Новое
- Лев Мей — русский писатель (1822-1862)
- Равнение на регионы: названы лауреаты Программы «Лучшее для России. Развитие регионов»
- Молодым талантам и творческим людям — возможность прославиться
- Валерий Румянцев. «Трудные дни». Рассказ
- Александр Балтин. «Шок, смешанный с ужасом». Рассказ
- Шедевр постановки пьесы «Материнское сердце» в БДТ, и современная школа
Рассказы Игоря Михайлова
05.06.2024…человек выпадает из своей материальной обыденности, чьё обаяние условно, становясь персонажем прозы: многонасыщенной, разнообразно-музыкальной прозы И.Михайлова; человек выпадает из заурядности своей повседневности, чтобы, заняв всего абзац – за счёт особой ёмкости и онтологичности оного – стать живой и вечной единицей подлинной прозы:
«Фотограф выискивает нужный ракурс. Ради ракурса он готов вывалиться из машины, забежать вперед, провалиться сквозь землю и воспарить на манер воздушного шарика над суетой, а после, мерзостно запищав, вернуться в салон»
Чудо творится писателем на уровне фразы, совмещающей стыковою силой метафизику бытования на земле, фантазию – с мерзостным писком, в данном случае, — иронию: вовсе не исключающую добродушного отношения к людям: малым сим…
А кто не таков?
Всем умирать…
Все… до определённой степени дети, забытые в переогромленных вавилонских Ашанах.
Персонажей много в рассказах И. Михайлова.
Они струятся, взлетают детскими воздушными шариками, волокутся по земле; они придавлены к ней растерянностью, крепкой и необычной детальностью, увиденной писателем; они сидят в кафе, или мелькнут вдруг так, что графику жеста, или ливень лица не забудешь; они пульсируют, как вскрытый часовой механизм, или свежая рана; смеются, как дети… и плачут: как они же, лишённые родителей… или – повода для смеха.
Великолепный людской космос, и — шаровая людская взвесь.
Иногда рассказ посвящён конкретному человеку, и он – сквозь призмы юмора и окуляры эсхатологии – показан с такой смачной прелестью и точностью, что можно с ним выпить, как с Михалычем, или, посмеявшись, пожелать помочь, как Генке Балагурову…
Вот он – Михалыч: весь крутой и крупный, тёртый: жизнь старалась, обрабатывая шероховатыми ладонями, северно-кричащий, дабы заглушить ветви вьюг, привычных в его широтах; вот он – забавный, и в чём-то героический: всё пишет и пишет, пусть не читает никто…
«Из машины Михалыч уверенным шагом пошёл в противоположную от местной газеты «Сенеж» сторону. Если бы Михалыч не был человеком, то он был бы, наверное, танком»
А вот – трагедия настигает комедию, и, используя фактуру фарса и бурлеска, предстаёт пред читателем сложное взаимодействие жанров, подразумевая сострадание к Генке Балагурову, но никто не сострадает, ибо:
«Мой однокурсник по МГПИ имени Ленина Генка Балагуров обитает в Королёве.
Плавает Балагуров в этом космическом пространстве, как карась на колхозном рынке, тычась в мутные стенки аквариума.
Полуслепой Генка с линзами такого огромного калибра, что похож на муху под увеличительным стеклом.
За человека его никто всерьёз не принимает. Каждый норовит потыкать его носом, как котёнка в кучу, либо отмахнуться, либо газетой пристукнуть»
Генка, словно выпав из Чехова, и пролетев зигзагами лент Леонида Андреева, выскочил в современности… И. Михайлова, равно нашей.
Генка жалок не в большей мере, чем жалки люди, не желающие замечать его, помогать ему; здесь рассказ, постепенно проходя ступенями юмора, поднимается до плато трагического исследования бытия, ибо на вопрос: зачем существует такой Генка со всем набором признаков – от полуслепоты с огромными окулярами очков до бытийной нелепости – не ответить.
Пострашнее «Постороннего» Камю – учитывая очевидно доброе сердце Генки.
Сквозь рассказы Михайлова проступает онтологический костяк стоического отчаяния; капсулы римского трагизма раскалываются о русскую дурь-действительность, которую можно только перетерпеть.
…сложное ощущение: писатель будто на градус, на волос сдвигает привычный полюс бытия, и ты, читатель, словно идёшь по Калинову мосту, не предполагая, что ожидает.
Огненная смородина ассоциаций вспыхивает невероятным напряжением, завораживая.
Музыкальная упоительность фраз, плотно насыщенных метафорами и необычностью авторского видения яви:
«Все — тут. Янтарного цвета пятистенок на улице Луначарского смотрится в свое парящее над землей отражение, будто снимок из проявителя. И вдоль берега, сливаясь с жидким оловом колеблющейся зеркальной глади, — похожие на водяных жуков деревянные баркасы, как руки разбросавшие по сторонам весла на уключинах. Линия берега, слившаяся с линией горизонта, три ивы у воды, перевернутые, будто веник, который отмачивают в кадушке в бане»
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ