Понедельник, 04.03.2024
Журнал Клаузура

Богословие и культура

Хочу обратить особое внимание читателей нашего журнала на эту проблемную и весьма актуальную на сегодняшний день статью. «Актуальные проблемы взаимодействия богословия и культуры» были опубликованы в научном журнале «Труды кафедры богословия» № 2 (18) 2023, который является изданием Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви. Автор статьи Марина Николаевна Цветаева, доктор культурологии и профессор кафедры филологии и истории искусств Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

Марина Николаевна в своих изысканиях рассматривает теоретические основания культуры и искусства в контексте богословия, христианской онтологии и антропологии, а также связь художественных произведений с отражением взаимоотношения человека и Бога. Особый интерес представляет междисциплинарный подход, который позволяет рассмотреть классическое наследие в контексте его развития, взаимодействия с другими культурами и художественным процессом.

В статье рассматриваются значимые аспекты современной культурологии, связанные с исследованием религиозно-культурного генезиса в контексте богословских направлений. Особое внимание уделяется монографии А. В. Маркидонова «Богословие и культура», которая представляет собой фундаментальный труд и имеет научно-теоретическую значимость. Автор исследует теоретические основания культуры, опираясь на богословие светского искусства. Данное исследование позволяет полноценно изучить святоотеческое наследие, особенности национальной психологии и национальной идентичности. Онтологический смысл произведений и их драматургия связаны с отражением духовной жизни, взаимоотношением человека и Бога.

Укажем на наиболее значимые концепты, заявленные в монографии А. В. Маркидонова, имеющие фундаментальное значение для осмысления традиций и исторической динамики древнерусской, классической и авангардной культуры, их творческого развития на современном этапе:

1) Творчество связано с духовно-телесным устроением, экзистенциально-эстетическим опытом художника;

2) В основе молитвенно-аскетического творчества воплощается тема христоцентризма и царственного достоинства бытия;

3) Этическое содержание указывает на вышеестественный характер Божественной икономии, сопрягает апофатику «неподобия» и катафатику аксиологии бытия;

4) В контексте христианской целостности через экзистенционально-религиозное познание в качестве единого связываются проблемы свободы и ответственности, религиозный и эстетический опыт, молитва и творчество, вера и культура;

5) Осмысление русского поэтического Слова в древнерусской духовной традиции основано на Св. Троице, сакральности и троичности бытия, в то время как «лжесловия» характеризуют длительный процесс отхода от Божественного Логоса и принципов троичности, его исхода в XVII-XVIH вв.;

6) В глубинных недрах художественного творчества, связанного с духовно-телесным устроением, присутствует тайна целомудрия, «тайна молчания», «благодать расстояния», отражающая язык мироздания, его религиозные символы и смыслы;

7) Онтология Красоты, ее эстетические начала зиждутся на аскетическом делании и миропонимании;

8) Проблемы просвещения, осмысление его кризисных этапов необходимо связывать с духовно-нравственным состоянием общества, процессами десакрализации и расцерковления личности и культуры.

Маркидонов А.В. «Богословие и культура»

Осмысление русской культуры и искусства невозможно вне христианской гносеологии и онтологии. Рассуждения о взаимодействии культуры и христианской духовной традиции ведут многие авторы. В монографии «Русская живопись: пробуждение памяти» Д. В. Сарабьянов писал об особых энергиях русской духовной традиции. Современный этап требует специального развития и богословского наполнения. Недостаточно описано влияние кризисных тенденций на социогуманитарное знание. Для созидательного развития отечественной культуры всегда было актуально раскрытие духовно-нравственных традиций, богословско-эстетической целостности в искусстве. Изучение русской культуры невозможно без соблюдения междисциплинарного принципа, раскрывающего формирование культурно-религиозных смыслов, которые составляют ее корневую систему.

Сциентистские исследовательские методики, описывающие внешние проявленные формы, никогда не дадут возможности понять мировую культуру, увидеть приметы непрерывности ее развития на протяжении тысячи лет.

Маркидонов А.В. «Богословие и культура»

Монография А. В. Маркидонова показывает, что духовно-эстетический путь и формально-творческая новизна художников невозможны без контекста религии, русской и европейской мысли, религиозно-мистических исканий творческой интеллигенции. Однако, высшие духовные ценности почти не исследованы, что отрицательно влияет на гуманитарную науку и отечественную культуру. Современное западное искусство, под влиянием новой идеологии, освобождается от того, что может вызывать сложные переживания и переживания прекрасного в образах искусства. Рационалистический и сциентистский подход к изучению искусства игнорирует идеал национальной духовности, движения к Истине, Красоте и Благу.

Принципы и методы исследования представленного материала отличаются от укоренившегося в науке подхода к интерпретации искусства только как к системе знаков и кодов. Богословский ракурс утверждает вечные ценности в мире временном. Контекст святости как идеальной цели жизни содержанием культуры является не столько гуманитарная или материально-техническая сфера, не искусство или наука, не богословие или философия сами по себе, а человек — его рождение, жизнь, смерть и жизнь вечная. Творческое событие художественного произведения начинается в глубине нашего человеческого духовно-телесного устроения как жизнь, и мы вправе ожидать и требовать от него подлинной жизненной оправданности, выверяя ее экзистенциально-эстетически.

А. В. Маркидонов раскрывает фундаментальные аспекты богословской мысли в пространстве культуры, где «совершаются судьбы нашего спасения», это «пространство приобретает всю ту напряженность и ответственность различения». В главе «Нешвенный хитон» А. В. Маркидонов отмечает, что «этические понятия перерастают свое этическое содержание, указывая на вышеестественный характер Божественной икономии». Для исследования современной культуры необходимо осознание ее эстетических оснований, связанных с двойственностью и антиномичностью «красоты» в падшем мире. В росписях Кирилловской церкви М. А. Врубеля художник искал «органический синтез старинных традиций и современного мировосприятия».

В творчестве русских портретистов XVIII в. сочетались древнерусские и западноевропейские тенденции. Особый язык форм, манеры предстоять перед зрителем и вечностью диктовались целомудренным отношением к человеку как творению Божьему. Западноевропейское мироощущение взывало к иному эстетическому языку. Некоторые женские образы того времени, включая А. П. Струйскую, были прекрасными и загадочными. Вопрос о том, как религиозное и эстетическое, молитва и творчество, вера и культура оказываются возможными в качестве единого, остается открытым.

Важно понимать онтологию и сакральность русского поэтического Слова в глубинах русской культуры. Изгнание духовного масштаба и секуляризация свидетельствуют об отходе от христианской традиции, об онтологическом отказе от «лика», когда «внутренний человек» начинает отождествляться с научно-рациональной картиной мира. Оскудение нравственно-эстетического начала искусства начинается тогда, когда из него изгоняется духовный масштаб и духовно-эстетическая ответственность художника. Восстановление значимости «молчаливой тайны целомудрия» и «благодати расстояния» способно обрести язык мироздания и сохранить его в своей человеческой сокровенности.

Автор рассматривает творчество Арсения Тарковского, символизм и многоликость стихотворного отрывка, раскрывая генезис художественного образа. Он связывает истоки современной культуры с трансформациями в эпоху Нового времени, от византийских истоков до духовной природы древнерусской культуры. Богословский анализ особенно важен для анализа духовной природы эстетического начала на конкретных произведениях. Автор приводит слова Достоевского, которые являются его символом веры и свидетельствуют о значимом горизонте христианской истории.

Вывод о главном назначении Красоты в образовании и воспитании заключается в том, что она творит и совершает все подлинно совершающееся на земле. Вместе с аскезой она является эстетическим началом и не зависит от жанровой специфики. Тема «земного рая» пронизывает русскую культуру через «Китежскую легенду» до Повести о Светомире Царевиче Вячеслава Иванова и мифо-поэтику Андрея Тарковского. В монографии также затронут концепт просвещения, который инструментализируется и освоен в соответствии с «потребностями общества». Даже ценности утилитаризируются и теряют инерцию трансцендирования за пределы возможного.

В современной культурологии необходимо расширить онтологию художественных произведений на основании творения Св. Отцов, прошедших путь познания «искусства из искусств». Взаимодействие религиозного и светского мировоззрений, богословия и культуры отражают потребность в современном развитии и понимании искусства как опознания его национального кода. Это важно для всех, кто интересуется национальными традициями и генезисом мировой и отечественной культуры.

ГлавРед

Дмитрий Плынов

Статья основана на материалах:

1. Цветаева М. Н. Актуальные проблемы взаимодействия богословия и культуры // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 2 (18). С. 274-286.

2. Маркидонов А.В. Богословие и культура: монография. СПб.: Изд-во СПбДА


комментария 3

  1. зиновьев Александр Васчильевич

    Восстановление значимости «молчаливой тайны целомудрия» и «благодати расстояния» способно обрести язык мироздания и сохранить его в своей человеческой сокровенности.

    Как далеко мы ушли от совершенства, которое присутствовало в нашей стране!

  2. Римма Кошурникова

    Дмитрий Геннадьевич, я читаю все Ваши статьи, искренне радуюсь за Вас и благодарю сердечно за то, какие важные и острые темы Вы поднимаете и рассматриваете!.. Я долгое время работала в Томском университете, и мне приходилось близко общаться с талантливыми людьми, которые писали кандидатские и докторские диссертации. Думаю, что Вам пора поступать в докторантуру и защищать диссертацию!.. Думаю, что в Москве это сделать не трудно, а желающих Вас поддержать, уверена, найдется немало!..

    • Редакция

      Доброго вам дня, Многоуважаемая Римма Викентьевна.
      Большое спасибо за высокую оценку моих скромных изысканий. Ваша рекомендация в мой адрес соответствует моим размышлениям. Имея учёную степень в области экономики, мне бы хотелось сменить научную стезю на политологию… Пока в планах. Но ведь дело не в «регалиях», очень уж хотелось бы быть востребованным.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика