Пятница, 19.04.2024
Журнал Клаузура

К 95-летию экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» к Северному полюсу. Международный проект «Цепь поколений».

Книга Умберто Нобиле «То, что я увидел в Советской России» (Аудиоверсия).

Книга Феличе Трояни «Хвост Миноса» (Аудиоверсия).

Книга Роберта Бартини «Цепь» (Аудиоверсия).

В этом году исполняется 95 лет экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» к Северному полюсу.

Кормой к рассвету, свой шальной полет
На крыльях весел судно устремило,
Все время влево уклоняя ход.

Данте Алигьери АД Песня XXVI (строка 126)

В 1927 году итальянский инженер-дирижаблестроитель и исследователь Севера генерал Умберто Нобиле выдвинул полностью итальянский проект экспедиции к Северному полюсу на дирижабле. Инициативу Нобиле формально поддержал глава итальянского правительства Бенито Муссолини.

В состав экспедиции Нобиле вошли 16 человек. Также Нобиле взял с собой свою собаку, фокстерьера Титину (которая уже побывала на Северном полюсе в составе экспедиции на дирижабле «Норге» в 1926 году).

Базой миссии должна была стать бухта Конгсфьорд рядом с поселением Ню-Олесунн на Шпицбергене, которая часто использовалась как база для полярных экспедиций. Именно туда в марте 1928 года отправился пароход «Читта ди Милано», который должен был обеспечивать связь с дирижаблем и осуществлять поддержку экспедиции.

Сама экспедиция стартовала 15 апреля 1928 года из Милана. В Конгсфьорд «Италия» добралась 8 мая.

С этой базы экспедиция Нобиле предприняла три полёта в сторону Северного полюса.

Первый полет продлился всего несколько часов из-за ужасных погодных условий, второй к земле Николая II и третий к Северному полюсу.

Третий вылет дирижабля «Италия» состоялся 23 мая 1928 года. Вылетев утром, чуть за полночь экспедиция достигла Северного полюса, на который были сброшены флаг Италии, геральдическое знамя Милана и крест, освящённый Папой Римским.

На обратном пути «Италия» столкнулась с сильным встречным ветром, увеличившим расход топлива, произошли также разные технические проблемы.

Около 10:30 утра 25 мая «Италия» начала падать и в 10:33 ударилась о лёд. После удара о лед дирижабль развалился, гондола отвалилась, часть экипажа была выброшена на льдину, в результате чего дирижабль стал очень легким: оставшихся членов экипажа на неуправляемом дирижабле унесло ветром на восток. Информации об их судьбе нет. Они и по сей день числятся пропавшими без вести.

Из 10 человек, оказавшихся на льду, моторист Помелла мгновенно погиб при ударе, ещё трое, включая Нобиле, получили серьезные травмы.

Во время падения на лёд выпали несколько контейнеров с едой и часть мешков со снаряжением. Кроме того, выпал особый мешок со средствами навигации и связи, который был заранее подготовлен для исследовательской высадки на лёд, а также четырёхместная палатка.

Обустроив лагерь, девять членов экспедиции предпринимали попытки выжить и связаться с Большой землёй. Палатку экспедиции облили красной краской, чтобы она была лучше заметна на льду.

В 1928 году эта палатка позволила экипажу дирижабля «Италия» неделями выживать во льдах, и именно в этом  2023 году она была восстановлена, благодаря более чем десятилетней работе итальянских специалистов и реставраторов. Один из участников экспедиции дирижабля «Италия», разработчик легендарной Красной палатки  Феличе Трояни в своей книге «Хвост Миноса» так вспоминал момент ее передачу музею науки и техники в Милане:

«Нобиле привез из Рима Красную палатку и вручил ее коммуне Милана. Я отправился вместе с руководителем кабинета мэра, Андреолетти, в Замок Сфорца, чтобы вручить ее  Никодеми, суперинтенданту музеев.

Я ее собрал (в шестой и последний раз!) в зале замка и простился с ней с огромным сожалением. Она была выставлена на всеобщее обозрение, предмет наших потрясений и разочарований. Потрясений, потому что с ее износом со временем, с ее пятнами, штопками и починками, она безусловно стала свидетелем наших жизненных перипетий, всего того, через что нам пришлось пройти; разочарований, потому что она была какой угодно, только не красной: солнце, непрерывный свет, туман, мороз и снег придали ей уже описываемый ранее неопределенный цвет». (Глава XXXV, Хвост Миноса)

Летом 1928 года Красная палатка была выставлена в Зале Совета Замка Кастелло Сфорцеско в Милане.  Тогда многие хотели увидеть вживую «Красную палатку», которая почти в течение пятидесяти дней была единственным возможным убежищем для девяти уцелевших исследователей  дирижабля «Италия» в Арктике. Об этой палатке неделями читали  в газетах, и наконец, в тот жаркий день в конце августа 1928 года, все смогли увидеть ее в реальности после нескольких недель, когда представляли ее лишь маленькой красной точкой на большом дрейфующем шельфовом леднике. Когда люди, наконец, увидели ее за оцеплением, которое мешало им подойти слишком близко, некоторые удивились: Красная палатка, о которой они так много читали и слышали, была не такой уж большой и, главное, она не была красной.

Почти столетие спустя,  Красная палатка вновь демонстрируется публике после долгой и трудной реставрации, проведенной Национальным музеем науки и техники Леонардо да Винчи в Милане. В большом красном футляре, одна из самых важных реликвий итальянских полярных исследований ХХ века, можно увидеть в нижнем зале музея на глубине девяти метров: в будущем она будет размещена в новой выставочной зоне, часть из которой будет посвящена именно истории, связанной с дирижаблем «Италия».

Палатка была изготовлена миланской компанией Ettore Moretti по проекту инженера Феличе Трояни. Она имела основание в форме квадрата со стороной 2,7 метра и полосой по периметру у основания шириной около 30 сантиметров. Нижняя часть имела форму параллелепипеда, увенчанного пирамидальной конструкцией, вершина которой возвышалась над землей на 2,5 метра. Наиболее очевидной особенностью был небольшой входной туннель, спроектированный так, чтобы закрываться сам по себе, чтобы уменьшить рассеивание тепла наружу. На дирижабле каждый лишний килограмм на счету, поэтому палатка была спроектирована без реальной внутренней конструкции: был центральный стержень, к которому затем крепились тросы, вшивались прямо внутрь ткани и натягивались, прикрепляя их к каким-то кольям, вбитыми  в лед.

Выбор материала был непростым, потому что в то время единственными пригодными для использования текстильными волокнами были натуральные, менее прочные, чем синтетические, которые мы имеем сегодня. Было решено использовать шелк из-за его очень длинных волокон, что позволяло производить прочную, но в то же время гибкую ткань. Шелк также обладает хорошими изоляционными свойствами и легким весом, что немаловажно для палатки, которую, вероятно, несколько раз перемещали.

Палатка для Северного полюса на самом деле состояла из двух палаток, одна внутри другой. Внешняя была сделана из неокрашенной шелковой ткани, а внутренняя — из шелковой тафты голубого цвета. Двойной слой увеличил изоляционную способность, а внутренняя окраска была разработана для снижения риска офтальмии от снега, нарушения зрения, которое может возникнуть после длительного воздействия отражения ультрафиолетовых лучей от поверхности снега и льда.

Ткань была подвергнута гидроизоляционной обработке и особое внимание уделено дну палатки по совету норвежца Гельмера Юлиуса Хансена, другого великого полярного исследователя, который в своих экспедициях заметил, что под палатками часто образуются лужи воды из-за частичного таяния льда, на котором они были установлены. Тепла, выделяемого телами жильцов или маленькой печки, было достаточно, чтобы растопить слой воды, которая затем пропитала дно палатки, из-за чего было очень трудно оставаться внутри. Палатка выдержала все испытания!

В этом году мы вспоминаем всех тех, кто принимал участие в спасении экспедиции Умберто Нобиле в далеком 1928 году.

История полярных исследований знает немало героических и трагических страниц с участием наших соотечественников.

Одна из самых драматичных историй покорения Арктики, за которой, затаив дыхание, следил весь мир, произошла в 1928 году.

Больше недели мир, наблюдавший за экспедицией Нобиле, был в неведении о его судьбе. Но 3 июня 1928 года случилось невероятное — сигнал, посылаемый со льдины радистом экспедиции Джузеппе Бьяджи, принял на самодельный приёмник советский радиолюбитель Николай Шмидт, житель деревни Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии.

Шмидт передал информацию в Общество друзей радио в Москве, а спустя сутки Советский Союз известил об этом правительство Италии.

В СССР был создан Комитет помощи «Италии», который возглавил заместитель наркома по военным и морским делам СССР Иосиф Уншлихт.

После новости о том, что «Италия» потерпела крушение, принять участие в спасении полярников вызвались представители нескольких стран мира. К дрейфующей льдине, где находилась группа Нобиле, выдвинулись ледоколы и плавучие средства из разных стран, добраться до лагеря пытались самые известные лётчики.

Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолёт из шести стран.

Попытки спасения итальянцев не обошлись без жертв. Руаль Амундсен 18 июня 1928 года вылетел на Шпицберген на гидросамолёте «Латам-47», чтобы принять участие в поисках, однако сам пропал без вести вместе с экипажем из пяти человек. Погибли три итальянских пилота, также участвовавших в поисковых работах.

Советский Союз предоставил для спасательной экспедиции несколько ледоколов.  Ледокол «Малыгин»  вышедший 12 июня из Архангельска, 20 июня был зажат льдами в Баренцевом море и не смог помочь итальянцам.

Ледокол «Красин» вышел из Ленинграда 16 июня.  Спасательную экспедицию на «Красине» возглавлял полярный исследователь Рудольф Самойловичкапитаном «Красина» был Карл Эгги. На судне был размещён самолёт «Юнкерс» ЮГ-1, который пилотировали лётчики Борис Чухновский и Георгий Страубе.

 «Красин» прибыл в норвежский порт Берген 21 июня. К этому времени в лагерь Нобиле уже добрались иностранные пилоты. 20 июня гидросамолёт под управлением Умберто Маддалены доставил на льдину продовольствие и медикаменты. Спустя два дня пришли ещё два самолёта с грузами.

23 июня случилось событие, которое потом будут долго ставить в вину Умберто Нобиле. В этот день шведский лётчик Эйнар Лундборг на двухместном самолёте вывез со льдины начальника экспедиции вместе с его собакой на шведскую авиабазу, а на следующий день Нобиле был доставлен на итальянский пароход «Читта ди Милано».

Ещё раньше девять оставшихся в живых разделились на две группы: шесть человек, включая Нобиле, остались у палатки, а трое — метеоролог Финн Мальмгрен, а также офицеры Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано — покинули лагерь, чтобы добраться до Конгсфьорда пешком в поисках помощи.

Это событие произошло ещё 30 мая, и считалось, что Нобиле улетает, чтобы координировать усилия по спасению остальных, в том числе шестёрки, унесённой на дирижабле, и группы Мальмгрена.

Лётчик Лундборг, вывезя Нобиле, был уверен, что в течение двух дней эвакуирует оставшуюся у палатки пятёрку, однако при второй посадке в лагере его самолёт потерпел аварию. Самого Лундборга из лагеря через несколько дней вывезли другие шведские пилоты, однако рисковать ещё раз ради итальянцев они не решились.

Настал черёд «Красина», который к этому времени двигался в сторону Шпицбергена.

11 июля 1928 года экипаж советского самолета, который располагался на ледоколе «Красин» во главе с летчиком Чухновским обнаружил группу, ушедшую пешком.

Но на обратном пути неудача постигла и Чухновского — не найдя в тумане ледокол, он сел на лёд, наскочив на торос, и сломал шасси.

Лётчики сообщили по радио, что отказываются от собственного спасения до тех пор, пока «Красин» не примет на борт итальянцев.

Рано утром 12 июля 1928 года ледокол «Красин» обнаружил двух из трёх полярников, самостоятельно ушедших за помощью — Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано, они были подняты на борт. По их словам, Финн Мальмгрен погиб от истощения за месяц до их обнаружения советской спасательной экспедицией.

Мариано был сильно обморожен — ему пришлось ампутировать стопу. По мнению врачей, «Красин» успел вовремя — ещё 10–12 часов, и итальянец не выжил бы.

В 20:45 12 июля ледокол «Красин» добрался до «Красной палатки» и принял на борт пять последних членов экспедиции Нобиле — штурмана Альфредо Вильери, физика Франтишека Бегоунека, инженера Феличе Трояни, механика Натале Чечоне и радиста Джузеппе Бьяджи.

16 июля «Красин» подобрал со льдины экипаж Бориса Чухновского, после чего корабль лёг на курс к берегам Норвегии. Спасённые итальянцы пересели на пароход «Читта ди Милано», который доставил их в норвежский Нарвик, откуда они вернулись в Рим на поезде.

Вот как описывает все эти события в своей книге «Хвост Миноса» (Глава XXXI, стр.446) Феличе Трояни:

 «…Красин», на своем продвижении по направлению к Красной палатке, обнаруживал льды все толще и плотнее. Он продвигался вперед очень медленно и тяжело, и в повторяющихся маневрах и попытках прорваться вперед он сломал одну из четырех лопастей левого винта (из лопастей осталось три) и серьезно был поврежден руль.

Он вынужден был остановиться и «треугольник» (Самойлович, Орас, Чухновский) решил, получив одобрение из Москвы, спустить на лед, собрать и направить к Красной палатке (для первого исследования, но с намерением спуститься еще раз и забрать потерпевших бедствие) трехмоторный Юнкерс на лыжах, под командованием Чухновского.

7 июля «Красин» был пришвартован к подходящей льдине, самолет был спущен на лед и был начат монтаж. Они находились на 80 град.53,5 мин., 23 град.12 мин. На следующий день для нас начался период молчания радио.

По окончании сборки, последовали пробные полеты, 10 числа погода, казалось, была благоприятной, и «Красный медведь», на борту которого находились пилоты Чухновский и Страубе, наблюдатель Алексеев, мотористы Шелагин и Федотов, взлетел и направился к Красной палатке. Но вскоре самолет вошел в слой плотного тумана, который закрывал наше местоположение и не позволял Чухновскому обнаружить нашу палатку.

Пока он возвращался обратно к «Красину», экипаж самолета увидел на льду, на небольшой льдине, трех человек: двое стояли и подавали сигналы, один лежал. Это были никто иные как Мальмгрен, Мариано и Дзаппи!

Чухновский сделал несколько кругов над этими тремя для того, чтобы дать им понять, что они их увидели, но не стал сбрасывать припасы, так как они пропали бы в воде. Он сигнализировал «Красину», что обнаружены трое.

Между тем, и местоположение, где находился ледокол, тоже затянул туман, и самолет направился к побережью, где он приземлился, разбив шасси.

Через час, наладив радио, Чухновский сообщил на ледокол координаты группы Мальмгрена: 80 град.42 мин., 25 град.45 мин. Он заверил, что экипаж «Красного медведя» в безопасности (у них были съестные припасы на неделю) и просил сначала спасти трех человек на льдине, а потом уже их.

11 числа «Красин»вновь пустился в путь, взяв курс на указанное место.

Утром 12 числа они увидели двух человек: один стоял на ногах, а другой лежал. Приблизительно в полумиле от льдины человек, который стоял, приветствовал ледокол римским приветствием. Когда корабль был в ста метрах, он сделал властные знаки, чтобы его остановить.

«Красин» остановился. Спустили веревочную лестницу, и многочисленные члены экипажа сошли на лед, чтобы забрать терпящих бедствие…»

Что касается ледокола «Красин», то он прославился на весь мир. Участие Советского Союза в спасении итальянских полярников высоко подняло авторитет нашей страны в мире. В августе – сентябре 1928 года «Красин» предпринял вторую экспедицию по поиску следов шестерых членов экспедиции Нобиле, унесённых дирижаблем, однако найти их так и не удалось.

Все поисковые группы других стран прекратили работу 11 сентября 1928 года, и лишь «Красин» вёл поиски до 23 сентября. Только после этого судно взяло курс на Ленинград, где 8 октября экспедицию торжественно встречали на набережной Лейтенанта Шмидта.

Судьбы участников спасательной экспедиции сложились по-разному. Начальник спасательной группы Рудольф Самойлович, удостоенный ордена за спасение итальянцев, попал под «Большой террор», в июле 1938 года был арестован по обвинению в шпионаже и антисоветской деятельности. Его расстреляли весной 1939 года. В 1957 году Самойлович был посмертно реабилитирован.

Иосиф Уншлихт 11 июня 1937 года был арестован, обвинён в принадлежности к «диверсионно-шпионской сети польской разведки в СССР». 28 июля 1938 года Военной коллегией Верховного суда СССР приговорён к расстрелу. В 1956 году посмертно реабилитирован и восстановлен в партии.

В декабре 1941 года Николай Шмидт был арестован по обвинению в антисоветской агитации и шпионаже. Обвинение основывалось на том, что дома у Шмидта были обнаружены радиоаппаратура и компоненты приёмников и передатчиков (после начала войны гражданам было предписано их сдать), а также некоторые закрытые документы наркомата связи. Кроме того, в вину ему вменили критические высказывания о кадровой политике правительства.

Постановлением Особого совещания при HКВД СССР от 1 августа 1942 года за антисоветскую агитацию он был приговорён к расстрелу (что касается обвинения в шпионаже, то уголовное расследование по данному факту было прекращено за недоказанностью). Шмидт был расстрелян 26 августа того же года, посмертно реабилитирован 12 августа 1984 года. В этом году Русское Географическое Общество (Костромское отделение) планирует провести массовое патриотическое мероприятие, а также установить в селе Вохма памятную доску, которая будет посвящена радиолюбителю Н.Р. Шмидту.

Кроме того, планируется организовать в местном краеведческом музее фотовыставку, посвященную экспедиции Умберто Нобиле, а также провести сеанс радиосвязи 3 июня из села Вохмы с радиолюбителями разных стран Мира, в том числе из Италии. Это, без сомнения, станет огромным вкладом в развитие российско-итальянских отношений.

Лётчик Борис Чухновский был награждён за спасение группы Нобиле и продолжил служить в полярной авиации, а в годы Великой Отечественной участвовал в боях в Заполярье.

Генерал Умберто Нобиле, которого в родной стране обвинили в катастрофе, а некоторые сочли «предателем» за отлёт из ледового лагеря первым, в 1931 году уехал из Италии в Советский Союз и в течение пяти лет строил дирижабли в Стране Советов. Уже после войны и падения режима Муссолини все обвинения в адрес генерала были сняты.

Феличе Трояни, который был обвинен за поддержку Умберто Нобиле, также в 1931 году уехал из Италии в Советский Союз, чтобы принять участие в строительстве первых советских дирижаблей. В 1964 году вышла его книга — воспоминания, в которой он дал подробнейшее описание как экспедиции дирижабля «Италия», так и описание своей жизни и работы в Советском Союзе. Его книга «Хвост Миноса» переведена на русский язык и имеется также ее аудиоверсия.

В 1969 году Умберто Нобиле открыл памятник в норвежском городе Тромсё, посвящённый всем погибшим в ходе экспедиции «Италии». На нём высечены фамилии восьми членов экипажа дирижабля, шести членов экипажа «Латама 47» французов и трёх итальянских лётчиков.

В том же 1969 году на экраны вышел совместный советско-итальянский фильм «Красная палатка», посвящённый истории спасения экспедиции Нобиле. Режиссёром фильма стал знаменитый победитель Каннского фестиваля Михаил Калатозов, а главные роли, помимо советских актёров, сыграли звёзды мирового кино, такие как итальянка Клаудия Кардинале и сам легендарный «агент 007» Шон Коннери, сыгравший Руаля Амундсена. Роль Феличе Трояни в этом фильме сыграл блистательный актер Юрий Соломин.

На премьере фильма в Италии присутствовал Умберто Нобиле. Великому учёному и путешественнику была суждена долгая жизнь — он умер в Риме в 1978 году в возрасте 93 лет.

Перевод книги Умберто Нобиле «То, что я увидел в Советском Союзе» был нами сделан в 2021 году. В этом году, с разрешения потомков Умберто Нобиле в этом году к 95-летию экспедиции Умберто Нобиле нами была подготовлена аудиоверсия этой книги.

Инициаторы российско-итальянского проекта «Цепь поколений» — президент Международного общества «Дружба Италия-Россия» Екатерина Спирова и президент Московского общества «Данте Алигьери» Наталия Никишкина. Основная цель — создание виртуальной (аудио-) библиотеки для образовательных учреждений, общественных организаций, в которых ведется плановая работа по изучению русского языка, истории и культуры России. Важную роль в организационном комитете занимает координатор конкурса лидер народной дипломатии Наталия Заболотская.

В озвучивании книг приняли участие финалисты и победители I Международного конкурса «ЛИДЕР НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ», члены организационного комитета проекта «Цепь поколений»: Абукахор Косимов (Республика Таджикистан), Тегу Иманулла (Республика Индонезия), Татьяна Леонова, Луиза Гагарина, Михаил Каменских (Российская Федерация) и еще более 500 человек разных поколений и профессий: герои России, депутаты, муниципальные работники, государственные служащие, директора государственных музеев, президенты и руководители международных ассоциаций, учителя, художники, композиторы, переводчики, инженеры, студенты и многие другие. Проект стал поистине народным и способствует сохранению и распространению русского языка. В организационном комитете проекта «Цепь поколений» видные общественные деятели из разных стран. Аудиоверсия книги – это прекрасная возможность привлечь ещё большую аудиторию к знакомству с текстом этого произведения. Аудиокнига безусловно поможет слабовидящим людям, а также будет прекрасным учебным пособием для тех, кто изучает русский язык.

Авторы статьи:

Наталия Никишкина

Президент Московского комитета Общества «Данте Алигьери»

Екатерина Спирова

Президент Международного Общества «Дружба» Италия-Россия

Ссылки Международного проекта «Цепь поколений»:

ВИРТУАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ
BIBLIOTECA VIRTUALE DIPLOMAZIA POPOLARE

Книга Умберто Нобиле «То, что я увидел в Советской России» (Аудиоверсия):

Аудио книга Умберто Нобиле доступна по следующей ссылке:

https: //www.youtube.com/watch?v=T9ApU1VihSo

Книга Феличе Трояни «Хвост Миноса» (Аудиоверсия):

ФЕЛИЧЕ ТРОЯНИ «ХВОСТ МИНОСА» ПРЕДИСЛОВИЕ НА РУССКОМ И ИТАЛЬЯНСКОМ ЯЗЫКЕ
Felice Trojani la coda di Minosse introduzione in russo e italiano
https://www.youtube.com/watch?v=7LYPwLyri8s

ФЕЛИЧЕ ТРОЯНИ «ХВОСТ МИНОСА» ГЛАВА 11-20
Felice Trojani la coda di Minosse capitolo 11-20
https://www.youtube.com/watch?v=HrxBlzPdDx8

ФЕЛИЧЕ ТРОЯНИ «ХВОСТ МИНОСА» ГЛАВА 21-29
Felice Trojani la coda di Minosse capitolo 21-29
https://youtu.be/tdbc3O1G80o

ФЕЛИЧЕ ТРОЯНИ «ХВОСТ МИНОСА» ГЛАВА 30-36
Felice Trojani la coda di Minosse capitolo 30-36
https://www.youtube.com/watch?v=Ylzpxtybu-M

ФЕЛИЧЕ ТРОЯНИ «ХВОСТ МИНОСА» 37-43
Felice Trojani la coda di Minosse capitolo 37-43
https://www.youtube.com/watch?v=oynunPjPAkI

ФЕЛИЧЕ ТРОЯНИ «ХВОСТ МИНОСА» УЧАСТНИКИ
Felice Trojani la coda di Minosse partecipanti
https://www.youtube.com/watch?v=Yv2N0LmX114

Книга Роберт Бартини «ЦЕПЬ» (Аудиоверсия):

РОБЕРТ ЛЮДВИГОВИЧ БАРТИНИ ЦЕПЬ НА РУССКОМ
BARTINI CATENA IN RUSSO
https://www.youtube.com/watch?v=Ee-Zqn77xBs

РОБЕРТ ЛЮДВИГОВИЧ БАРТИНИ ЦЕПЬ НА ИТАЛЬЯНСКОМ
BARTINI CATENA IN ITALIANO
https://www.youtube.com/watch?v=u1fHrzkcuyw

Фото из Архива Асканио Трояни.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика