Новое
- Александр Полежаев (1804 -1838) — русский поэт первой трети XIX века
- Бизнес и экология: поговорим о корпоративной социальной ответственности
- Истоки доброты музыканта Ирины Лебощиной
- Dasein и человечность: кино (не)прошлого («Перед рассветом», «Перед закатом», «Перед полуночью») как манифестация семейной состоятельности
- Международный день благотворительности: праздник добрых дел
На крепком русском языке
27.02.2024Сегодня мы, писатели, частенько сетуем, что власти нет до литературы никакого дела, что власти заняты всем, кроме литературы. Понятно: проблем у власти хватает, особенно в стране, которая фактически на полувоенном положении. Однако брат-писатель частенько ощущает себя не участником жизни, а скорее её наблюдателем и описателем, а это, сами понимаете, нас не очень радует. Всем тем, кто сетует так, хочу рассказать вот этот случай, да! – нечастый, когда вдруг с утра писателю звонит сам губернатор и поздравляет его с днём рождения. Причем, звонит, находясь в Москве, попутно решая там проблемы региона, но найдя в своем плотном графике время для звонка поэту. Скажете, шучу? А вот и нет! На днях, а именно 17 февраля рано утром, такой звонок раздался в квартире всероссийски известного поэта-сибиряка Владимира Петровича Скифа. Губернатор Иркутской области Игорь Иванович Кобзев не только поздравил нашего коллегу с Днём рождения по телефону. Но и позже, на концерте, посвящённом творчеству Владимира Скифа, поручил начальнику городского управления культуры вручить поэту уже официальное письменное поздравление от Губернатора. Согласитесь, нечастое в наше время проявление внимания к поэту! Но когда губернатор проявляет внимание к личности и творчеству поэта-державника – что можно сказать? Подобное притягивается подобным!
Конечно, можно объяснить такое внимание власти к поэту тем, что Владимир Скиф поэт очень титулованный – лауреат многих Международных и Всероссийских литературных премий, лауреат Большой Литературной премии России, четырежды лауреат Губернаторской премии Иркутской области, кавалер Ордена «За службу России», Православного ордена «Нестора Летописца», Ордена «Звезда Достоевского», Академик Российской Академии поэзии и так далее, и тому подобное.
Но, думаю, что не только в том причина, что поэт Скиф именит. А в том, что не запирается Владимир Петрович в высокой башне чистого искусства, в статусе сугубо творческой личности, но – активно живёт жизнью своей страны, своего региона, своего города, тем самым делая литературу одним из инструментов улучшения жизни, показывая, что литература – реальный фактор и ресурс страны не в меньшей степени, чем лес и газ. Ведь уже тот факт, что поэт становится советником губернатора по культуре, говорит о том, что и писатель может быть частью команды, что работа писателя вполне конкретна и осязаема и не ограничивается узкими рамками «изящной словесности». Поэт призван напоминать власти о нуждах народа с желанием улучшения. И в нашей нынешней непростой ситуации значимость слова поэта, как оружия, переоценить нельзя:
Небо остыло и сердце озябло, //Встань и держись, неубитый солдат! //Наша твердыня ещё не ослабла, //Нас согревают рассвет и закат //
Жив Севастополь и жив Мариуполь! //Сколько вбивается в небо ракет, //Будто иглой зашивается купол //Алых небес и встаёт Пересвет. //Дрогнут враги и раскрутится пламя, //В чёрных долинах, как будто в аду. //И боевое раскроется знамя, //Как над Рейхстагом в победном году!
Прошедший совсем недавно в Иркутске концерт, основой которого стало поэтическое творчество Владимира Скифа – вовсе не дань его юбилею, не «датское» мероприятие, ведь юбилей у поэта Скифа вовсе не в этом году. Стало быть, это часть той системной работы, которую призвана проводить истинная культура, чтобы все мы понимали, для чего она, культура, собственно, и нужна. Но уж коль речь зашла о концерте, немного скажу об этом знаковом мероприятии. Он впервые проходил в усадьбе известного в Иркутске общественного деятеля и мецената, основателя Иркутской картинной галереи, впоследствии ставшей Иркутским художественным музеем – Владимира Платоновича Сукачёва. И в этом литературно-музыкальном концерте приняли участие ведущие артисты Иркутского музыкального театра им. Н. М. Загурского и областной филармонии. Имена этих артистов на слуху иркутян – Народный артист России Николай Мальцев, Заслуженный артист России Виктор Лесовой, артист Владимир Браништи, Вероника Леонова. Блистали на сцене артисты известного всей стране Театра народной драмы во главе с его директором и художественным руководителем, Заслуженным артистом России и членом Союза писателей России Михаилом Корневым.
Тематика концерта вышла далеко за пределы Иркутска и Сибири, включив в себя самые разные темы поэтического охвата творчества Владимира Скифа. Звучали стихи о таком всероссийски значимом событии, как снятие блокады с города-героя Ленинграда. Ведущий предоставил слово самому поэту, чтобы публика услышала именно в авторском исполнении его стихотворение памяти Тани Савичевой – девочки, что вела в блокаду свой трагический дневник о своих умерших родственниках. Как видим, в Иркутске не ограничиваются разговорами о патриотическом воспитании, перейдя к вполне конкретным литературным действиям!
Как и не ограничиваются красивой риторикой о значимости русского слова, а воплощают проекты, показывающие эту значимость. Например, в 2023 году в поселке Куйтун – Куйтунской районной межпоселенческой библиотеке официально присвоено имя поэта-земляка, уроженца Куйтуна Владимира Скифа! Одним поименованием библиотеки не ограничились, и библиотекари совместно с читателями провели межрегиональную акцию «Читаем Скифа вместе». Провели с размахом, что говорит об интересе читателей к живому писательскому слову: в акции приняли участие читатели из девяти районов Иркутской области! Возрастной диапазон участников тоже впечатляет: самому юному семь лет, а самому возрастному – семьдесят семь!
Заслугой Владимира Скифа, как общественного деятеля, является и то, что в сентябре 2023 года на Байкале в посёлке порт Байкал на бывшей даче Валентина Распутина открылся музей. Из, казалось бы, частного семейного события Владимир Скиф и его жена Евгения сделали событие общероссийской значимости – музей, в который будут приезжать со всей России. Ведь там когда-то великий Распутин заканчивал повесть «Живи и помни» и написал «Прощание с Матёрой». Впоследствии этот дом Валентин Григорьевич подарил семье Владимира Скифа и его супруге Молчановой Евгении Ивановне, родной сестре жены Распутина Светланы. А теперь там музей, напоминающий нам, что никак нельзя нам быть иванами, родства не помнящими, что распутинский призыв «Живи и помни» вечен:
«Просвистела на небе игла, //Со звездой и душой наигралась, //И в стогу на закрайке села //Мировая игла затерялась. //Что её в этот стог занесло? //Кто ей дул в её чуткое ушко, //Чтоб упала она на село, //Где молчит даже ржавая вьюшка? //Стог ворочался в белом снегу, //Каркал ворон чугунно и долго. //И стонала, и выла в стогу //Занесённая с неба иголка. //Вдруг откуда-то в мёртвом селе //Заискрились пустые окошки, //Замычали коровы в тепле, //Петухи закричали и кошки. //Вон и тройка взвилась по зиме, //Пели девки в селе без умолку. //Даже старый казак в полутьме, //Словно саблю, почуял иголку. //Всё живое метнулось искать //В плотном сене иглу мировую, //Стали девки из стога таскать //То пырей, то осоку сухую. //И явилась из стога игла, //Деревенскому люду мигнула. //И разбитые судьбы села //Стала шить, и деревня уснула. //Век уставший прилёг на кровать, //Приутихли печаль, укоризна. //А игла продолжала сновать //И сшивать лоскуты русской жизни»
Художественная убедительность в красоте и правоте русского мира пронизывает всё творчество Владимира Скифа, неустанно, самобытно, яростно и талантливо напоминающего нам о наших истоках, которыми сильна Россия. А сильна она своей соборностью, умением латать прорехи между своими градами и весями, своим желанием поднять из руин обезлюдевшие деревни, эх, кабы к тому желанию народному ещё и государева воля!!! А уж как Скиф умеет с любовью и тщанием выписать в своих стихах сельский уклад – в этом ему равных поискать! Так способен писать только тот, кто есть дитя русского села и пожизненная связь с землёй предков для него одна из главных скреп судьбы. Старинные слова звучат в поэзии Владимира Петровича, как музыка небесных сфер, в них библейская глубина и мощь русского духа. В них растворена целительная, с горчинкой, боль о том, что мы рискуем потерять весь этот русский космос, гоняясь за призраками цивилизации. Боль о Родине – один из лейтмотивов всего, что написано Владимиром Скифом:
Молюсь о горькой Родине своей — //Истерзанной, обманутой, несытой, //Где сгинули напевы косарей //И спит народ, как богатырь убитый. //Где очи русских деревень пусты //И курослепом зарастает поле, //Где покрывают Родину кресты //И в небесах рыдает колокольня. //Прости, Господь, мой горестный народ! //Верни надежду, укрепляя веру! //Уж реки крови перешли мы вброд, //Уже в другую переходим эру.
И вот на этом судьбоносном переходе в другую эру, в новую эпоху власти просто необходим человек, который будет напоминать ей о том, что изменения необходимы лишь для блага народного. Нужен поэт и гражданин, способный с негодованием сказать о тех, кто предаёт Родину своим равнодушием, говоря на языке, который Пушкин считал синонимом народа:
Преступно — Родины не знать, //Не осознать её терпения. //Ее лица, сердцебиения //Среди других не распознать. //Не понимаю — как живут, //Не слыша слова вдохновенного!
Восхищение красóтами Байкала, России для Владимира Скифа не художественная самоцель, а лишь средство обратить внимание на нашу ответственность за эту красоту, понять, что все это великолепие – не только наследство, полученное нами от предков, но и то, что мы обязаны приумножить и оставить потомкам. Оставить огромную сильную страну, шестую часть суши, а не обкусанную со всех сторон лукавыми «партнёрами» осьмушку. И в этом смысле я бы даже пейзажную лирику Скифа отнес к лирике имперской, не говоря уже о той вдохновенно имперской лирике, какой силён этот замечательный поэт:
Таким бы дерзким не был Таллин //Когда б ему, сказав: “К ноге!”, //Своё внушенье сделал Сталин //На крепком русском языке. //Солдатской бронзы этот Таллин //Не стал бы трогать никогда, //Когда б сказал товарищ Сталин: //— Подать Эстонию сюда! //Наверняка сказал бы грозно: //— Побаловались, и шабаш! //Победа наша, наша бронза, //И древний Таллин тоже
Владимир Скиф немало написал стихов на этом самом «крепком русском языке», на котором только и надо разговаривать со всеми, кто смотрит на Россию с позиций агрессии. Нелегка жизнь русского человека, который веками вынужден доказывать всей своей жизнью право на землю предков, политую их кровью и потом, на право жить своим укладом, а не навязанными штампами других цивилизаций. И потому не успеваем отдохнуть от одной войны, как начинается другая. Но когда-то вóйны заканчиваются, оставляя живую память о себе в песнях и стихах, которые словно бы и не выдуманы людьми, а пришли через людей с неба. Не зря же великий поэт русского села Сергей Есенин называл себя «Божьей дудкой», то есть дудкой, что выпевает небесные мотивы, в которых слышна нездешняя неземная правда. А без такой правды русский человек не может жить:
В деревне нашей дурачок //Жил со своим укладом, //Носил кургузый сюртучок, //Подаренный солдатом. //Солдат под песенку сверчка //Служил в конторской будке //И надоумил дурачка //Из вербы делать дудки. //Пройдётся дурень по реке, //Нарубит терпких веток, //Распарит дома в кипятке — //И с веток разогретых //Сползёт упругая кора. //И дурень – в доме – сутки //Поёт и ночью, и с утра, //И сотворяет дудки. //Одна из них звенит пчелой, //Другая – соловьями, //А третья дребезжит пилой, //Все остальные – сами //Поют, танцуют: чок да чок — //В опилках и в соломе, //И с ними пляшет дурачок //В своём безумном доме. //…Прошёл и год, и два. Тоска //Вселилась в дом без дела //И одолела дурака, //И всё в нём заболело. //Он дудки все переломал: //Быть дураком – не шутка. //Одну – за печкой – не достал: //Так закатилась дудка… //Потом он к вербе побежал //И сломанные дудки //Руками зябкими держал, //И, к тайным звукам чуткий, //Отдал их вербе дурачок, //И долго ветки слушал, //И лёг под вербу. И молчок. //И отдал Богу душу. //А дудка, скрытая в дому, //Метнулась из-за печки, //Окно разбила и к нему, //Как пуля, мчалась к речке. //…Когда солдат, почти слепой, //Нашёл под вербой тело, //Над ним, звеня сама собой, //Живая дудка пела!
Эта живая дудка поёт в стихах Владимира Скифа. Мелодии её – то лирически нежные, то яростно обличительные, то православно смиренные – пронизывают всё, что написано этим поэтом. И более того – являются побудительным мотивом действовать во благо своей страны, с чётким пониманием, что читатели – не какие-то потребители «изящной словесности», а – тот самый народ, ради которого поэт живёт, пишет, страдает, радуется, переживает.
Эдуард Анашкин,
член Союза писателей России,
член Международной Академии Русской Словесности
Фото: irk.kp.ru
1 комментарий
Анатолий Казаков
29.02.2024Статья до боли нужная в наше время, да думаю во все времена…