«Жизнь свою неспешно излагать». К 120-летию Натальи Сац
27.08.2023Её мемуары, сложившиеся в сияющий красками двухтомник, сделаны словесно ярко и интеллектуально тонко: тот вариант, когда не просто чтение, но перечитывание играет важнейшую роль.
Жизнь свою Н. Сац излагает неспешно, с колоритными подробностями, многие из которых врезаются в память, заставляя сопоставлять с собственным опытом, анализировать, глубже постигая феномен жизни.
Она основала шесть детских театров – поразительный жизненный результат; среди них был и первый в мире драматический театр для детей.
И – первый в мире музыкальный театр для них же: наиболее восприимчивых, и столь нуждающихся в «Синей птице».
Обо всем этом она расскажет сама, детально и с юмором, на страницах мемуаров.
Из биографии:
Наталья Сац родилась 27 августа 1903 года в Иркутске. История ее появления на свет связана с уникальным случаем знакомства ее родителей во Франции.
Ее отец, Илья Александрович Сац, студент Московской консерватории, попал под наблюдение полиции из-за своей активной деятельности по помощи голодающим жителям Поволжья. Поэтому было решено организовать ему поездку в южный городок Франции. Там же прибыла и Анна Михайловна Щастная, дочь генерала из Житомира, чтобы изучать медицинские науки. Однако она мечтала о пении и поэтому каждую неделю ездила в Италию на уроки вокала. Именно благодаря ее прекрасному голосу Илья услышал ее, и именно так они познакомились. После некоторого времени Илья решил вернуться в Россию, чтобы закончить учебу, но полиция не забыла о его активности и «отправила» его в Иркутск. Анна Щастная последовала за Ильей, вызвав гнев родителей своим поведением. Именно там родилась Наташа. После рождения дочери родители решили вернуться в Москву. И удивительно, но полиция больше не приставала к Илье Александровичу. Он успешно закончил учебу и начал писать музыку.
Отец её – композитор, тесно сотрудничавший с Художественным театром, ставший заведующим музыкальной частью, водил дружбу с корифеями русского искусства: и Качалов и Станиславский бывали и них дома, и молодая Наталья словно облучалась невероятной атмосферой.
Сац училась в частной гимназии, играла в драматической студии, получила музыкальное образование; она живёт высшими флюидами, космосом творчества, но и – она практична и деловита, организаторское начало не менее развито в её личности, нежели творческое.
С пятнадцатилетнего возраста (!) она заведовала теамузсекцией Моссовета – какова волевая мощь в почти что девочке!
Чтобы расширить сферу художественного воспитания самого нежного зрителя, и повысить благотворное эстетическое влияние на него, Сац вводила в репертуар симфонические концерты и спектакли; энергия её неуёмна, и репрессии, которые она узнала своей судьбой, не смогли сломать метафизическое золото стержня, заложенного в ней.
Она узнала лагерную жизнь сполна – гирлянды лет, опалённые тяготами, пронеслись, однако в Москву ей удаётся вернуться только в 1958 г.
… «Петю и волка», — поколения детей приобщались к высотам музыки именно через это произведение – А. Прокофьев пишет по инициативе Сац.
Гастроли её за рубежом проходят бурно и успешно.
Первый в мире музыкальный детский театр, ныне носящий её имя, основан ею – и руководит она им до своего земного финала.
…преподаёт, пишет пьесы и либретто, книги и статьи по вопросам музыкального воспитания.
И – создаёт прекрасные, художественные мемуары, где рассказывает о стольком, что объёмы прожитого и сделанного завораживают.
Завораживает и жизнь Натальи Сац – прозвучавшая словно прекрасная музыка.
Александр Балтин
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ