Драматургия как инструмент самовыражения и понимания себя
05.02.2024
/
Редакция
Драматургия – искусство создания драматических произведений, которые либо экранизируют, либо исполняют на сцене. Для драматургов, актеров и зрителей, через которых «проходит» история, материал становится способом изучения собственных мыслей и чувств.
Как говорил Шарль Баре, французский импресарио:
«Автор пишет одну пьесу, актеры играют другую, зрители видят третью»
Введение в драматургию: искусство самовыражения
В первую очередь драматургия становится инструментом самовыражения для драматурга, так как он формулирует идею повествования и законы мира, где позже будут жить или выживать герои. Автор продумывает каждого персонажа: пишет биографию, помещает в конкретные условия, наделяет личностными качествами — все это создаёт продукт деятельности. Благодаря этому и происходит самовыражение драматурга.
В созданном мире не только отражаются условия жизни героев, но и передаются взгляды драматурга на окружающую реальность. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин показывает, что некоторые молодые люди не способны преданно служить государству. В сцене примерки кафтана, который является символом дворян, он оказывается мал Митрофану. Этой деталью драматург указывает на то, что Митрофан еще не готов занять пост на государственной службе. Он является образом молодежи восемнадцатого века. Д.И. Фонвизин понимает, что «недорослей» среди молодежи много, и если им удастся продвинуться по карьерной лестнице, то государством будут управлять люди, лишенные образования, эгоистичные и жестокие.
При создании героя автор вкладывает в него определённые качества. Так с помощью персонажей, которые больше симпатизируют автору, драматург понимает какой круг общения хочет сформировать. Создавая героев с разными точками зрения, драматург рассматривает диаметрально противоположные мнения, что даёт лучше понять другого человека во время обсуждений.
При написании диалогов и способов взаимодействия героев автор анализирует поведение людей. Драматург может создавать отношения и использовать те способы взаимодействия героев, что использует в жизни, чтобы создать более реалистичные отношения.
По словам сценариста, Александры Натаровой:
«Любой автор так или иначе ориентируется на свой опыт и убеждения, когда пишет историю. Поэтому герои часто становятся носителями ценностей и представлений автора о жизни, его взглядом на определенные темы. И в этом смысле истории часто становятся рефлексией над собственными переживаниями. Но хороший сценарист или писатель должны уметь влезть в шкуру совершенно другого человека, уметь посмотреть на одну и ту же тему с разных сторон, чтобы сделать интересную историю. А потому автору важно не только «выражать себя», но и быть тонким психологом, чтобы писать совсем не похожих на него самого, но тоже очень реалистичных персонажей. Тот же антагонист должен не просто не соглашаться с протагонистом и быть «плохим» только поэтому. Он должен иметь свою систему ценностей, убедительные аргументы, простроенную логику, исходя из которой он делает то, что делает. Тогда конфликт между ними двумя будет интересным, а это залог хорошей истории. Так что суммируя, важно не только отражать самого себя, но и тонко читать и отражать других»
Почувствовать людей можно только через создание образов и ситуаций, которые отражают реальность, авторы драматических произведений исследуют и анализируют аспекты жизни общества, такие как политика, социальные проблемы, расовые отношения. Через изображение этих тем в драматургических произведениях, авторы могут лучше понять себя и свое отношение к вещам, которые волнуют.
Познание себя через другого
Драматургия помогает самовыражаться и познавать себя не только драматургам, но и актерам.
Благодаря игре в театре или кино они заявляют о своих способностях, что даёт им шанс показать себя. При этом актеры не просто испытывают эмоции персонажей, а создают новые внутренние образы, которые могут быть близки к его реальным чувствам.
Одна из основных задач драматургии состоит в отображении различных сторон человеческой сущности – эмоции, мысли, внутренние конфликты. Это учит актера лучше понять самого себя и окружающий его мир. В процессе работы актер встречается с непохожими друг на друга персонажами, многогранными характерами и сложными ситуациями, что делает возможным выход за рамки собственной личности и позволяет погрузиться в мир других людей.
По словам Натали Портман:
«Драматургия заставляет нас остановиться и задуматься о мире вокруг нас. Она помогает увидеть свою жизнь под другим углом»
Таким образом развиваются творческое мышление и воображение. В процессе работы с текстом актёр выстраивает логические связи и постепенно формирует целостный образ персонажа: с сильными и слабыми сторонами. Используя фантазию и творческую интуицию, актер находит новые способы взаимодействия с персонажами, расширяет актерский инструментарий и достигает более глубокого понимания себя и искусства.
Формирование личности через призму драматургии
Зритель познаёт себя через продукт драматургии: постановка в театре, сериал, фильм. Произведения позволяют людям почувствовать себя определённым персонажем, который живёт в другом мире. Отожествление с героями и процессами, происходящими во вселенной, даёт шанс осознать собственные эмоции, желания и страхи.
Подобный подход к использованию драматургии как инструмента психологического самопознания также может быть полезен для работы социальных работников или психотерапевтов. Организация спектаклей или проведение театральных занятий может помочь клиентам выразить эмоции и опыт через создание персонажей или игры на сцене. Это открывает новые возможности для изучения внутренних конфликтов клиентов и работу над ними через альтер-эго.
По словам Сорокиной Марьи Сергеевны, психолога с четырехлетним стажем:
«Такой метод может использоваться в групповой терапии, так же в работе с детьми. При его использовании можно добиться сплочении группы, проработку межличностных и внутренних конфликтов. Ценным моментом является то, что человек может раскрыться как личность, не боясь осуждения, ведь в такой игре не может быть правильных или не правильных ролей и сценариев. Это позволяет принимать свою личность и оказывает терапевтический эффект, особенно если говорим о сложностях во взаимодействии в социуме. Использовать элементы драматургии можно как диагностический инструмент»
Кроме того, драматургия может быть использована для стимулирования общественного диалога и изменения. Драматические произведения могут вызвать эмоции, поднять общественные вопросы и вызвать дискуссии. Через показ реальности и вызов эмоций у зрителей, драматургические работы могут помочь в формировании общественного мнения и вдохновить общество на изменение в мире.
Полина Васильева
Иллюстрация с сайта klike.net
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ