Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

«Боговдохновенность». К 2000-летию Филона Александрийского

Лепестки логоса распускаются сложно: и, параллельно мерцая мистический лотос других широт словно приветствует оный метафизический цветок-логос: пока Филон Александрийский складывает своё учение из двойственности догм иудейских и греческой философии, специально разрабатывая учение о логосе, как потом будет разрабатываться – о Софии…

 Филон изображает логос то в виде архангела верховного (как представить соединение крыльев с якобы плотью, тем паче – бесплотностью?), то в виде высшей идеи, парящего облачка…

В Торе, согласно Филону, хранятся, как в волшебном хранилище, истины платоновские и стоические; задачей же человека является следование логосу, и уподобление Богу посредством экстаза…

Технологичность мира смеётся над наивным и таким мудрым Филоном: он не учёл, что человечество пойдёт по совершенно другим линиям развития.

 Боговдохновенность книг священных – при чём в каждой букве не вызывала у него сомнений: вызывала – способность человека усвоить истины высот.

Экзегетический метод, предложенный Филоном, включал в себя множественность толкований, и произвёл впечатление на всё последующее богословие; двоякие смыслы содержащиеся в Библии связаны с внешним изложением событий и аллегорическим толкованием оных…

Была ли у тебя биография, Филон?

Понятно, что создавал свою школу в пределах Александрии: пышной и шумной, шевелящейся столькими страстями – в том числе и философской, богословской; а больше…

Странно: учение, выпущенное на волю человеком, живёт, а о нём сложно собрать даже крохи информации.

 …божественные силы – в их совокупности – Филон полагает единым существом, отъединённым, однако, от Бога ради могущественности влияния на жизнь мира…

 А может быть – не так…

Всё поэтично очень, абсолютно не проверяемо, и живёт, живёт, привлекая умы, века….

Александр Балтин

От редакции

Филон Александрийский (ок. 25 г. до н. э. — ок. 50 г. н. э.) является одной из ключевых фигур в истории философии, благодаря своей попытке синтезировать еврейскую теологию с греческой философией. Его философская система отличается рядом уникальных черт и глубиной, которые оказали значительное влияние на последующую философскую и теологическую мысль.

Основные черты философии Филона

1. Теоцентризм и трансцендентность Бога:
— Филон рассматривал Бога как высшую, трансцендентную сущность, превосходящую все человеческие представления о добродетели, знании и красоте. Бог, по Филону, является единственным истинным бытием и совершенным благом.

2. Концепция Логоса:
— Одним из центральных понятий в философии Филона является Логос, который он описывает как посредника между Богом и миром. Логос у Филона выполняет роль творческой силы и божественного разума, через который Бог взаимодействует с миром.

3. Аллегорический метод интерпретации:
— Филон применял аллегорический метод для толкования Библии, стремясь выявить в священных текстах скрытые философские истины. Он видел в текстах Пятикнижия отражение идей Платона, Пифагора и других греческих философов.

4. Дуализм и антропология:
— Филон придерживался дуалистического взгляда на мир, разделяя его на материальное и духовное. Он считал, что душа человека связана с Богом, а тело — с материальным миром. Это дуалистическое противопоставление отражает его стремление к духовному совершенству и освобождению души от материальных оков.

Влияние на последующую философию

1. Влияние на христианскую мысль:
— Филон оказал значительное влияние на раннюю христианскую философию, особенно на таких мыслителей, как Климент Александрийский и Ориген. Его концепция Логоса была воспринята и развита в христианском богословии, где Логос стал отождествляться с Иисусом Христом.

2. Неоплатонизм:
— Филон также повлиял на становление неоплатонизма, особенно в аспектах мистической философии и идеи трансцендентного Бога.

Критика и наследие

Несмотря на значительное влияние на христианскую и неоплатоническую мысль, философия Филона не была широко принята в иудейской традиции. Его синтез иудаизма и эллинизма был неприемлем для многих позднейших еврейских мыслителей, и его работы были в значительной степени игнорированы в иудейской философии.

Филон Александрийский представляет собой уникальную фигуру, чья философская мысль сочетает в себе элементы еврейской теологии и греческой философии. Его концепция трансцендентного Бога, Логоса и аллегорический метод интерпретации Библии оказали глубокое влияние на развитие христианской и неоплатонической философии, несмотря на ограниченное признание в иудейской традиции.

ГлавРед ЖК

Дмитрий Плынов

Портрет Филона Александрийского создан с использованием ИИ


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика