежуток времени в 1265 году Солнце находилось в знаке «Близнецы».

А дальше дело интуиции автора   при необходимости рассматривать день за днём  содержание микрокосма.  Начиная с 22 мая и по 21 июня с  целью остановиться на окончательном варианте рождения. В таком случае  наиболее вероятной датой    представляется 12 июня 1265 года. Эту дату   и положим в основание исследования.

Символический микрокосм рождения Данте Алигьери .

Анализ  символического микрокосма рождения.

Судьбой  Данте управляет Меркурий в доме «Религия» (IX)  в содружестве с Сатурном и вблизи  чувствительной точки (ЧТ)  «Смерть и беда» (33).

Проведём сравнительный анализ содержание обзора градусов планет с картинами-символами этих  же планет.  Найдём ли в сравнении  тезисов  достаточное соответствие? Такой приём автор применяет впервые.

Странствия с определённой целью.

Обзора градуса   Момента рождения  указывает на личность в чем-то гениальную, очень артистическую, но не терпящую, если ее пытаются как-то ограничивать, любящую скитаться по миру. Этот человек странствует с определенной целью, а не для праздных развлечений, так как он никогда не тратит время впустую. Обладая огромной верой, такой человек добивается признания и успеха. Это символ Озарения.

Картина-символ градуса Момента рождения психоаналитика   Дейна Радьяра:  «Искатель оккультного знания читает древний свиток, который озаряет его ум».   Символ означает, что  после кризиса следует перестроить и обновить сознание с помощью первоначального Откровения Истины человека.

Сравним оба  тезиса и придём к выводу: Данте странствовал с целью перестроить и обновить собственное сознание.

Из биографии: «Творческое наследие Алигьери свидетельствует о высоком уровне его просвещённости: он был знаком с работами античных авторов и литературными творениями своих современников, великолепно ориентировался в естественных науках, и на протяжении всей жизни непрестанно занимался самообразованием, постигая новые горизонты. Главным учителем и наставником Данте, имя которого с большим почтением упоминается самим поэтом, был флорентийский литератор, учёный, энциклопедист и видный политический деятель Брунетто Латини.

Присутствие  Данте действует успокаивающе.

Аналогичное   сравнение проведём с содержанием обзора  градуса Меркурия, как управителя  судьбы,   и   картиной-символом этого  же градуса.

В первом случае получим указание на человека безмятежного и миролюбивого, одаренного прекрасным воображением и творческими способностями. Где бы он ни был, его присутствие действует успокаивающе, и поэтому многие тянутся к нему. Как правило, замыслы такого человека удачливы. Возможно также, что он много путешествует. Это символ Спокойствия.

Во втором случае получим символ, представленный картиной «Родник с черпаком не верёвке  в тени могучих деревьев», который  следует понимать как первичную веру человека в  скрытую и поддерживающую силу жизни». Иными словами это фундаментальная вера в жизнь и кооперация с ней.

Сравнивая оба тезиса,  приходим  к выводу: присутствие Данте действует на людей успокаивающе, и многие тянутся к нему, поскольку   Данте обладает фундаментальной  верой  в жизнь и кооперацией с ней.

Из биографии: «Сам Алигьери признавался, что его рождение, как поэта, произошло благодаря глубокому и трепетному чувству к женщине, образ которой он бережно хранил в душе на протяжении всей жизни. Имя своей прекрасной возлюбленной, Беатриче, Данте увековечил, сделав его практически нарицательным. Любовь и семья Беатриче  Портинари (Beatrice Portinari) была единственной и настоящей музой поэта. Пылкие чувства Алигьери, близкие к обожествлению своего объекта страсти, стали хрестоматийным примером глубокой платонической любви».

Обратимся к содержанию Солнца, как показателю жизненной энергии Данте, и так же проведём сравнительный анализ.

Могущество и знание невидимых сил.

В первом случае  получим указание  на человека простодушного, необычайно притягательного, наделенного могуществом и знанием невидимых сил. Против него агрессия совершенно бессмысленна, и нападающий вскоре обнаружит, что он сам побежден. Это символ Пророчества.

Во втором случае  картина такова: «Посредством банкротства общество даёт чрезмерно отягощённому индивидууму возможность начать сначала».

При этом символ понимается как  освобождение от невыносимого давления, открывающее возможность приняться за новые задачи.

Из биографии: «Все перипетии в судьбе Алигьери, равно как и формирование его мировоззрения, необходимо рассматривать лишь через призму бурных политических баталий, развернувшихся в средневековой Италии.  Следуя семейной традиции, Данте Алигьери был активным участником событий на политической арене Флоренции. Первые упоминания о нём, как о государственном деятеле относятся к 1296 – 1297 годам. Неравнодушный к судьбе родного края, Данте часто выдвигался на почётные должности, участвовал в законотворчестве и выполнял непростые дипломатические миссии. В 1300 – 1301 годах он был избран в коллегию приоров (орган власти, аналогичный современному городскому правительству). Ожесточённая борьба развернулась между двумя враждующими политическими силами: гвельфами (guelfi), выступавшими за единство страны и домирирующее влияние понтифика, и гибеллинами (ghibellini), поддерживавшими власть императора Священной Римской империи.  С приходом к власти «чёрных» для Данте и его сторонников начался период политических репрессий: он был изгнан из родного города, лишён всех имущественных и гражданских прав и даже заочно приговорён к смертной казни. Алигьери навсегда покинул Флоренцию.

Рабочий вариант символического микрокосма рождения Данте.

Увлечение исследованиями и экспериментами.

Обзор градуса Сатурна указывает на осмотрительную личность с научным складом ума, увлекающуюся исследованиями и экспериментами. Признают его официальные власти или нет — в любом случае такой человек никогда не оставляет свою работу незаконченной; вместе с тем он не уйдет с этой планеты, не пополнив возрастающий источник света всего прогрессивного человечества. Это символ Исследования.

Картина-символ Сатурна  «Революционный журнал требует действий». Символ представляет  взрывную тенденцию подавляемых чувств и глубинных эмоций, достижение  того, что находится за пределами установленных форм.

Сравнивая оба тезиса «по Сатурну»,  приходим к выводу, что стремление  Данте находится за пределами установленных форм,  реализуется через научный склад ума, увлечение исследованиями и экспериментами.

Из биографии: «В произведениях, созданных в период ссылки, Данте выступал как исследователь, литературовед, просветитель, философ и богослов. Он написал трактаты, посвящённые народному языку, общественно-политической проблематике, принципам морали средневекового общества, вопросам о свойствах души и интеллекта. Библиография произведений Алигьери включает в себя следующие работы: Незаконченный философский трактат «Пир» (Convivio), написанный примерно в 1306 году, в котором была изложена критика морально-этических норм, а также предпринята попытка сделать глубокий анализ поэтики и языкознания; Незаконченный лингвистический трактат «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia libri duo), написание которого относится к 1303 – 1305 годам, представляющий собой первую в Европе исследовательскую работу происхождения и развития романских языков, а также анализ современных автору литературных форм; Состоящий из трёх частей трактат «Монархия» (De Monarchia), написанный в 1312 – 1313 годах на латинском языке, повествующий об идеальном, с точки зрения автора, общественно-политическом строе».

Следует заметить, что присутствие Сатурна добавляет  Меркурию точность и аккуратность мышления, дальновидность, умение трудиться упорно и тяжело, соблюдать в письме логичность, имея  духовную амбицию хорошо  компоновать написанное, но на пути к признанию стоит много трудностей. И на всём этом стоит знак ЧТ «Смерти и беды» (33).

Даниил Гранин пишет: «Величайший поэт Италии вынужден был скататься. Наконец, он осел в Равенне. Там он и закончил «Божественную комедию». Умер в 1321 году, а через 200 лет флорентинцы потребовали выдать прах их земляка. Равеннцы ответили: «Вы не ценили его при жизни, вы не получите  его  после смерти». Прах спрятали, и лишь через 600 лет  нашли череп Данте, кости и лавровый венок»… Великие художники, как правило оказывались  скитальцами,  изгнанными и бесприютными».

Известна ли причина создания  «Божественной  комедии»?

Особое внимание  следует уделить содержанию Дома  «Наследство и смерть» (VIII). Чем же наполнен Дом микрокосма, имеющий прямое отношение к  рождению Данте?  Традиционно здесь располагается  информация об умерших, об утратах и несчастных случаях, о наследстве, потустороннему и отношению к смерти, о переходе в иную форму существования.

Причина написание комедии,  а  по сути  трагедии,  не является секретом. Она вызвана неожиданной  смертью Беатричи  Портинари, возлюбленной  Данте.

Читаем: «Сам Алигьери признавался, что его рождение, как поэта, произошло благодаря глубокому и трепетному чувству к женщине, образ которой он бережно хранил в душе на протяжении всей жизни. Имя своей прекрасной возлюбленной  Беатриче. Данте увековечил, сделав его практически нарицательным. Любовь и семья Беатриче  Портинари (Beatrice Portinari) была единственной и настоящей музой поэта. Пылкие чувства Алигьери, близкие к обожествлению своего объекта страсти, стали хрестоматийным примером глубокой платонической любви. К сожалению, сохранилось мало документальных свидетельств открывающих завесу тайны личности этой женщины. Со слов Джованни Боккаччо Беатриче приходилась дочерью известного флорентийского банкира, жившего по соседству с семейством Алигьери.  Данте имел счастье общаться с возлюбленной лишь дважды в жизни. Первая судьбоносная встреча произошла в раннем возрасте, когда будущему поэту было всего девять лет, а маленькой Беатриче – восемь. Уже тогда в трепетном сердце мальчика зародилось возвышенное чувство. Второй раз они встретились и разговаривали на одной из улиц Флоренции спустя годы, когда юная красавица была уже замужней дамой, и любовь Данте к ней воспылала с большей силой. Беатриче умерла рано, в возрасте 24-25 лет, и это событие стало для молодого человека настоящей трагедией, едва не закончившейся для него самого смертью».

В таком случае несомненный интерес  в микрокосме рождения  вызывает содержание ЧТ «Любовь».  На что указывает картина-символ  «Любви»?

Перед нами «Тихое озеро в лунном свете». Психоаналитик видит в символе спокойную открытость к высшей инспирации, когда  за всеми усилиями  лежит потребность в  мире и готовность принять озарение свыше. Показательно, что ЧТ «Любовь»  в микрокосме  рождения проявляется в период окончания написания «Божественной комедии», получения  должности  посла  с миротворческой миссией  правителя Равенны. И сразу же  за этим последовавшей смерти Данте. Важно то, что  потребность в мире,   подтверждённая миротворческой  миссией    находит подтверждение  ЧТ «Любовь».

Опасность сбиться с пути.

Обзор градуса Дома «Смерти» представляет  страшноватую картину в духе «Божественной комедии»: «Юноша стискивает в объятиях красивую женщину, которая прямо в его руках превращается в скелет».

Кем является безымянный  несчастный юноша?  Может быть Данте, потерявший  возлюбленную Беатриче?  Однако, на что  указывает удивительный символ картины?

Символ указывает на того, кто может сбиться с пути, потворствуя своим желаниям. Это очень страстный человек, позволяющий своим чувствам будоражить свою душу, подобно ветру, который трясет и колышет осенние деревья, срывая с них листья. К тому же он склонен становиться все более и более эгоистичным и пренебрегать чувствами и правами окружающих, что в результате может привести его к поражению, разочарованию и смерти. Это символ Иллюзии.

Не трудно представить Данте в образе  страстного человека, потворствующего своим желаниям и  позволяющий  чувствам будоражить свою душу. Возможно, в этом состоянии и  начиналась  писаться  «Божественная комедия». Но…никак нельзя согласиться с тем, что  Данте становился все более и более эгоистичным и мог   пренебрегать чувствами и правами окружающих. Такая метаморфоза , судя по всему, с Данте  не происходила  , но…могла происходить.  Отчего же не произошла?   На то должна быть веская причина. Какая?

Спасение в развитии духовности.

В картине-символе указанного  Дома читаем: «Занавеска открытого окна, вдуваемая внутрь ветром, принимает форму рога изобилия».

Что же заключается в символе картины? Оказывается, открытость втеканию духовных энергий.  В комментарии психоаналитика  читаем: «Форма рога изобилия, принимаемая занавеской, показывает, что тонкий, прозрачный аспект ума, обретает пластичность, дающую возможность его формирования трансперсональными силами». Таким образом, ответ найден. Возможность  развития эгоизма и  пренебрежения чувствами и правами других людей  предполагаемых  рождением Данте,  оказалось вытеснено   втеканием в душу  духовных энергий.

В таком  случае  продуктивно познакомиться  с содержанием ЧТ «Коренное изменение» (67).    Во-первых,  точка находится с отметкой  на микрокосме  вблизи  даты знакомства  с Беатриче. При этом   символ точки  означает мужество, необходимое, чтобы встретить кризис, в который повергает социальная амбиция.  Итак, кризис  жизни  налицо, социальная амбиция Данте тоже, что  потребовало незаурядного мужества, которое  могло привести к «коренному изменению» в судьбе Данте.

А счастье? В чём заключалось счастье Данте?  Оно представлено  символом  «Почтовый  голубь, который выполняет поручение.   Что понимается как духовность, развиваемая для служения человечеству. И с этим трудно  не согласиться.

Мистическая история героя.

Обратимся к тому, как выстроена  «Божественная комедия»,  какова её структура.  Попробуем оценить  композицию с точки зрения нумерологии.   Но вначале  представим оценку «Божественной комедии» в современной трактовке : «В основе сюжета – мистическая история героя, отправившегося после смерти возлюбленной в путешествие по загробному миру, в котором он проходит девять кругов ада, чистилище и сферы рая. В процессе странствия Данте встречает своих современников и знаменитых личностей прошлых эпох со всеми их радостями и печалями, политическими убеждениями и жизненными пристрастиями, и с позиции гуманиста и мудреца даёт моральную оценку совершённых деяний. На протяжении нескольких столетий литературоведы по-разному толковали смысл «Божественной комедии», но всегда оставалось неизменным понимание величайшей ценности этого гениального произведения: поэма Алигьери представляет собой настоящую энциклопедию политической, культурной, религиозной и научной жизни средневековья.  Поэма делится на три части: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Сюжет представляет путешествие по трём этим областям».

Пройдём по кругам АДА.

Читаем: «На протяжении всей первой части лирический герой двигается по девяти кругам Ада. Писатель постоянно нагнетает, каждый последующий круг страшнее предыдущего, герой опускается всё ниже и ниже, встречая на своём пути всё более и более отвратительных чудовищ и грешников».

Но почему  Данте  выбрал  число  кругов ада   равное 9?  Имеется ли тайный смысл в подобном в выборе?  За ответом обратимся к нумерологии.

Число 9. Планета Марс.  Наиболее гуманистическое число. Священное число. Принцип соединения высшего порядка, повторенный в трёх мирах. Число человека (9 месяцев). Граница и   ограничение (все числа внутри себя). Символ полноты, вечности, всеохватности, ключ к познанию. Символ завершенности и периодичности у индейцев майя. Принцип Марса активная реализация потенциала, импульсивность. Направленная энергия, порыв, продвижение, противоборство.  Действие вообще. При этом результат не важен. Важен правильный выбор цели. Ключевые слова: противоборство и выживание.

Попытка осмысления. В чём заключается  предполагаемый гуманизм в продвижения по кругам ада? В том, что человек, достигнув дна  в испытании предела человеческих возможностей, видит единственную возможность остаться человеком —  это обратиться к гуманизму. Ад в описании Данте  создан именно для человека. Ад не безграничен, у него имеется начало и конец. И пройдя все 9 кругов ада, человек приходит к познанию. К познанию чего?  К познанию необходимости гуманизма, сострадания к человеку, которое  единственно даёт возможность достойно завершить жизнь . Человек, попав в ад, обязан действовать, противоборствовать, правильно выбрать цель, если хочет выжить.

Почиститься следует  обязательно.

«Чистилище» начинается после того, как герой достигает дна и в противовес снисхождению, которое происходило в «Аду», представляет  подъём по горе, состоящей из подножья и семи кругов, к небу. Чем выше поднимается герой, тем светлее становится мир вокруг него, тем чище вокруг него души.

Число 7, Нептун. Наиболее духовное число. Принцип зарождения нового. Седьмой день творения. Соединение 3 и 4: дух + мир = дух, сошедший в материальный мир. Результат.  Гептада — мистическая природа человека. 7 – число Тайны, 7 — число разума,  число личных планет человека. Ключевые слова: неясность, искупление, самопожертвование, страдание, неопределенность.

Попытка осмысления.  Итак, человек делает попытку выбраться из ада, для чего начинает подъём вверх по 7 кругам. С каждым  кругом продвижения вверх, человек  становится  всё более и более духовен, в человеке зарождается новое, в его материю проникает духовность, проявляется его мистическая природа, крепнет его разум, он становится более человеком, через страдания  и самопожертвование происходит  искупление  человека.

Как там, в раю?

Достигнув вершины горы, герой вступает в главу «Рай», в который  представляется поделённым  на десять уровней, идеальный и светлый мир разума и счастья, в котором герой подходит к разгадке главной тайны Вселенной.

Число 10. Десятка в языке чисел означает совершенство и завершённость. Совершенство — относительно духа человека, а завершённость — относительно его тела, мыслей и поступков. Число 10 — это всякое законченное дело. Любая наша способность, развитая до максимальных кондиций — тоже десятка. Цифра 10 — последний штрих на полотне художника.

Попытка осмысления.  Итак,  пройдя успешно чистилище, человек попадает в «Рай».  Тем самым  утверждая  совершенство духа и завершённость тела, мыслей и поступков. На этом путешествие  человека по загробной жизни заканчивается.

Как видим,  Данте не случайно определил именно 9 кругов ада, 7 кругов чистилища  и  10  уровней прекрасного мира  разума и счастья.   Кстати сумма этих чисел даёт число 8, которое нумерологически  представляет  произведение, целиком, состоящее  из 100 картин  завершённую «Божественную комедию».

Число 8, планета Сатурн. Число, ориентированное на результат. Принцип преображенного начала (восьмой день творения). Существование материи в двух мирах (высшем и низшем) и центр связи между ними. Октада:  любовь, свет, расположение, закон, соглашение. Принцип Сатурна – создание формы, структуры, ритма, установление порядки и сохранение. Символ числа 8 – «человеческое правосудие». Число результата. Баланс двух миров,  это сильное, амбициозное число.  Ключевые слова: знание, лидерство, идеи, планы.

Попытка осмысления. Итак, написав «Божественную комедию», Данте  добился   результата, существования человека в двух мирах, сформировал  форму, структуру и ритм произведения, выступил, проявив амбицию,  в качестве правоведа и судьи, воплотил идеи и планы в жизнь.

Число 100. Число  картин.

Читаем: «Согласно источникам, восходящим еще ко временам Пифагора, ноль – это первое из трех чисел, на которых держится Мироздание. Следующие, за ним единица и двойка символизируют мужское и женское начало. Сам же ноль является объединяющим началом всего сущего, первоосновой бытия, числом бесконечности и духовности. Если принять сдвоенный ноль за число духовной сущности мира, каким мы его воспринимаем, то число 100 должно указывать на первопроходца вселенского уровня, человека, опередившего свое время в стремлении к абсолютно новому видению мира.

Попытка осмысления. Развернув в «Божественной комедии» 100 картин,  Данте  объединил сущее, ничего не пропустив, показал  первооснову бытия в бесконечности и духовности.  Указал на себя, как на первопроходца вселенского уровня, человека, опередившего свое время в стремлении к абсолютно новому видению мира.

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика