Понедельник, 04.03.2024
Журнал Клаузура

Петербургское изобразительное искусство и креативная индустрия

В последние десятилетия в Петербурге активно развиваются креативные индустрии, формируются все новые креативные пространства, нацеленные на взаимодействие разных художественных институций и репрезентацию современного искусства. Но какую роль играет профессиональное академическое искусство в развитии новых арт-пространств? Об этом и многом другом рассказывает статья «Петербургское академическое изобразительное искусство в пространстве современных креативных индустрий», написанная С. М. Грачёвой, и опубликованная в июне 2023 года. В статье представлен обзор современной ситуации существования академического искусства в рамках петербургской креативной индустрии, где традиционные школы и отдельные мастера соотносятся с потребностями посетителей арт-пространств. Есть ли у академической школы будущее в новой реальности?

В современной культурной среде России большую роль играют креативные индустрии. Они создают новые продукты и услуги, объединяя творчество и предпринимательство. Однако искусство не является только развлечением и досугом, оно имеет более широкие задачи, такие как сохранение национальных традиций и формирование высокого вкуса. Взаимодействие кураторов проектов с художниками в креативных пространствах — это важная проблема. Академическое искусство, опирающееся на реалистический метод изобразительности, но с большей идеализацией, является авторитетным направлением в художественной практике. Важно проанализировать, насколько современные креативные кластеры связаны с традиционными художественными институциями и насколько они необходимы друг другу. Попытаемся рассмотреть эту проблему на примере взаимодействия креативных индустрий с представителями академического искусства.

В последние десятилетия возникли противоречия между традиционными формами художественного образования и свободным искусством, которое нередко пренебрегает классическими основами. Современные художники могут легко интегрироваться в мировое культурное пространство, но традиционные приемы изобразительности не уходят в прошлое. Возникает впечатление, что реалистический метод отображения мира находится в вакууме. Современному художнику не всегда нужно уметь рисовать или знать музыкальную грамоту, что негативно сказывается на качестве искусства. Хотелось бы, чтобы креативная индустрия не только удовлетворяла массовый спрос, но и приближала элитарную культуру к широким слоям населения.

Как отмечают специалисты, креативные пространства играют важную роль в культурной жизни Санкт-Петербурга, образовывая, развлекая и предлагая досуг. Они используют недвижимость, которая не подходит для других целей, и часто являются инициаторами восстановления отдельных пространств, улиц и кварталов. Как часть креативной индустрии, они все более активно влияют на традиционные культурные и художественные институции.

Аналитики Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга отмечают, что в 2018 году на территории 20 креативных кластеров в Петербурге размещалось 304 арендатора, а в 2021 году это количество увеличилось в два раза — до 676 резидентов. В Петербурге 25 вузов предлагают образовательные программы по направлению «Искусство и культура». Численность целевой аудитории составляет около 14 600 человек.

Хотя определение того, что такое креативный кластер, не всегда ясно и под него часто подпадают традиционные учреждения культуры, можно с уверенностью сказать, что в Петербурге все больше появляется креативных пространств, кластеров и объектов, работающих с современным искусством. Общее количество площадок современного искусства в Петербурге за последние 10 лет удвоилось, а с 2000 по 2010 год увеличилось в 3 раза.

За последние годы в Северной столице появилось множество новых креативных пространств, которые возникли благодаря креативным индустриям. Среди них:

— Современные музейные и выставочные пространства, которые не только выполняют строго музейные функции, но и ориентированы на креативные индустрии. Например, «Манеж», Музей Стрит-арта, Новый музей, Музей современного искусства Петербурга (МИСП), «Артмуза», «Пушкинская-10», «Эрарта», Исторический парк «Россия — Моя история» и другие.

— Галереи, которые расширяют свою деятельность за счет не только традиционно арт-рыночных мероприятий (выставки, галерейный маркетинг, аукционы), но и комплекса креативных стратегий («Артефиче», «Краски жизни», «Мольберт», культурный центр и галерея «Beriozka Gallery» и другие).

— Креативные пространства: «Севка-бельпорт» («Место, где город встречается с морем»), ЛофтПроект «Этажи» (Культурный и развлекательный центр), арт-пространство «Фабрика», «Ткачи», «Дом культуры» (ДК Газа).

— Парки, историко-культурные и общественные пространства, зоны для отдыха: «Новая Голландия», «Остров фортов», «Никольские ряды», «Двор Гостинки», «Флагшток».

— Молодежные пространства, коворкинги или коллективные офисы — пространства, позволяющие сформировать общность целевой аудитории при проведении образовательных или досуговых мероприятий. Например, коворкинг «Просто».

— Креативные центры, пространства для бизнеса и отдыха: «Бертгольд Центр», «Третий кластер», «Флигель», «К-14», «Мультиплейс 17/26», «Третье место» (Third Place), «SENO», «Брусницын», Василеостровский рынок.

— Интеллектуальные кластеры: «Игры разума», «ЛенДок», «Подписные издания», Театральная гостиная VINCI.

— Концертно-фестивальные и шоу-пространства: «Аннекирхе», «Атриум классика». Шоу-пространство «Ленинград Центр».

— Библиотеки: Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, Библиотека им. Н. В. Гоголя, Библиотека имени В. В. Маяковского, Библиотека имени М. Ю. Лермонтова и другие.

В Санкт-Петербурге были созданы новые учебные и музейные заведения, соответствующие современным требованиям, такие как Академия танца Бориса Эйфмана, Новая сцена Александринского театра и Музей Христианской Культуры.

Однако, некоторые креативные пространства уже завершили свои проекты и ушли с рынка Петербурга, например, известный центр дизайна «Artplay», который провел ребрендинг и преобразовался в другие фирмы, такие как Центр дизайна и архитектуры Design District DAA.

Креативными пространствами можно считать и традиционные учреждения культуры, а также творческие вузы, которые в последнее время активно внедряют маркетинговые технологии в свою работу, трансформируясь в соответствии с новыми веяниями времени и развивая новые направления креативной деятельности.

В Санкт-Петербурге существует более трех тысяч художников и дизайнеров, и неудивительно, что практически все проекты обращаются к опыту и творчеству современных художников. Каждая институция искусства представляет разнообразное творчество, учитывая назначение проекта, целевую аудиторию и вкусы организаторов. Однако стоит отметить, что искусство не должно играть вспомогательную роль в креативных индустриях и рассматриваться только с прагматичной точки зрения, зависящей от маркетинговых и коммуникационных технологий.

Изобразительные искусства, связанные с академической школой, могут быть рассмотрены в контексте архитектуры, ремесел, дизайна, моды, музеев, галерей, библиотек, издательской деятельности, визуальных искусств и т.д. Художники академического направления успешно реализуют себя в разных областях креативных индустрий, не меняя своего стиля и представляя свои произведения в выставочных пространствах города.

Один из аспектов взаимодействия академического искусства и креативной индустрии — это репрезентация творчества художников в пространстве креативных индустрий через выставки, мастер-классы, творческие конкурсы, воркшопы и другие мероприятия, где художник участвует в креативной деятельности того или иного кластера, минимально приспосабливаясь. Рассмотрим несколько примеров.

В Центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге были представлены значительные кураторские проекты ректора Санкт-Петербургской академии художеств С. И. Михайловского, с участием молодых представителей академической школы. Произведения деятелей академического искусства также принимают участие в других проектах «Манежа» и выставках, организованных Музеем искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХ1 веков. Кроме того, в Петербурге находится музей современного искусства «Эрарта», который уделяет больше внимания актуальному искусству, но также работает с художниками-академистами.

Музей современного искусства «Артмуза» расположен на Васильевском острове в здании, где на 5000 кв. м находятся выставочные залы, мастерские художников, галереи, офисы дизайнерских и архитектурных бюро, арт-студии, репетиционные студии, кинозалы, школа скульптуры и анатомии, шоурумы, пресс-холлы. В выставочном пространстве «Артмузы» нередко выставляются академические художники.

Уникальное шоу-пространство «Ленинград Центр», расположенное в историческом здании кинотеатра в Таврическом саду, славится замечательными выставками русского и зарубежного искусства. В галереях «Артефи-че», «Краски жизни», «Голубая гостиная», «Beriozka Gallery», «Arts Square gallery», «Гильдия мастеров» также проводятся интересные проекты, включая мастер-классы, конференции, лектории, встречи с художниками, концерты и т.п.

Галерея «Арте-фиче» ориентируется преимущественно на художников, связанных с Санкт-Петербургской академией художеств. Здесь выставляются как опытные представители академической школы, так и недавние выпускники. Галерея также расширяет диапазон своей деятельности за счет театральных перформансов и авторских проектов.

В 2022 году в Петербурге появилось новое культурное пространство и галерея «Beriozka Gallery», основанная учредителями Фонда «Новое искусствознание» — искусствоведами Екатериной Дубровской и Кристиной Сасонко. Название галереи отсылает к бывшему на ее месте в советские времена валютному магазину «Березка», который находился в гостинице «Советская». Выставки «Березки» ориентированы на советское и российское искусство. В выставках «Цветы и цвет в советском искусстве» (2022) и «Corpus Humanum» (2023) ведущую роль играют академические художники, поскольку петербургская академическая школа гордится сохранением традиций натурного рисунка и живописи. В выставке «Corpus Humanum» представлены произведения искусства, посвященные проблеме телесности в искусстве. Стоит отметить, что в конкурсах молодых авторов «Арт-старт» лауреатами становились представители академической школы. В 2022 году победителями в номинации «Живопись» стали студенты и выпускники Академии художеств.

Приведенные примеры демонстрируют, насколько продуктивным может оказаться сотрудничество креативных индустрий с представителями академического искусства. Однако, это далеко не единственный вид сотрудничества, который может быть полезен для развития и продвижения искусства.

В настоящее время многие креативные индустрии ищут новые возможности для развития и роста. Они ищут новые идеи, которые могут помочь им привлечь больше клиентов и увеличить свою прибыль. И одним из способов достижения этой цели может быть сотрудничество с другими отраслями, такими как технологии, наука или дизайн.

Сотрудничество с другими отраслями может помочь креативным индустриям получить новые знания и навыки, которые могут быть полезны для развития их бизнеса. Они могут узнать о новых технологиях и методах работы, которые могут помочь им стать более эффективными и конкурентоспособными на рынке.

В то же время, сотрудничество с креативными индустриями может быть полезным для представителей академического искусства. Они могут узнать о новых тенденциях и направлениях в мире искусства, которые могут помочь им развиваться и расти как художники. Они могут узнать о новых материалах и техниках, которые могут быть полезны для создания новых произведений искусства.

Креативные индустрии, такие как реклама, дизайн и архитектура, сильно зависят от профессионалов в области искусства. Эти люди являются ключевыми фигурами, которые могут помочь креативным индустриям создавать выдающиеся произведения и привлекать новых клиентов.

Профессионалы в области искусства могут помочь креативным индустриям создавать уникальный имидж, который будет отличаться от конкурентов. Они могут помочь разработать оригинальный дизайн или концепцию, которые будут привлекательными для клиентов. Кроме того, они могут помочь определить эстетические ценности, которые будут соответствовать бренду или продукту.

Опора на профессионалов в области искусства также может повлиять на качество работы креативных индустрий. Профессионалы в этой области знают все тонкости своего дела и могут помочь креативным индустриям создать произведения искусства высокого уровня. Они могут помочь с выбором материалов, цветовой гаммы, композиции и других аспектов, которые важны для создания превосходных работ.

Наконец, опора на профессионалов в области искусства может помочь креативным индустриям привлекать новых клиентов. Профессиональные художники и дизайнеры могут создавать работы, которые будут привлекательными для потенциальных клиентов. Эти работы могут использоваться как часть рекламной кампании или презентации продукта, чтобы показать его преимущества.

Рубеж XX-XXI вв. связан с процессами вестернизации и глобализации культуры, в которой преобладают европейские и американские ценности. Это приводит к ослаблению культурной идентичности и утрате значения национальных традиций. В сфере российского искусства доминирует contemporary art, что вызывает опасение. Без опоры на профессиональные школы креативные индустрии могут утратить креативность, став потребительскими. Однако термин «креативность» не всегда совпадает с понятием «творчество», которое опирается на гуманистические и эстетические идеи.

Частое неправильное использование терминов и слов как устной, так и письменной речи — это проблема, которая может привести к серьезным нежелательным социокультурным последствиям в различных социальных группах и конфессиях общества. Все мы используем язык, чтобы коммуницировать с другими людьми, и неправильное использование языка может привести к множеству недоразумений и конфликтов.

Чтобы избежать этих проблем, важно понимать значения и контексты терминов и слов, которые мы используем в своей речи. Необходимо быть особенно внимательными при общении с людьми из разных социальных групп и конфессий, чтобы избежать возможных оскорблений и недоразумений.

Правильное использование языка также очень важно для нашего личного роста и развития. Оно помогает нам лучше понимать других людей, наших коллег и друзей, и дает нам возможность выразить свои мысли и чувства более точно и ясно. Поэтому, не стоит забывать о том, что правильное использование языка — это не только ключ к успешной коммуникации, но и к личному росту и развитию.

Создание современной творческой личности зависит от многих компонентов и компетенций, полученных в различных учебных заведениях. Несмотря на новаторство современных авторов, в их творчестве всегда присутствует культура, полученная в классических учебных заведениях, если таковые были за их плечами. Поэтому важно понимать, что современные креативные индустрии не могут добиться долгосрочного и стабильного успеха без опоры на профессионалов в области искусства. В этом смысле академическое искусство может стать одним из фундаментов как уже существующих, так и вновь создаваемых креативных пространств. Санкт-Петербург, благодаря своим мощным культурным и образовательным возможностям, становится серьезной площадкой для новых экспериментов в этой области. Это, безусловно, увеличивает привлекательность города в целом, ведь в его культурной политике многое делается для развития креативной индустрии, которая является одной из сфер, набирающих обороты в современной жизни.

ГлавРед

Дмитрий Плынов

Использован материал

1. Грачёва С. М. Петербургское академическое изобразительное искусство в пространстве современных креативных индустрий. Журн. Сиб. федер. ун-та. Гуманитарные науки, 2023, 16(8), 1297-1306. EDN: WEGYFV

2. Концепция. Санкт-Петербург — город креативных индустрий. 2017. Kontseptsiya- SPB -kreativnye -industrii-_publ.pdf — Яндекс.Документы (yandex.ru)

Иллюстрации к статье изготовлены с использованием ИИ


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика